Открытый урок: «Музыкальные инструменты (Тембр)»
Подготовил учитель музыки МКОУ «СОШ№2»
Нагметов Р.Н.
2019г
Тип урока: изучение нового материала.
Жанр урока: тематический.
Цели:
Воспитательные:
1) воспитание культуры слушания классической музыки для детей;
2) духовно-нравственное воспитание через произведения
инструментальной музыки;
Обучающие: 1 ) расширение знаний учащихся в области инструментальной музыки;
2) формирование понятий об элементах вокально-певческих
навыков;
Развивающие: 1) развитие музыкальных навыков и компонентов музыкального
слуха, музыкального мышления;
2) развитие умения высказываться о прослушанной музыке, вы
ражать полученные от прослушанной музыки эмоции и впечат-
ления.
Задачи:
познакомить с инструментами симфонического оркестра и их звучанием;
дать понятие о группах инструментов симфонического оркестра;
познакомить с звучанием инструментов на примере фрагментов симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;
познакомить с понятием «тембр» как характерной окраской голоса человека и музыкальных инструментов.
Универсальные учебные действия
Регулятивные:
- планировать деятельность с учётом поставленной цели, действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала;
- осуществлять контроль своей образовательной деятельности.
Познавательные:
- анализировать информацию, замечать изменения, происходящие с объектом
- решать творческие задачи на уровне импровизаций;
- аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные:
- высказывать свою точку зрения участвовать в обсуждении вопросов в паре и коллективе;
- проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению;
Планируемые результаты:
Предметные:
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление в пластике, пении, рисунке;
- различать кульминацию произведения, мелодию песенного характера;
- сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях.
Личностные
- принять на себя роли ученика и слушателя
- проявлять интерес к теме
- осознавать неполноту собственных знаний.
Методы:
- Словесные (рассказ, пояснение);
- Наглядные (иллюстрации, презентация);
- Практические (упражнения);
- Самостоятельная работа (устного и самоконтроля);
- Слуховые и др.
Оборудование к уроку:
компьютер, мультимедийный проектор;
музыкальный центр;
плакаты с изображением групп инструментов симфонического оркестра;
портрет С.С. Прокофьева;
CD-диск «Музыкальный класс».
Музыкальный материал:
ноты песни С. Соснина «Солнечная капель»;
текст песни «Солнечная капель» для каждого ученика;
запись симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;
Рабочей тетради с изображением инструментов симфонического оркестра для каждого учащегося.
Ход урока:
Организационный момент: Приветствие.
Объявление темы урока: «Тембр»
Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое «тембр»? Значит, наша с вами цель:
Дети: Узнать, что такое «тембр».
Введение в тему урока
А я вас приглашаю в концертный зал. Зачем? Из вас был кто-нибудь в концертном зале? А что люди делают в концертном зале?
(Предполагаемые ответы детей)
Мы с вами сейчас будем сначала слушателями и зрителями. Ведь наша цель — узнать….
Дети: узнать, что такое «Тембр»
Учитель: А вы знаете какие-нибудь инструменты?
(Ответы детей)
Изучение нового материала.
Учитель: Мы сейчас посмотрим фрагмент из истории появления некоторых инструментов симфонического оркестра.
Цель наша будет (формулируют дети ) Познакомиться с инструментами симфонического оркестра, с их звучанием
Просмотр фрагментов из цикла «Музыкальный класс»:
Просмотрели фрагмента о группе струнных смычковых инструментов, закрепление знаний об инструментах этой группы с помощью плаката.
Знакомство с группой деревянных духовых инструментов. Закрепление.
Знакомство с валторной из группы духовых медных инструментов. Закрепление.
Знакомство с литаврами и барабаном из группы ударных инструментов. Закрепление.
Учитель: Какие же группы инструментов существуют? Какие инструменты в этих группах существуют? Перечислите, пожалуйста.
(Ответы детей)
А если инструменты звучат вместе, коллективом исполнителей, как называется такой коллектив?
Знакомство с оркестром как коллективом исполнителей на разных инструментах
Роль дирижёра.
Закрепление: кто такой дирижёр? Какими коллективами он управляет?
(Ответы детей)
Постановка новой задачи:
Учитель: В концертном зале есть не только слушатели, но и исполнители. А теперь вы станете исполнителями.
Кто такой исполнитель? Но, прежде всего, нам надо приготовиться. Ведь мы собираемся в концертный зал.
Упражнение на дыхание (стоя): вдыхаем аромат цветка
Распевание (предварительно говорю о правильном формировании звука):
1) А – О – У: по ступеням III – II – I «Я по-ю»
2) «Здравствуй, Родина моя!» V – V – V – IV – III – II – I.
6. Работа над песней: Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой «Солнечная капель».
Задачи: 1) обратить внимание на лёгкость исполнения;
2) четкость произнесения текста при напевности мелодии;
7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Дружно вместе мы шагаем,
Дружно руки поднимаем,
Опускаем тоже дружно,
Отдохнуть сейчас нам нужно.
Наклоняемся вперед,
А потом наоборот.
Повернулись влево, вправо,
Отдохнули мы на славу.
А теперь садимся дружно,
Нам, друзья, учиться нужно.
8. Игра «Дирижёр».
Учитель: Кто такой дирижёр? Дети сидят на своих местах. Один играющий стоит к ним спиной, другой – лицом. Он – дирижер. «Дирижер» показывает на одного их сидящих детей, и тот поет фразу из песни «Солнечная капель». Игрок, стоящий спиной, должен узнать по голосу поющего одноклассника.
Учитель: Как вы узнали, кто поёт?
Дети: По голосу
Учитель: А что такого особенного в ваших голосах?
(Ответы детей)
Подведение к конечному результату: Что такое «тембр»?
Если дети ещё не придут к понятию окраска голоса, учитель может дать подсказку в виде картинок с овощами: на одной картинке бесцветные овощи, на другой – окрашенные.
Учитель: Мы узнали с вами, что такое «тембр»?
Если нет, где можно ещё узнать? Может где-то посмотреть?
(Ответы детей)
Учитель: Мы сейчас отправим двух учеников поработать со словарём, а сами продолжим игру.
9. Закрепление учебного материала.
Приглашаются дети, работавшие со словарём.
Учитель: Что же такое «тембр»?
Дети читают определение по словарю. Учитель показывает определение на карточке.
Учитель: С. С. Прокофьев написал замечательную симфоническую сказку для детей «Петя и волк», где каждый из персонажей имеет свой музыкальный образ, переданный с помощью инструмента симфонического оркестра, свой тембр соответственно. У вас на столах лежат листочки, где нарисованы эти инструменты, но нет героев. Возьмите карандаши и запишите их.
10. Рефлексия. Какой герой или герои вам больше всего запомнились? На обратной стороне задания запишите их. Почему?
ИТОГ: Сегодня на уроке мы с вами познакомились с новым понятием «тембр». Это средство музыкальной выразительности, которое помогает произведению прозвучать наиболее интересно, ярко. А если инструменты звучат не по одному, а вместе, то это звучит оркестр.
Урок окончен. ДО-СВИ-ДА-НИ-Я!