СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 5 классе. Строение бактериальной клетки.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строение бактериальной клетки.

Актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий. Продолжить отработку навыков работы в группе.Продолжить формирование навыка работы с различными источниками информации.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 5 классе. Строение бактериальной клетки.»

Учитель биологии, высшей категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа№12 г. Феодосии Республики Крым» Кашкина Елена Николаевна

Урок биологи в 5 классе.

Строение бактериальной клетки.

Цели:

Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий.

Развивающие:

- продолжить отработку навыков работы в группе;

 - продолжить формирование навыка работы с различными источниками информации.

Воспитательные:

 - привитие правил культуры поведения при групповой и индивидуальной работе;

 - способствовать формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя.

Тип урока: урок введения нового материала.

Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.

Основные понятия: бактерии, вибрионы, спириллы, ядерное вещество, капсула.

Ресурсы: учебник (автор Л.Н.Сухорукова), таблица “Бактерии”; текст “Общая характеристика бактерий”, текст с иллюстрациями “Общая характеристика бактерий”, иллюстрации “Разнообразие форм бактерий”, “Типы питания бактерий”, видеофрагмент “Многообразие бактерий”, анимации “Питание бактерий”, “Размножение бактерий”, “Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям”, интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”, презентация “Бактерии: строение и жизнедеятельность», компьютер, проектор.



Планируемые результаты:

Личностные: в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике нацелить на реализацию установок здорового образа жизни

Метапредметные:

Познавательные:

- продолжить формирование умения работать с таблицами,

- формирование умения находить отличия, составлять опорные схемы, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Коммуникативные:

- продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре),

- продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение.

Регулятивные:

- продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

- продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

- продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.

- продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Предметные:

- выявление существенных признаков прокариот и эукариот;

- определение принадлежности бактерий к прокариотам;

 - определение на рисунках частей бактериальной клетки;

- выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе

I .Организационный этап:

Приветствие учащихся.

Проверка готовности обучающихся к уроку (взаимопроверка).

Физминутка.

II.Определение темы урока (учащиеся самостоятельно определяют тему урока отвечая на вопросы). Мозговой штурм.

- Самые древние живые организмы.

- Самые маленькие.

-Одноклеточные.

-Распространены повсеместно.

-Определяют различные процессы, происходящие в природе.

Ответ: Бактерии

IV.Актуализация и мотивация учебной деятельности

-Как вы думаете, почему сейчас уделяют много внимания изучению бактерий?

- Когда стало возможно изучить строение клетки бактерий?

- Что вы знаете о бактериях?

-Почему бактерии живут до сих пор и практически не изменились? (Проблемный вопрос).

- Составить первичный синквейн «Бактерии» (индивидуальное задание).

IV.Определение целей урока (формируют учащиеся, корректирует учитель):

- Изучить строение бактериальной клетки

- Рассмотреть формы и размеры бактерий

- Определить характерные особенности строения бактериальной клетки

- Значение бактерий в природе и жизни человека

- Написать синквейн на тему «Бактерии»

- Сформировать адресные вопросы по теме (ученик – ученик)

- Прочитать текст учебника, используя технологию критического мышления: чтение текста со значками (+ знаю, - не знаю, ? - интересно, v- хочу знать больше)

Работа будет проходить в группах (ученик напоминает правила работы в группе).

V.Изучение нового материала с поэтапным закреплением:

Работа в группах.

1. Строение бактериальной клетки:

- Что такое бактерии? Мозговой штурм. Проверка определения на стр.44 учебника.

- Параграф 16, рис.2.11 –рассмотреть, выявить характерные компоненты бактериальной клетки.

- Сделать рисунок бактериальной клетки, обозначить ее компоненты (или используя пластилин сделать макет бактериальной клетки). По выбору.

- Ответ у доски ученика о строении бактериальной клетки.

2.Изучение формы и размеров бактерий:

- Рассмотреть рисунок на стр. 44

- Сделать схему: «Формы бактерий» (прямые, извилистые палочки, шарики, спирали).

- Перечислить формы бактериальной клетки (ответ ученика по таблице, слайду презентации).

3.В чем заключается особенность строения бактериальной клетки?

- Найти ответ в параграфе учебника. Сделать соответствующее подтверждение при рассмотрении рисунка учебника, таблицы, презентации.

4.Какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека?

- Работа в группе (составление таблицы «Положительное и отрицательное значение бактерий»)

5. Работа с самостоятельным поиском информации (на основе параграфа):

- Где обитают бактерии?

- Почему бактерий так много?

-Что позволяет бактериям пережить неблагоприятные условия окружающей среды

- Что такое спора? Зачем она нужна бактериям?

6. Прочитать текст учебника со значками.

7. Написать синквейн (второй) «Бактерии» (работа в группе, сравнить синквейны).

VI.Физминутка.

VII. Обобщение и систематизация учебного материала:

Работа в группах.

- Постановка адресных вопросов по теме урока: ученик – ученик.

- Анализ чтения текста параграфа со значками(+,--, ?,V).

VIII. Рефлексия:

- Учащиеся высказывают свое мнение о выполнении поставленных целей урока и их результативности.

- Учащиеся высказывают свое мнение о работе групп, класса в целом.

IX. Оценивание:

- По итогам работы групп

- По итогам постановки адресных вопросов.

- Самооценивание.

- Взаимооценивание.

X.Домашние задание:

- параграф 16 изучить, ответить на вопросы параграфа;

- подготовить сообщение: «Виды бактерий», «Значение бактерий», «Эти интересные бактерии» (по желанию, на выбор).