Учитель биологии, высшей категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа№12 г. Феодосии Республики Крым» Кашкина Елена Николаевна
Урок биологи в 5 классе.
Строение бактериальной клетки.
Цели:
Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий.
Развивающие:
- продолжить отработку навыков работы в группе;
- продолжить формирование навыка работы с различными источниками информации.
Воспитательные:
- привитие правил культуры поведения при групповой и индивидуальной работе;
- способствовать формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя.
Тип урока: урок введения нового материала.
Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.
Основные понятия: бактерии, вибрионы, спириллы, ядерное вещество, капсула.
Ресурсы: учебник (автор Л.Н.Сухорукова), таблица “Бактерии”; текст “Общая характеристика бактерий”, текст с иллюстрациями “Общая характеристика бактерий”, иллюстрации “Разнообразие форм бактерий”, “Типы питания бактерий”, видеофрагмент “Многообразие бактерий”, анимации “Питание бактерий”, “Размножение бактерий”, “Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям”, интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”, презентация “Бактерии: строение и жизнедеятельность», компьютер, проектор.
Планируемые результаты:
Личностные: в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике нацелить на реализацию установок здорового образа жизни
Метапредметные:
Познавательные:
- продолжить формирование умения работать с таблицами,
- формирование умения находить отличия, составлять опорные схемы, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Коммуникативные:
- продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре),
- продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение.
Регулятивные:
- продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.
- продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Предметные:
- выявление существенных признаков прокариот и эукариот;
- определение принадлежности бактерий к прокариотам;
- определение на рисунках частей бактериальной клетки;
- выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе
I .Организационный этап:
Приветствие учащихся.
Проверка готовности обучающихся к уроку (взаимопроверка).
Физминутка.
II.Определение темы урока (учащиеся самостоятельно определяют тему урока отвечая на вопросы). Мозговой штурм.
- Самые древние живые организмы.
- Самые маленькие.
-Одноклеточные.
-Распространены повсеместно.
-Определяют различные процессы, происходящие в природе.
Ответ: Бактерии
IV.Актуализация и мотивация учебной деятельности
-Как вы думаете, почему сейчас уделяют много внимания изучению бактерий?
- Когда стало возможно изучить строение клетки бактерий?
- Что вы знаете о бактериях?
-Почему бактерии живут до сих пор и практически не изменились? (Проблемный вопрос).
- Составить первичный синквейн «Бактерии» (индивидуальное задание).
IV.Определение целей урока (формируют учащиеся, корректирует учитель):
- Изучить строение бактериальной клетки
- Рассмотреть формы и размеры бактерий
- Определить характерные особенности строения бактериальной клетки
- Значение бактерий в природе и жизни человека
- Написать синквейн на тему «Бактерии»
- Сформировать адресные вопросы по теме (ученик – ученик)
- Прочитать текст учебника, используя технологию критического мышления: чтение текста со значками (+ знаю, - не знаю, ? - интересно, v- хочу знать больше)
Работа будет проходить в группах (ученик напоминает правила работы в группе).
V.Изучение нового материала с поэтапным закреплением:
Работа в группах.
1. Строение бактериальной клетки:
- Что такое бактерии? Мозговой штурм. Проверка определения на стр.44 учебника.
- Параграф 16, рис.2.11 –рассмотреть, выявить характерные компоненты бактериальной клетки.
- Сделать рисунок бактериальной клетки, обозначить ее компоненты (или используя пластилин сделать макет бактериальной клетки). По выбору.
- Ответ у доски ученика о строении бактериальной клетки.

2.Изучение формы и размеров бактерий:
- Рассмотреть рисунок на стр. 44
- Сделать схему: «Формы бактерий» (прямые, извилистые палочки, шарики, спирали).
- Перечислить формы бактериальной клетки (ответ ученика по таблице, слайду презентации).

3.В чем заключается особенность строения бактериальной клетки?
- Найти ответ в параграфе учебника. Сделать соответствующее подтверждение при рассмотрении рисунка учебника, таблицы, презентации.
4.Какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека?
- Работа в группе (составление таблицы «Положительное и отрицательное значение бактерий»)
5. Работа с самостоятельным поиском информации (на основе параграфа):
- Где обитают бактерии?
- Почему бактерий так много?
-Что позволяет бактериям пережить неблагоприятные условия окружающей среды
- Что такое спора? Зачем она нужна бактериям?
6. Прочитать текст учебника со значками.
7. Написать синквейн (второй) «Бактерии» (работа в группе, сравнить синквейны).
VI.Физминутка.
VII. Обобщение и систематизация учебного материала:
Работа в группах.
- Постановка адресных вопросов по теме урока: ученик – ученик.
- Анализ чтения текста параграфа со значками(+,--, ?,V).
VIII. Рефлексия:
- Учащиеся высказывают свое мнение о выполнении поставленных целей урока и их результативности.
- Учащиеся высказывают свое мнение о работе групп, класса в целом.
IX. Оценивание:
- По итогам работы групп
- По итогам постановки адресных вопросов.
- Самооценивание.
- Взаимооценивание.
X.Домашние задание:
- параграф 16 изучить, ответить на вопросы параграфа;
- подготовить сообщение: «Виды бактерий», «Значение бактерий», «Эти интересные бактерии» (по желанию, на выбор).