Тема: Монотипия. Красивые рыбы.
Цели: учить видеть красоту разнообразных поверхностей; развивать творческое воображение и эстетический вкус при украшении узорами рыб; познакомить с новой техникой выполнения работы – монотипией.
Задачи художественного развития учащихся:
развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений; учить видеть красоту окружающего мира;
формировать навыки работы красками в монотипии;
развивать способности к творческому самовыражению.
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
УУД (умение учиться).
Регулятивные: создание работы в технике монотипии – цветного или монохромного фактурного отпечатка (с использованием выразительных свойств акварели), который затем дорисовывается черным фломастером или палочкой с тушью; придумывание названия своему рисунку; оценивание результатов своего труда.
Познавательные: понимание значения красоты и многообразия окружающего мира; самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи, поставленной на уроке.
Личностные: формирование навыков работы красками, умения использовать цветовое пятно для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Xод урока:
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Определение темы урока и создание проблемной ситуации.
- Ребята, отгадайте загадку.
Есть крылья — не летаю,
ног нет, а гуляю,
по земле не хожу, на небо не гляжу,
звёзд не считаю, людей избегаю. (Рыба).
- Молодцы, правильно. У нас в республике текут красивые реки Селенга и Уда.
- А в какое озеро они впадают?
- Знаете ли вы, какие рыбы водятся в водах наших рек и озера Байкал?
- Кто-нибудь из вас ходил на рыбалку? Как вы думаете можно ли ловить рыбу сетями?
- Правильно, рыб надо беречь! Летом самое главное – не засорять водоёмы и рыбачить только на удочку.
- Вы назвали лишь несколько видов рыб, но на самом деле их гораздо больше. Огромное количество рыб живёт в морях и океанах, реках и озёрах, и все они очень разные: крупные и мелкие, хищные и нехищные, яркие, декоративные и совсем незаметные, похожие на песок или камень.
- А чем же рыбы отличаются от других животных?
- Как вы думаете, кого мы будем сегодня рисовать на уроке?
- Правильно, рыбку. Но рисовать мы её будем необычным способом.
3. Работа с иллюстрациями.
- Рассмотрите чудесных рыб.
- Обратите внимание на строение рыбы. Из чего она состоит? Что у нее есть?
- Какую форму имеют рыбы?
- Из каких элементов состоит узор у рыбы?
- Интересно, что стоит изменить только один из пунктов - и получится совсем другая рыба. Например, меняем плавники. (Учитель показывает образцы, где у рыб одинаковые туловища, но разные плавники). Или окраску. (Рассматриваются образцы с разной окраской.)
- Какие узоры, на каких предметах вы видели в природе?
- Мир полон разнообразных рисунков, узоров на поверхностях различных предметов. Их много, но их нужно уметь замечать.
- Для большинства рыб, обитающих в верхних и средних слоях воды, характерен общий тип защитной окраски. Нижняя часть тела у них светлая и сливается с ярко-освещенной поверхностью воды, если смотреть снизу. Верхняя же часть тела у них темнее - чтобы сливаться с темной глубиной внизу. Некоторые рыбы обманывают своих врагов с помощью раскраски. На спинном плавнике рыбы-бабочки имеется ложный глаз, в результате нападающий не может понять, где у этой рыбы голова. Темные линии на теле рыбы-ангела очень похожи на водоросли и растения, среди которых она живет.
- И сегодня на уроке мы с вами должны нарисовать очень необычную и красивую рыбку.
4. Физминутка.
Рыбка |
Читает педагог | Выполняют дети |
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. | Сложенными вместе ладошками изображают, как плавают рыбки. |
Рыбка, рыбка, озорница, | Грозят пальчиком. |
Мы хотим тебя поймать! | Медленно сближают ладони. |
Рыбка спинку изогнула, | Сложенными вместе ладошками изображают, как плавают рыбки. |
Крошку хлебную взяла, | Делают хватательные движения обеими руками. |
Рыбка хвостиком махнула, | Волнообразные движения руками. |
Рыбка быстро уплыла. | Ладошками изображают, как плавают рыбки. |
5. Творческая практическая деятельность учащихся.
- Сейчас вы научитесь рисовать новым для вас способом. Он очень интересный и, надеюсь, вам понравится.
- Возьмите лист бумаги и сложите его пополам.
- На одной половинке сделайте красками разноцветное пятно гуашью или акварелью.
- Быстро сложите лист и прижмите. А теперь раскройте.
- Что у вас получилось?
- Эти пятна мы с вами и будем превращать в рыбок.
- Дорисуйте рыбок. Можно использовать черный фломастер или ватные палочки. Четче обведите очертания рыбы, дорисуйте те части рыбы, которых не хватает.
1) Сначала обведем контуры рыбы. Какой формы туловище у вас получилось?
2) Теперь отделим линией голову, обозначим глаз.
3) Рядом с нижним контуром головы проведем короткую линию рта.
4) Позади головы нарисуем грудные плавники.
5) От середины спины вверх идет слегка изгибающийся контур спинного плавника. Снизу нарисуем брюшные плавники и подхвостовой плавник.
6) Изобразим чешуйки в виде узора тоненькой кисточкой. Чешуйки могут быть разнообразные.
7) Украсьте рыбку узорами, придумайте ей красивый наряд.
- Ребятки, а где находятся ваши рыбки?
- Вы знаете какие цвета нужно смешать чтобы получился морской цвет?
- На дне нарисуйте зелёные водоросли, разнообразные ракушки, камушки, с прекрасными узорами. Можно использовать ватные палочки, бисер, пуговицы, и т.д.
4. Итог урока. Рефлексия.
Выставка и анализ работ.
- Чьи рыбки вам больше понравились, почему?
- Если все рисунки с рыбками поместить на доску, то получится сказочное подводное царство.
- Мне кажется, что сегодня все старались и получили хороший результат.
- Чему научились на уроке?
- Что узнали нового?
- Вам удалось изобразить нарядных, красивых, разноузорчатых рыбок. Мы с вами сделали рыбку-друга.
- В заключение урока послушайте стихотворение.
Рыба – царица! Рыба царица!
Я бы хотела с тобой подружиться.
Но далеко твой дворец, в глубине,
В зарослях темных, на илистом дне.
- Спасибо вам за урок. А теперь давайте уберем рабочее место.
- До свидания.