1. Выявлять существенные признаки бактерий;
2. Извлекать нужную информацию;
3. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
4. Устанавливать причинно-следственные связи;
5. Уметь формулировать и решать проблему
1. Целеполагание
2. Контрольно-оценочная деятельность
3. Рефлексия
1. Уметь слушать
2. Уметь работать с информацией
3. Высказывать свои мысли
4. Работать в диалоге
1. Словесный (беседа, диалог)
2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)
3. Практический (поиск информации)
4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Здравствуйте, ребята, Встаньте ровно и красиво, Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Ребята, я хочу пожелать всем, чтобы на уроке вы сделали для себя больше различных открытий. Будьте внимательны, выполняйте все задания, отвечайте на вопросы и вас ждет успех | Подготовка класса к работе. Настраиваются на работу. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности. | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию, используя приём сопоставления: - Все что нас окружает удивительно устроено, это помог нам обнаружить микроскоп и лупа, говорят многие ученые, а что мы с вами увидели с помощью увеличительных приборов? - А какие еще организмы имеют клеточное строение? - Назовите царства живых организмов? (бактерии, грибы, растения, животные). - Представители какого царства живут повсюду в воздухе, воде, почве (бактерии). Демонстрируется видео 1. «Гниение фруктов» - Какие изменения произошли с фруктами? - Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий? - А что вам известно об этих удивительных организмах? Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков. Демонстрация видео 2.»Бактери». Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему? - Какие особенности строения бактерий вы заметили? - С помощью каких методов можно изучать данные организмы? | Дают ответы на поставленные вопросы. Учащиеся анализируют предложенные материалы, отвечают на вопросы. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи. | Уточняет тему и цель урока - Какую проблему мы будем решать на уроке? - Сформулируйте тему урока. «Строение бактериальной клетки» - Ребята, сформулируйте свое предположение, гипотезу (клетки бактерии имеют особое строение, они очень малы). - Чтобы подтвердить гипотезу нужно сформулировать цель урока (изучить строение бактерий, процессов их жизнедеятельности). | Уточняют тему урока, формулируют проблемный вопрос, выдвигают гипотезу, формулируют цель урока. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. Логические: формулирование проблемы. |
4. Восприятие и усвоение теоретического учебного материала | Фиксирует алгоритм действия учащихся на доске Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, используя приём доказательства. | Работают в группах по алгоритму(Приложение): изучают материал учебника, дополнительный материал, анализируют раздаточный материал, составляют схемы для презентации мини-проектов. Формулируют и записывают выводы. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность полученного материала, используя приём переноса знаний в новую ситуацию (использует презентацию) | Руководители групп представляют полученные знания, используют составленные схемы проектов, доказывают их правильность. Опираются на презентацию учителя проговаривают новый материал, делают выводы . | Регулятивные: оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнёра –коррекция. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний, используя ноутбуки и электронные приложения к учебнику. | Применяя знания, полученные на уроке, отвечают на вопросы теста. Коллективно обсуждают допущенные ошибки, корректируют их. Оценивают друг друга | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. Демонстрирует гнилое яблоко. Предлагает объяснить причину изменений яблока. -Если очистить кожуру яблока, мы избавимся от бактерий? Докажите, почему? Возвращает к теме урока и поставленным целям (записаны на доске). Предлагает проанализировать, чему научились на уроке, что узнали нового, где пригодятся полученные знания. Предлагает домашнее задание по выбору: Прочитать параграф учебника Подготовить мини-сообщение «Эти удивительные бактерии» | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности (Лист самооценки), соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Записывают домашнее задание. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |