Тема 2 урока «Дом добра»
Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с афоризмами, пословицами по теме урока, со стихотворениями Р. Абакаровой. Воспитательная цель урока: воспитать у них чувства привязанности к родному дому, уважение к нравственным семейным ценностям; показать значимость семьи, дома в формировании личности.
Развивающая цель урока: развивать внимательность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, интерес, любознательность, положительные эмоции.
Оборудование: сборник стихотворений Р. Абакаровой «В добрый путь».
На доске: плакаты детей о семье, о доме, пословицы и коллаж из фотографий, высказывания: «Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства». «Семья – это та первичная среда, где человек учится творить добро. В.А. Сухомлинский
Ход урока:
I. Организационная часть
II. Проверка задания на дом
Учитель. Давайте проверим задание на дом. Расскажем о людях, в которых вы видели доброту, теплоту, чистоту души. (Фронтальный опрос класса)
Ваша одноклассница подготовила и рассказ о родном доме.
Ученица отвечает.
Дом… Где бы мы ни были, мы всегда о нем помним, он словно притягивает нас своим теплом. В каких бы увлекательных путешествиях ни приходилось бывать, у кого раньше, у кого – то позже, но рождается в душе тоска по дому. И так томительны последние часы перед возвращением, как волнуешься, подходя к родному порогу! То, что мы величаем домом, – это не просто наше жилище, квартира с расставленной мебелью. И не только место, где можно поесть, поспать, отдохнуть после трудового дня.
Говоря о величии подвига героя, о грандиозности открытия ученого, о таланте художника или поэта, мы ищем истоки смелости, упорства, трудолюбия непременно в доме, где человек появился на свет, где он вырос и возмужал, откуда берётся начало всех начал.
Учитель. Молодец, с домашним заданием справилась.
(Обсуждается сообщение ученицы о доме).
III. Исполнение песни Л. Лещенко «Родительский дом»
Родительский дом
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань – родительский дом.
Родительский дом, начало начал,
Ты в жизни моей надёжный причал.
Родительский дом, пускай добрый свет
Горит в твоих окнах много лет.
И пускай наше детство не кончится,
Хоть мы взрослыми стали людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.
Родительский дом, начало начал,
Ты в жизни моей надёжный причал.
Родительский дом, пускай добрый свет
Горит в твоих окнах много лет.
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись,
Мы с тобою в долгу неоплаченном,
Свято помни об этом всю жизнь.
Родительский дом, начало начал,
Ты в жизни моей надёжный причал.
Родительский дом, пускай добрый свет
Горит в твоих окнах много лет.
Много лет...
IV. Беседа по закреплению темы
Учитель. Действительно, ребята, силу влияния родного дома на каждого из нас нельзя заменить ничем.
«Нравственное и патриотическое воспитание – части одного неразделимого механизма. Патриотическое воспитание начинается с любви и доброго отношения к самым близким людям, к родному миру. А крепость и надежность этого дома зависит от надежности отношений членов семьи», – пишет в своей книге Р. Абакарова. [с. 62 ФДЧО].
Человек издревле старался поставить свое жилище крепко и ладно, на века. Рождались, жили и умирали в нем многие поколения. Людей, что обходились без своего угла, что жили в странствиях, нигде не свивая гнезда, звали несколько презрительно «перекати-поле» и относились к ним настороженно.
Почему же, ребята, к ним относились настороженно? Как вы думаете?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Скажите, пожалуйста, как вы считаете, где вас больше всего любят и уважают?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Кого мы называем членами семьи?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Кто из детей более счастлив, тот, кто живёт с родителями, или тот, кто живёт вдали от них?
Учащиеся отвечают. Тот, кто живёт с родителями. Дети счастливы, когда родители рядом, когда они проявляют любовь к своим детям. Когда мама готовит вкусный обед, и все члены семьи садятся за один стол и делятся своими впечатлениями о жизни.
Хорошие отношения между родителями и детьми играют важную роль в их жизни. Если кто-то ссориться, то это не доставляет ни радости, ни веселья, ни счастья никому из семьи. В такое время даже привычные вещи, стоящие на тех же местах, начинают раздражать.
Учитель. Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты – желанный ребенок. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий!
15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи. Дом – слово знакомое нам с детства. От него веет теплом и уютом. Дом для каждого из нас – убежище, которое оградит нас от всех напастей, место, где мы всегда найдем любовь, взаимопонимание, где мы счастливы. Здесь живет наша семья.
Основой каждой семьи является воспитание детей. Каждая семья строится по определенным правилам и традициям.
V. Разгадывание анаграмм
Учитель. А сейчас давайте разгадаем анаграммы, обозначающие правила воспитания детей. Вот набор букв: родстагоблво. Образуйте из этих букв слово, означающее положительную черту характера.
Учащиеся отвечают. Благородство.
Учитель. Вот другой набор букв: рдообат. Образуйте из букв слово.
Учащиеся отвечают. Доброта.
Учитель. Что скрывается за буквами: ежнуавие?
Учащиеся отвечают. Уважение.
Учитель. А за буквами: рмалоь?
Учащиеся отвечают. Мораль.
Учитель. А за такими буквами: оньтствеосттвен?
Учащиеся отвечают. Ответственность.
Учитель. Хочется иметь каждому из нас хороший дом. Уютный, ухоженный дом – плод неустанных усилий людей, в нем живущих. Не обязательно иметь изящный дом. Главное, чтобы в доме был порядок, мир и согласие, и, чтобы были добрые отношения между родителями, родителей с детьми, и, конечно, с бабушками и дедушками.
К порядку дома, к чистоте его и уюту должна учить хранительница очага – мать. Таково требование дагестанских традиций. Если мама находится на работе или она в отъезде, в доме руководит бабушка. У каждого члена семьи может быть свой уголок, свой мир, где он любит отдохнуть или подумать о чем-то своем. Наши слова подтверждает стихотворение Валентина Берестова.
VI. Чтение стихотворения Валентина Берестова
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что – малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей
VII. Интеллектуальная разминка
Учитель. А теперь у нас интеллектуальная разминка. Всем известно, что мудрые мысли любого народа отражены в пословицах и поговорках. Человек, который хорошо знает пословицы и правильно их употребляет, сам становится умнее. Интеллектуальная разминка называется «Закончи пословицу». Её можно выполнить в паре со своим соседом. Пословицы нужно объяснить.
– Не красна изба углами, а (красна пирогами).
– В гостях хорошо, а (дома лучше).
– В своем доме и стены (помогают).
– Где родился (там и пригодился).
– Не нужен и клад, (коли в семье лад).
– Яблоко от яблони (не далеко падает).
Учитель. Как же сохранить в доме добрые отношения, при котором должно быть тепло и уютно всем?
Учащиеся отвечают. 1. Нужно в каждой семье укреплять дружбу, любовь друг к другу, уважение к старшим, с пониманием относиться к младшим.
2. Нужно, в первую очередь, родителям показать положительный пример своим детям. Если дети с детства приучены к труду, помогать старшим, соседям, они и в старшем возрасте это будут делать.
3. Надо думать о здоровье каждого члена семьи, каждый должен вести себя благородно, чтобы члены семьи радовались успехам друг другу и не расстраивались. Надо любить и уважать старших. Вот тогда будут в каждой семье добрые, дружеские отношения, будет всем уютно, приятно, будет и мир в каждой семье.
Учитель. Каждая семья – это свой отдельный мир, отдельный островок, где нас любят и понимают с полуслова, где можно забыть о горестях, где можно беседовать с любимыми людьми.
VIII. Анализ примеров из жизни
Учитель. Вот случай из жизни.
В одной большой семье, где подрастает восемь детей, царит тепло и покой. Хранительницей этого тепла является мать. Именно она в семье поддерживает взаимопонимание между детьми. Всех детей связывает нить уважения, доверия, так как мать начеку, чтобы дети не росли эгоистичными.
В любом дагестанском доме лучом доброты является женщина-мать. Забота о доме, о детях ложится на её плечи. Она является символом спокойствия, уюта, благородства и доброго отношения к окружающему миру. В Дагестане бытует пословица: «Дом – не дом, пока женщина его домом не сделает». Если у кого-то проблема, женщина-мать обязательно поможет, подскажет совет.
Скажите, ребята, какие чувства связывают членов семьи?
Учащиеся отвечают. Их связывает доброта, милосердие, любовь и уважение друг другу, к окружающим.
Учитель. В связи со сказанным мы проведем в игру. Я зачитаю вопрос, а вы ответьте.
1. Его иногда называют отзывчивостью, душевным расположением к людям. А как вы назовёте это?
Учащиеся отвечают. Это доброта.
2. Его иногда называют готовностью помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь, состраданием, человеколюбием. А как вы назовёте эту черту характера?
Учащиеся отвечают. Это милосердие.
3. К этому чувство прибавляют эпитеты: самоотверженная, сердечная привязанность. К какому слову они подходят?
Учащиеся отвечают. Это любовь.
4. Это почтительное отношение, основанное на признание чьих-нибудь достоинств. А как назовём его иначе?
Учащиеся отвечают. Это уважение.
5. Это слово близко к сочетанию слов взаимное согласие. А как вы его назовёте?
Учащиеся отвечают. Это взаимопонимание.
IХ. Разминка «Кто лучше покажет сценку из семейной жизни»
Учитель. Говорят, вся наша жизнь – театр, и все мы в нем актеры. Давайте покажем «Сценки из семейной жизни». Предлагаю изобразить типичную семейную ситуацию, например:
– делает макияж и расчесывается перед зеркалом
– забивает молотком гвоздь,
– меняет ребенку пеленки,
– месит тесто и делает пирожки,
– чистит ботинки.
– настраивает телевизор,
Можно предложить свой вариант.
(Учащиеся выполняют задание)
Учитель. Вы, ребята – неплохие актёры. Если эти качества будут сохранены, вам легче будет сменить плохое настроение на хорошее.
Чтобы в любой семье не было разногласий, ссор, недоразумений, Б. Л. Лихачев советовал помнить изречение: «Доброе отношение к ребенку порождает в нем надежду, веру в спокойную, счастливую жизнь, поддерживает силу воли».
Слова Б. Л. Лихачева созвучны со строчками из стихотворения Р. Абакаровой (стр. 65)
Ученица читает.
Обладают дюжей силой Лишь терпимость и согласие
Наши добрые слова В жизни нам важнее всех.
Заарканят и привяжут, Лестницы они ступени,
Кто воинствен и кровав. Что тебя поднимут вверх.
Учитель. Хорошие отношения между родителями и детьми невозможны без слов любви и ободрения.
Х. Игра «Ласковые слова»
Учитель. Следующее задание «Ласковые слова». Вспомните те ласковые слова, которые вам говорят родители чаще всего. Напишите их на бумаге. У кого больше будет слов, тот – победитель.
(Учащиеся выполняют задание)
Учитель. А теперь давайте построим «Дом вашей мечты». Я раздам каждому из вас вырезанный из бумаги кирпичик. Так как каждый человек мечтает о теплом, уютном доме, где его понимают и любят, предлагаю вам построить такой дом из кирпичиков. На них вы можете рисовать и писать те качества, каким должен отличаться ваш дом, что в нем будет главным. Из бумажных кирпичиков можно «построить дом». А на доске провести его презентацию.
(Учащиеся выполняют задание)
Учитель. Благодарю всех строителей. Думаю, дома у вас получился дом прекраснее. Скажите, кто уже использовал при строительстве кирпичик «Счастье»? Очень важно, чтобы в доме поселилось счастье. Думаю, что вы все обязательно станете счастливыми, и все хорошо будет в вашем доме.
ХI. Подведение итога урока
Учитель. Наш урок подходит к концу. Что вы узнали на этом уроке?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Что полезного запомнили из этого урока? Каким афоризмом хотели бы подвести итог урока?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Пусть будет в каждом доме тепло и свет, пусть доброта появится во всех семьях и во всех человеческих сердцах!
Спасибо вам, ребята, за активность на уроке. Молодцы!
И в завершении нашего урока посмотрим по экрану презентацию фотовыставки «Родительский дом».
ХII. Домашнее задание. Написать сочинение «Мой дом – моя семья».