Урок 30
РЕШАЕМ ЗАДАЧИ
Цели: совершенствовать умения составлять вопрос в соответствии с записью (числовым выражением) и сюжетной ситуацией; учить устанавливать соответствие между рисунком и моделью, текстом и моделью, моделью и текстом; закреплять умение сравнивать числа на основе счета, с использованием шкалы линейки; продолжить формирование умения измерять длину «на глаз», проверять точность измерения с помощью линейки, находить треугольники на чертеже.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Задачи в стихах.
Посадил я пять хороших
Белых бусинок-горошин,
А росточков из земли
Показалось только три.
Три горошинки взошло,
Сколько их не проросло? (5 – 3 = 2.)
Мы ходили на базар,
Выбирали там товар.
Три морковки, две петрушки,
Тыква, свекла, сельдерей.
Сколько будет овощей? (3 + 2 + 1 + 1 + 1 = 8.)
2. Разгадайте закономерность и вставьте в «окошки» число.

3. Подумайте.
В корзине были яблоки: красные и зеленые, всего 7. Зеленых яблок было меньше, чем красных. Покажите с помощью таблицы, сколько красных и сколько зеленых яблок могло быть в корзине.

II. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунки на доске.

– По какому рисунку можно составить задачу? (По второму рисунку.)
– Сегодня на уроке будем решать задачи.
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
1. Задание 1 (с. 70).
– Что изображено на рисунке?
– Сколько на рисунке апельсинов? (4.) Лимонов? (3.) Помидоров? (2.)
– Рассмотрите математические записи. Объясните, что показывает каждая запись.
4 + 2 – количество апельсинов и помидоров;
4 – 3 – на сколько лимонов меньше, чем апельсинов; на сколько апельсинов больше, чем лимонов;
3 – 2 – на сколько лимонов больше, чем помидоров; на сколько помидоров меньше, чем лимонов;
4 + 3 – количество апельсинов и лимонов;
3 + 2 – количество лимонов и помидоров;
4 – 2 – на сколько апельсинов больше, чем помидоров; на сколько помидоров меньше, чем апельсинов.
– Выполните вычисления.
2. Задание 2 (с. 70).
Учащиеся выполняют задание на цветных фишках.
После чтения задачи учащиеся составляют модели.

– Какая задача решается так: + 2 = ? (Вторая задача.)
3. Задание 3 (с. 70).
– Назовите числа, отмеченные на линейке цветными точками.
– Сравните каждое из отмеченных чисел с числом 6, используя слова «больше», «меньше». (Число 0 меньше 6; 3 меньше 6; 5 меньше 6; 7 больше 6; 10 больше 6.)
4. Задание 4 (с. 70).
– Сравните, какое число меньше в каждой паре.
8 меньше 9 9 больше 2
3 меньше 6 3 меньше 7
8 больше 7 6 меньше 7
0 меньше 1 10 больше 9
5. Задание 5 (с. 71).
– Сколько треугольников на чертеже? (5 треугольников.)

Учитель демонстрирует таблицу «Проверь себя».

6. Задание 6 (с. 71).
– Сколько точек на чертеже? (Пять точек.)
– Определите без линейки, между какими точками самое большое расстояние. (Между фиолетовой и красной точками; зеленой и красной точками.)
– Проверьте, выполнив измерения.
– Измерьте расстояние между каждыми двумя точками.

7. Задание 7 (с. 71).
– Сколько деталей мозаики на рисунке?
– Выберите и сложите детали мозаики. Прочитайте запись.
IV. Работа в печатной тетради.
Письмо цифр по пунктирным линиям.
Применение разных способов получения результата – составление модели и использование линейки, способа моделирования для получения верного решения.
Соединение линиями примеров с одинаковыми ответами.
Измерение высоты предметов.
Дорисовывание правой (левой) половины буквы.
Планирование последовательности выполнения задания.
V. Фронтальная работа.
1. Игра «Составим поезд».
Дидактическая цель. Ознакомление детей с приемом образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
Содержание игры. Учитель вызывает к доске поочередно учеников. Каждый из них, выполняя роль вагона, называет свой порядковый номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я – первый вагон». Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладет левую руку на плечо ученика, стоящего впереди), называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: «Один да один – получится два». Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу учителя составляют пример на сложение: «Два да один – это три». И т. д. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: «Три без одного – два. Два без одного – один». И т. д.
2. Нарисуйте по образцу.

VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите основные элементы задачи.