СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки "Музыка вокруг нас"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки для 1 класса по теме "Музыка вокруг нас".Технологическая карта урока и конспект.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки "Музыка вокруг нас"»

Проект урока по предмету «Музыка» 1 класс

 ​Технологическая карта изучения темы урока

Предмет

Музыка

Учитель

Петрова Вера Вениаминовна

Образовательное учреждение

ГКОУ школа-интернат Костромской области для детей с ТНР и нарушениями ОДА

Класс

1 класс

Тема четверти

«Музыка вокруг нас».

Тема урока

«Музыка вокруг нас»( обобщающий урок 1 четверти)

Тип урока

Интегрированный урок музыки и ритмики ,урок повторения и систематизации знаний по теме «Музыка вокруг нас»

Цель урока

 Создание условий для развития общукультурных, коммуникативных, учебно-познавательных компетнций; выявления степени усвоения изученного материала.


Художественно-педагогические задачи:





Коррекционные задачи:

Развитие умения слушать и слышать музыку, распознавая П-Т-М.

Развитие умений чувствовать характер музыки, адекватно реагировать на музыкальные переживания.

Совершенствование певческих навыков.

Развитие чувства ритма, музыкальной памяти, пространственного ориентирования.

Активизация творческих способностей.


Развитие произвольного внимания.

Развитие музыкальной долговременной памяти.

Расширение словарного запаса.

Развитие тактильных и пространственных ощущений, мелкой моторики рук.

Развитие дыхательного аппарата.


Планируемые результаты (личностные, предметные , метапредметные)

 Личностные УУД:

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости.

Предметные УУД: 

Формирование первоначальных представлений о роли танца в музыке

Воспринимать музыку и выражать своё отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, художественного движения, пластического интонирования и т.д.)

Познавательные УУД:

Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления

Регулятивные УУД:

Действовать и планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия в соответствии с правилами игры;

Проявлять познавательную инициативу

Коммуникативные УУД:

Умение общаться и взаимодействовать в процессе коллективного исполнения;

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

Самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации музыкальных образов

Адекватно использовать речь для регуляции своих действий.


Материалы и инструменты

 Музыкальный центр.

Фортепиано.

Детские музыкальные инструменты.

Карточки для рефлексии.

Раздаточный материал ( карточки-слоги, карточки-прилагательные, карточки-иллюстрации)


Ожидаемый результат

Ребёнок научится:

1.Определять на слух элементарные жанры в музыки: песня танец марш.

2.Определять вокальные и пластически интонировать музыкальные жанры, соблюдая их признаки (размер, темп, характер, настроение)

3.Выполнять правила взаимодействия в команде (уважение, соблюдение условий, вклад каждого члена группы, выполнение отведенной роли, представление группового результат, проявлять солидарность, взаимовыручку, толерантность)

4.Оценивать свою деятельность















Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

уч-ся

Формируемые УУД

1.Самоопределение (мотивация)  к учебной деятельности

Интрига. Обращение к ученикам:

- Здравствуйте ребята, рада вас видеть всех на уроке .Садимся на свои места по очереди, называя ноту.

У нас сегодня необычное занятие. Мы в одном уроке объединим два. А кто догадается , какие? Я помогу!

1. – на этом уроке мы учимся петь красиво, слушать музыку, уметь говорить о ней, учимся понимать музыку.

2 - на этом уроке мы тоже учимся слушать музыку и учимся красиво двигаться, чтоб наши ножки и ручки слушались нас, умели ритмично двигаться, выполняли ваши команды

После приветствия дети садятся на свои места, называя ноту.

Высказывают предположение о том,что значит необычный урок, чем будут заниматься

Учебно-познавательные: строить предположения, анализируя внешнюю ситуацию;

самопроверка имеющихся знаний Коммуникативные:

Высказывать свои суждения.


2 .Создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде гипотез.

Смыслообразующий диалог.

Слово учителя: А сейчас внимание на доску! Вы видите много слов. Давайте хором прочитаем их и подумаем: какие слова нам нужны для урока, а какие из них лишние. Если правильно выберете, узнаете тему наших последних уроков.

- Сегодня мы завершаем изучение темы «Музыка вокруг нас». Как вы считаете, какая основная задача стоит перед нами на уроке, который подводит итог такой интересной теме?

-Конечно, одна из задач -проверить свои знания по теме, которой посвящено было много уроков.


Дети читают слова, выбирают нужные

Возможные ответы ребят:

- Проверить себя, хорошо ли мы различаем эти жанры.

Возможные ответы ребят:

- Мы будем соревноваться, придумывать что-то интересное. Главное, что мы в своей команде должны быть вместе. Вместе выполнять задания, решать поставленные задачи.

Коммуникатив-

ные:

Анализировать сложившуюся ситуацию.

Высказывать собственные предположения (навык монологической речи).

3. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.




 -. Что ж. проверим, как вы умеете на слух различать эти муз. жанры.

- Наши пальчики молодцы. Давайте теперь посмотрим как вы сами сможете передать характер ПЕСНИ, ТАНЦА И МАРША. Встаём и слушаем…изображаем.


- Ребята, а кто сможет прочитать все-все слова на нашем слайде? .

Я вызову троих ребят, вот слова –характеристики для наших трёх китов. Первый выбирает слова, подходящие для характеристики марша, второй для танца, третий- для песни


 Пальчиковая игра «Песня-танец-марш»

Подвижная игра «Песня,

танец, марш)



Читают слова-прилагательные, характеризующие П-Т-М

Работа у доски для троих ребят по карточкам. Остальные проверяют. Оценивание

 Личностные:

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Коммуникативные: Интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации музыкальных образов).



4.Организация действий по обобщению:

анализ признаков объекта;

выделение главных признаков;

объединение словом или предложением;

оформление вывода о понятии.

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.

Коллективно-распределенная деятельность.


 А сейчас загадка:

Семь кружочков-малышат на линеечках сидят.
Ах, как дружно все живут, звонко песенки поют

Очень заняты работой эти радостные..

- Правильно .Итак, сколько же всего нот в музыке?

- Назовём их по порядку….Ноты пишутся на….Пропоём их

-А сейчас проверим вашу сообразительность, знание нот, умение читать. Я выдаю конверты, в них названия нот и неполные слова. Если к неполным словам добавить название ноты- получится слово. Всего должно получиться 5 слов. Посмотрим, кто самый внимательный.


 Дети отгадывают загадку.




Пение звукоряда





Игра «Составь слово». Подведение итого)



 Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Коммуникативные УУД Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. 

Регулятивные УУД Развитие умения осмысливать полученную информацию. 

  1. Физ.

минутка

 - Много мы с вами работали, давайте взбодримся…

Вспомним танец, над которым мы работаем на уроке «Ритмика»- « Весёлая зарядка».


 Исполнение песни- танца «Весёлая зарядка»

 Личностные:

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Коммуникативные: Интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации музыкальных образов).


6. Закрепление знаний. (творческое применение и «добывание» знаний в новой ситуации)

 Мы сегодня много говорили о 3-х музыкальных китах. Вы хорошо различаете : ПЕСНЯ- значит поют, ТАНЕЦ-значит танцуют, МАРШ-маршируют…А могут эти три кита встретиться в одном музыкальном произведении? Пока не знаем . Я хочу вас познакомить с новой песней. Называется она «Весёлый музыкант». Послушайте внимательно, о чём эта песня, какая она по характеру, обратите внимание все ли куплеты одинаковы по характеру.

- О чём песня? О каких инструментах упоминалось в песне?

-Сколько куплетов в песне? Одинаковые по характеру? Каких музыкальных китов можно услышать в этой песне?

-Молодцы! Видите, если внимательно вслушиваться в музыку, мы можем услышать как в одном музыкальном произведении встречаются сразу несколько китов! Мир музыки очень богат и разнообразен, анм надо только научиться слышать его и понимать!


Слушание новой песни. Ответы на вопрсы учителя





 Разучивание песни по куплетам , изображая игру на муз. инструментах, передавая характер каждого куплета.

Исполнение с самостоятельной импровизацией)


 Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Коммуникативные УУД Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. 

Регулятивные УУД Развитие умения осмысливать полученную информацию. 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (контроль и самооценка)

 - Молодцы, ребята. Все постарались! Устали? А то у меня для вас ещё есть музыкальные ребусы. Помните. Я вам обещала придумать? Кто хочет попробовать свои силы?

- Умницы! Очень приятно с вами было сегодня работать!!!


 Дети разгадывают ребусы самостоятельно или с помощью учителя

  Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Коммуникативные УУД Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. 

Регулятивные УУД Развитие умения осмысливать полученную информацию. 

8. Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия)

 - А вам урок понравился? Мне очень интересно, а какую бы оценку вы сами себе поставили за работу на уроке? Конечно вы не учителя настоящую оценку поставить не можете себе. И я для вас принесла маленьких китят. Зачем? Подумайте каждый : как я работал на уроке? Всё ли понял? Всё ли мне удавалось….и выберите китёнка по цвету:

Красный – всё отлично! Я молодец!

Жёлтый – я очень старался , но не всегда всё получалось

Голубой- мне надо быть повнимательней, у меня не всё пока получается…

- Подумали? Выбирайте китят и прикрепляйте на доску, и мы увидим как же работал класс на уроке.

- А сейчас я с вами прощаюсь. Всем спасибо! Под музыку марша выходим из класса. До свидания!


 Учащиеся выбирают свой цвет и оценивают свою работу на уроке

 Личностные УУД Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. 

Предметные УУД Воспринимать музыку и выражать своё отношение к искусству.


 





План урока:

1.Организационный момент : вход под музыку марша, приветствие, сообщение о необычности урока ( музыка+ритмика).

2. Сообщение темы урока ( выбрать нужные слова на доске).

3.Вокальная разминка ( А-У-А-О-А-И, АОУИЭ)

4.Закрепление жанров музыки: песня, танец, марш. Пальчиковая игра «Песня-танец-марш». Подвижная игра «Песня , танец, марш»

5.Игра «Определи особенности песни, танца и марша» ( выбрать из перечня слов нужные)

6.Исполнение песни «Праздник к нам пришёл» ( узнают песню по вступлению)

7.Повторение нотной грамоты. Пение звукоряда. Игра «Составь слово» по карточкам.

8.Физкультминутка «Весёлая зарядка»

9.Новый материал «Киты встречаются» песня «Весёлый музыкант», беседа : разбор куплетов, разучивание. Исполнение с импровизацией.

10.Узнавание по музыке песни «У ворот». Прохлопывание ритмического рисунка, повторение муз. инструментов, повторение партий на металлофоне. Исполнение на музыкальных инструментах песни «У ворот»

11.Разгадывание музыкального ребуса. Определение лучших.

12.Подведение итога урока. Рефлексия.



Ход урока:

1.Организационный момент

.Вход в класс под музыку марша.

- Здравствуйте ребята, рада вас видеть всех на уроке .Садимся на свои места по очереди, называя ноту.

У нас сегодня необычное занятие. Мы в одном уроке объединим два: музыку и ритмику. А кто попробует объяснить , как это? Я помогу!

МУЗЫКА – на этом уроке мы учимся петь красиво, слушать музыку, уметь говорить о ней, учимся понимать музыку.

А РИТМИКА?- на этом уроке мы тоже учимся слушать музыку и учимся красиво двигаться, чтоб наши ножки и ручки слушались нас, умели ритмично двигаться. С этого мы и начнём. Встаём около парт, выполним уже знакомые нам упражнения «Лесенка». Считаем вслух, чтобы ручки слушались вас и точно выполняли ваши команды.

( выполнение под музыку упражнений «Лесенка») МОЛОДЦЫ!

2.Сообщение темы урока.

- А сейчас внимание на доску! Вы видите много слов. Давайте хором прочитаем их и подумаем: какие слова нам нужны для урока, а какие из них лишние. Если правильно выберете, узнаете тему нашего урока.

(Дети читают слова, выбирают нужные)

- Итак, тема урока « ТРИ КИТА В МУЗЫКЕ».

О песне, танце и марше мы говорим уже не первый урок. Сегодня мы закрепим наши знания и проверим себя: как усвоили эту тему. Мы выбрали ещё слово НОТЫ. Конечно, ведь мы начали знакомиться с музыкальной грамотой. Об этом тоже сегодня вспомним.

3.Вокальная разминка.

Начнём урок с вокальной разминки, чтоб наш ротик, губки , зубки, язычок слушались нас, правильно берём дыхание, распределяем его, удерживаем .

( разминка А-У-А-О-А-И, АОУИЭ)

4.Повторение и закрепление понятий Песня, танец и марш.

- Итак, тема нескольких уроков была «Три кита в музыке». Как же зовут этих китов? (ПЕСНЯ,ТАНЕЦ,МАРШ).Правильно. Что ж. проверим, как вы умеете на слух различать эти муз. жанры.

(Пальчиковая игра « ПЕСНЯ-ТЕНЕЦ-МАРШ»)

- Наши пальчики молодцы. Давайте теперь посмотрим как вы сами сможете передать характер ПЕСНИ, ТАНЦА И МАРША. Встаём и слушаем…


(Подвижная игра «Песня,

танец, марш»)


5. Игра «Определи особенности песни, танца и марша»

- Ребята, а сейчас мы проверим вас.

Я вызову троих ребят, на доске слова –характеристики для наших трёх китов. Первый выбирает слова, подходящие для характеристики марша, второй для танца, третий- для песни.

( работа у доски для троих ребят. Остальные проверяют. Оценивание)

6.Повторение песни «Праздник к нам пришёл»

- Молодцы. Мы взбодрились, давайте дадим работу и нашему голосу. Кто самый внимательный? Кто угадает песню по нескольким нотам.

( Играю песню «Праздник к нам пришёл», дети отгадывают .

Проговариваем слова. Исполнение песни)

- МОЛОДЦЫ!

7.Нотная грамота

- А сейчас загадка: Семь кружочков-малышат на линеечках сидят.
Ах, как дружно все живут, звонко песенки поют.
Очень заняты работой эти радостные.. НОТЫ

- Правильно .Итак, сколько же всего нот в музыке?

- Назовём их по порядку….Ноты пишутся на….Пропоём их

( Пение звукоряда)

-А сейчас проверим вашу сообразительность, знание нот, умение читать. Я выдаю конверты, в них названия нот и неполные слова. Если к неполным словам добавить название ноты- получится слово. Всего должно получиться 5 слов. Посмотрим, кто самый внимательный.

( Игра «Составь слово». Подведение итогов)

8. Физкультминутка «Весёлая зарядка».

- Много мы с вами работали, давайте взбодримся…

Вспомним танец, над которым мы работаем на уроке «Ритмика»- « Весёлая зарядка». ( Исполнение танца)

9. Новый материал песня «Весёлый музыкант»

-Мы сегодня много говорили о 3-х музыкальных китах. Вы хорошо различаете : ПЕСНЯ- значит поют, ТАНЕЦ-значит танцуют, МАРШ-маршируют…А могут эти три кита встретиться в одном музыкальном произведении? Пока не знаем . Я хочу вас познакомить с новой песней. Называется она «Весёлый музыкант». Послушайте внимательно, о чём эта песня, какая она по характеру, обратите внимание все ли куплеты одинаковы по характеру.

( Исполнение учителем песни «Весёлый музыкант»)

- О чём песня? О каких инструментах упоминалось в песне?

-Сколько куплетов в песне? Одинаковые по характеру? Каких музыкальных китов можно услышать в этой песне? ( 1 куплет-песня. 2-танец под балалайку, 3- марш под барабан)

(Разучивание песни по куплетам , изображая игру на муз. инструментах, передавая характер каждого куплета.

Исполнение с самостоятельной импровизацией)

-Молодцы! Видите, если внимательно вслушиваться в музыку, мы можем услышать как в одном музыкальном произведении встречаются сразу несколько китов! Мир музыки очень богат и разнообразен, анм надо только научиться слышать его и понимать!

10. Игра на детских музыкальных инструментах – песня«У ворот...»

- Внимание! Что за песню я вам играю? (Правильно , «У ворот...».)

-Напомню, что написана эта песня костромским композитором Т.Шелковой и поэтом В.Бредисом, много лет они вместе работали в нашем Костромском театре кукол, написали очень много песен для детей , музыки к спектаклям.

-Мы с вами учимся играть её на детских музыкальных инструментах. Вспомним, как называются эти инструменты

( Учитель показывает инструмент – дети называют)

- прохлопаем ритм, в котором мы играем.

( Прохлопывание ритма со словами)

- давайте с девочками повторим партию на металлофонах.

- А теперь все вместе. Прелагаю .повернуться к нашим гостям и исполнить нашу песню« У ворот...»

( Исполнение песни на муз. инструментах.

Если позволяет время, исполнение песни ,

импровизируя, изображая героев песни)

11. Музыкальный ребус.

- Молодцы, ребята. Все постарались! Устали? А то у меня для вас ещё есть музыкальные ребусы. Помните. Я вам обещала придумать? Кто хочет попробовать свои силы?

( Разгадывание ребусов самостоятельно или с помощью учителя)

- Умницы! Очень приятно с вами было сегодня работать!!!

Подводим итоги нашего урока:

Мы с вами 1.закрепили свои знания по теме «3 кита в музыке»

2.узнали, что киты могут встречаться в одном муз. произведении, выучили новую пеню «Весёлый музыкант»

3.Закрепили свои знания нот. Научились разгадывать муз ребус.

Мне очень понравилась на уроке работа……….( назвать ребят), хотелось бы побольше внимания от…….( назвать ребят).

12.Рефлексия.

- А вам урок понравился? Мне очень интересно, а какую бы оценку вы сами себе поставили за работу на уроке? Конечно вы не учителя настоящую оценку поставить не можете себе. И я для вас принесла маленьких китят. Зачем? Подумайте каждый : как я работал на уроке? Всё ли понял? Всё ли мне удавалось….и выберите китёнка по цвету:

Красный – всё отлично! Я молодец!

Жёлтый – я очень старался , но не всегда всё получалось

Голубой- мне надо быть повнимательней, у меня не всё пока получается…

- Подумали? Выбирайте китят и прикрепляйте на доску, и мы увидим как же работал класс на уроке.

( Рефлексия)

- А сейчас я с вами прощаюсь. Всем спасибо! Под музыку марша выходим из класса. До свидания!