СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 9. ЛУЧ И ЕГО ОБОЗНАЧЕНИЕ.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для знакомства с геометрической фигурой – лучом; научить изображать луч с помощью линейки и обозначать луч буквами; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию умения решать задачи; развивать логическое и пространственное мышление.

Просмотр содержимого документа
«Урок 9. ЛУЧ И ЕГО ОБОЗНАЧЕНИЕ.»

Урок 9. Луч и его обозначение

Цели деятельности учителя

Создать условия для знакомства с геометрической фигурой – лучом; научить изображать луч с помощью линейки и обозначать луч буквами; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию умения решать задачи; развивать логическое и пространственное мышление

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: изображать луч с помощью линейки и обозначать луч латинскими буквами; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения; получат возможность научиться: читать обозначения луча; различать луч и отрезок.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; коммуникативные – приводить доказательства истинности проведенной классификации; регулятивные – анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма
контроля

I. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

• Соедините линией примеры с одинаковыми ответами:

• Выполните работу по таблице.

– Сравните числа первой строки. Сравните числа второй строки.

11 12 13 14 15 16 17 18 19

10 20 30 40 50 60 70 80 90

– Сравните пары чисел, записанных друг под другом. Сколько разных цифр используется для записи этих чисел? Сколько всего чисел записано?

• Решите задачу.

Для растопки печки брат принес 8 поленьев, а сестра – 5. Отец принес столько поленьев, сколько брат и сестра вместе. Сколько поленьев принес отец?

• Треугольник разрезали так, как показано на рисунках. Какие фигуры можно составить из полученных частей?

(См. ресурсный материал.)

Отвечают на вопросы учителя
по материалу предыдущего
урока.

Выполняют задания
на формирование навыка устного счета

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

II. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Отгадайте загадку:

Ежедневно по утрам

Он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел,

Это значит, день пришел.

(Солнечный луч.)

– Луч можно встретить и в математике. Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6).

– Сегодня на уроке будем учиться изображать геометрическую фигуру луч с помощью линейки

Слушают
и обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Задание 1
(с. 19)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Рассмотрите рисунки в учебнике. Прочитайте текст.

– Можно ли начертить весь луч? (Нельзя.)

– Рассмотрите чертеж. На нем изображен луч. Его обозначают двумя буквами латинского алфавита. Точка А – начало луча. Буква В может обозначать любую точку на этом луче. Читают так: луч АВ. Конца у луча нет.

– Какую геометрическую фигуру называют лучом?

– Как обозначить луч на чертеже?

– Прочитайте названия лучей на доске.

– Чем они похожи? Чем отличаются?

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Читают названия каждого луча

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; соотносят выполненное задание с образцом; используют в работе простейшие инструменты; оценивают свое задание.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 2
(с. 20)

– Рассмотрите рисунок в учебнике. Сколько лучей здесь изображено? (Три луча.)

– Прочитайте название луча, показывающего каждое из данных направлений. (Луч АМ, луч КО, луч DE.)

Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы

Фронтальная

Устные ответы

Задание 3
(с. 20)

– Рассмотрите чертежи.

– Что объединяет все фигуры? (Это геометрические фигуры.)

– Найдите на рисунке лучи и назовите их. (CD, OE.)

– Что такое луч? Как правильно прочитать луч? Как называются остальные фигуры на рисунке? (Отрезки.)

– Что такое отрезок? Чем отличается луч от отрезка?

Сравнивают луч и отрезок

Фронтальная

Устные ответы

Задание 4
(с. 20)

– Начертите луч, обозначьте его буквами и запишите обозначение. Работайте по плану, данному в учебнике

Чертят луч в тетради

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление

Работа в печатной тетради № 1.

Задание 4

Задаёт вопросы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения.

– Сколько точек изображено на чертеже? (Три точки.)

– Через каждые две точки проведите лучи и обозначьте их буквами.

В задании не сказано о том, чтобы какая-нибудь одна или несколько точек были началами лучей. Поэтому возможны разные варианты построения лучей. (См. ресурсный материал.)

Отвечают на вопросы.

Строят лучи через данные точки

Индивидуальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию
в учебнике; определяют,
в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в тетради

Задание 5

Направления движения Маши и Миши задаются лучами. Общее начало этих двух лучей изображено на рисунке точкой. Так как Маша и Миша пошли в противоположных направлениях, то для построения сразу обоих лучей удобно линейку расположить так:

Строят луч, на котором показывают направления движения Маши

и Миши

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 7

Решения:

• Волк и Заяц тоже выполнили это задание. Рассмотрите чертежи. Справились ли с заданием Волк и Заяц? Свой ответ поясните.

(См. ресурсный материал.)

Строят отрезок на данном

чертеже

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Работа по учебнику.

Задание 12

(с. 22)

– Вспомните правило чтения высказываний, изображенных с помощью стрелок. Что обозначает синяя стрелка? (Синяя стрелка заменяет слово «меньше».)

– Что обозначает красная стрелка? (Красная стрелка заменяет слово «больше».)

– Какое число читают первым? (В паре первым читают то число, от которого идет стрелка, а вторым – то, к которому идет стрелка.)

– Сколько можно прочитать высказываний по рисунку? (По рисунку можно прочитать столько высказываний, сколько на нем изображено стрелок.)

– Прочитайте высказывания по второй схеме.

1) тридцать пять больше шестнадцати;

2) девяносто больше тридцати пяти;

3) девяносто больше семидесяти восьми;

4) девяносто больше шестнадцати;

5) семьдесят восемь больше тридцати пяти;

6) семьдесят восемь больше шестнадцати

Вспоминают правило чтения высказываний, изображенных с помощью стрелок

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 13

(с. 22)

– Вспомните правила построения графа.

Решение:

1. Граф отношения «больше».

2. Граф отношения «меньше».

Вспоминают правило построения графа. Читают высказывания по данному графу.

Строят граф

Фронтальная

Устные ответы

Задание 15

(с. 23)

– Прочитайте задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Почему задача решается с помощью вычитания?

– Измените условие так, чтобы задача решалась сложением. (Для того чтобы задача решалась сложением, нужно в ее условии слово «короче» заменить словом «длиннее».)

– Решите новую задачу

Изменяют

условие задачи.

Решают новую задачу

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 16

(с. 23)

– Прочитайте задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Как вы думаете, можно ли изменить условие задачи так, чтобы число 6 называлось только один раз?

Новая формулировка задачи: у Бори 6 простых и столько же цветных карандашей. Сколько карандашей у Бори?

– Запишите решение новой задачи

Изменяют

условие задачи.

Решают новую задачу

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 19

(с. 23)

– Прочитайте условие задачи.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Используя цветные палочки, решите эту задачу.

Рассуждение: «По условию задачи Кролик посадил 2 десятка семян моркови и 3 десятка семян редиса. Выложим с помощью цветных палочек эти числа:

Так как в задаче спрашивается, сколько морковок и редисок надеется собрать Кролик, надо сложить (сдвинуть на модели) эти числа:

Всего

Получилось число, в котором 5 десятков (5 оранжевых палочек), – это 50. Значит, Кролик надеется собрать 50 морковок и редисок».

В тетради запишем решение задачи:

20 + 30 = 50 (к.).

Ответ: 50 корнеплодов.

– Прочитайте еще раз вопрос задачи.

– Как вы думаете, почему в вопросе задачи используется слово «надеется»?

– Можем ли мы точно утверждать, что Кролик осенью соберет ровно 50 морковок и редисок? Почему?

– Скорее всего, он соберет меньше 50 морковок и редисок или ровно 50?

– Можем ли мы точно утверждать, что Кролик не соберет больше 50 морковок и редисок. Почему?

Решают
задачу

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите признаки луча.

– Что на уроке было самым интересным? Трудным?

– Довольны ли своей работой на уроке?

– Удалось ли достичь поставленной цели?

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: выполняют оценку результатов работы

Оценивание работы уча-щихся

на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 17, 18 (учебник); № 1 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Устный счет в игровой форме.

Треугольник разрезали так, как показано на рисунках. Какие фигуры можно составить из полученных частей?

Задание 4.

В задании не сказано о том, чтобы какая-нибудь одна или несколько точек были началами лучей, поэтому возможны разные варианты построения лучей.

Задание 7.

Волк и Заяц тоже выполнили это задание. Рассмотрите чертежи. Справились ли с заданием Волк и Заяц? Свой ответ поясните.

Чертеж Волка

Отрезок ЕК имеет с лучом ОМ
единственную общую точку Е


Чертеж Зайца

Отрезок ОК имеет с лучом ОМ
единственную общую точку О

(Чертежи заранее выполняются учителем.)

(С заданием справился только Заяц.)