СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Признаки зимы"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизировать знания обучающихся о признаках зимы, о зимнмх явлениях.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Признаки зимы"»

Урок в 3 классе по предмету « Окружающий мир» на тему:

Признаки зимы.


Цель:

систематизировать знания обучающихся о признаках зимы, о зимних явлениях, о влиянии похолодания на жизнь людей.

Задачи:

Обучающие:

- учить детей отличать признаки зимы;

- развивать связную речь;

- уточнять и расширять словарь;

- активизация мыслительной и познавательной деятельности;

- расширять кругозор обучающихся;

- учить делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Коррекционно-развивающие:

- развивать память, внимание, наблюдательность;

- развивать моторику;

- развивать процессы анализа и синтеза;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать самостоятельность;

-коррекция личностных качеств.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к природе, чувства переживания, желание помочь животным в трудные времена;

- воспитывать положительную мотивацию к обучению, старательность.


Формирование УУД:

Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение, классификация;

- получать информацию, понимать текст, изображение.

Регулятивные:

- умение организовывать свою учебную деятельность;

- активная деятельность;

- принимать поставленные задачи и следовать им;

- контроль, самоанализ, саморегуляция;

Коммуникативные:

- работать в коллективе, сотрудничать;

- умение строить высказывания, ответы на вопросы, умозаключения.

Личностные:

- заинтересованность в занятиях, обучении;

- положительное отношение к окружающей действительности.


Оборудование:

Компьютер, картинки о зиме, раздаточный материал для обучающихся (снеговики), фонограмма, смайлики, индивидуальные карточки, карточки со словарными словами, загадки, дидактические игры.


Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений, навыков.


Основные дидактические методы:

- проблемные методы обучения;

- частично-поисковый;

- объяснительно-иллюстративный;

- словесные методы, наглядные методы, практические методы.

Форма организации обучающихся:

Парная, фронтальная, индивидуальная.

Ожидаемый результат:

- устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой;

- отличать признаки зимы.






























1. Подготовительная часть урока.

Оргмомент.

Психологический настрой на урок.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

А у нас сегодня гости,

Поприветствуем их.


Мы рады приветствовать

Вас в классе нашем.

Возможно, есть классы

И лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе

Вам будет светло,

Пусть будет уютно

И очень легко.


Учитель:

- Дети!

Я очень хочу, чтобы урок был действительно добрым и теплым, принес много нового и интересного. А вы хотите?

- Да!

- Тогда начинаем.

- Перед вами лежат смайлики. У каждого из них свое настроение. Покажите того смайлика, у которого такое же настроение как у вас.

(Дети показывают).

Учитель:

- Девиз нашего урока:

Не просто смотреть, а видеть.

Не просто слушать, а слышать.

Не просто думать, а творчески работать.


Минута здоровья.

Проверим, как мы сидим.

- Руки? (На месте).

- Ноги? (На месте).

- Локти? (У края).

- Спинка? (Прямая).


Учитель:

- Скажите, а почему очень важно сидеть на уроке правильно?

- Чтобы была правильная осанка, хорошее зрение.


Артикуляционная гимнастика.

Каждый день - всегда, везде

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.


Учитель:

- Ребята! А теперь давайте хором повторим чистоговорку6

Ма-ма-ма-наступила уже зима.

Мы-мы-мы-не боимся мы зимы.

Ме-ме-ме-рады мы зиме.


Учитель:

- А теперь я проверю, какие вы внимательные.

Загадки:

. Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам…( мороз).


. На коньках я мчусь вперед,

Под ногами крепкий…(лед).


. Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться.

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а…(снежинки).


Зимние каникулы,

Веселые деньки!

Нужны ребятам санки,

Лыжи и…(коньки).


Наступили холода

Превратилась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой).


Учитель:

- Кто из вас, ребята, догадался о том, какая у нас сегодня тема урока?

- Мы будем сегодня говорить о зиме.

- Правильно, ребята.

(На доске вывешивается слово «Зима».)


2. Основная часть урока.

Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы поговорим о зимних явлениях, научимся отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений, животных.

(Вывешивается тема урока: « Признаки зимы» ).


Учитель:

- Ребята! Скажите, сколько месяцев длится зима?

- Зима длится три месяца.

- Какой первый месяц зимы.

- Какой второй месяц зимы.

- Какой третий месяц зимы.

На доске вывешиваются названия зимних месяцев.


Учитель:

- Ребята, какие признаки зимы вы знаете?

(Стало холодно, деревья потеряли свой наряд, идет снег. Небо чаще покрыто тучами, дни стали короче, а ночи длиннее.)


Учитель:

- Сейчас мы проведем игру «Не ошибись!»

Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы:

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилет перелетных птиц, гололед, изморозь, оттепель, иней, сосулька, лед, ромашка.

- Дети, у вас на столах лежат полоски бумаги, на полосках бумаги написаны признаки времен года. Вам необходимо внимательно почитать их и выбрать только признаки зимы.

(На доске дети под словом «Зима» вывешивают признаки зимы на полосочках бумаги.)


Физминутка.

Солнце греет землю слабо (Руки вверх и вниз).

По ночам трещит мороз(Руки на пояс, наклоны вправо, влево).

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя).

Побелел морковный нос.


В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда. (Прыжки на месте).

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом,

Белоснежным серебром. (Иллюстрируют движения руками).


Учитель:

- Посмотрите еще раз на картинку.

Что лежит на земле,

На ветках деревьев и кустарников? (Снег).

- Из чего состоит снег? (Из снежинок).

- А почему снег хрустит под ногами?

(Он хрустит в мороз от того, что под тяжестью тела ломаются звездочки и лучи снежинки),


Учитель:

- Ребята! Нам с вами часто встречаются слова снег, мороз, снежинки. Обратите внимание, как пишется слово снег, какая буква стоит в конце слова? («г»).

- А слышится? («х»).

- Проверочное слово?- снега.

- Мороз, какая буква пишется в конце слова? («з»), а слышится («с»).

Проверочное слово – морозы.

Слово «морозы» пишется через два «о», буквосочетание «оро» в середине слова.

Написание этого слова необходимо запомнить.

В слове «снежинка», какая буква пишется после «ж»? «и».

- Почему?

- жи, ши пиши с буквой и.


Учитель:

- Ребята! А что можно слепить из снежинок? (Снеговика, снежку, горки, крепости.)

- Посмотрите на картинку. Что делают дети? (Дети лепят снеговика.)

- Красивый получился у детей снеговик? (Очень красивый.)

- Как вы думаете, почему снеговик получился красивый? (Потому что дети старались.)

- Правильно, везде и во всем необходимо старание.


Учитель:

- Ребята, когда вы называли признаки зимы, прозвучало слово «оттепель»: кто из вас скажет, что означает это слово? (Это, когда среди зимы вдруг теплеет, подтаивает снег, падает с крыш.)

- Обратите внимание, как пишется слово «оттепель»: в середине две буквы «тт», а какая буква в конце слова? «ь».

- А почему в конце слова пишется ь? (Звук «ш» произносится мягко.)

Учитель вывешивает на доску картину с изображением растаявшего снеговика.


- Дети, посмотрите, что случилось во время одной такой оттепели. Снеговик начал таять, разваливаться. Ему очень грустно. Давайте поможем ему, соберем его заново. У вас на партах клей, бумага, заготовки. Из этого будем собирать снеговика. Но сначала разомнем пальчики.


Пальчиковая гимнастика.

Он на солнышке искрится,

Он похож на перья птицы,

Выпав, радует он всех –

Долгожданный первый снег.


Работа в парах.

Дети собирают снеговика (аппликация из заготовок.)


- Молодцы! Хорошо поработали. Все старались, слепили снеговика.

Он теперь уже не грустный, а стал вот такой веселый и красивый.

(Учитель вешает картину с изображением собранного снеговика.)

Учитель:

- Дети! А почему снеговик получился такой красивый?

(Потому что мы старались.)

-Правильно, без старания ничего не получится.


Физминутка.

Не боимся мы пороши-

Ловим снег,

Хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу.


Учитель:

- Дети, а куда мы пришли по сугробам?

(В лес. Вывешивается картинка.)

- Посмотрите на картинку. Какие стоят деревья?

(Все деревья стоят голые.)

- Все ли деревья стоят голые? (Нет, не все.)

- А какие деревья не сбрасывают листву? (Ель, сосна.)

- Правильно! У этих деревьев листья – хвоинки. Их иголки покрыты восковым налетом, поэтому им не страшен мороз.

- А почему на картинке не видно зверей? (Зима их спрятала.)

- А куда зима их спрятала? (В свои домики.)

- Что делает еж? Медведь? Барсук? Они спят.)

- А чьи следы можно увидеть на снегу? Все ли звери спят? (Можно увидеть следы зайца, волка, лисицы, оленя.)

- Что они делают зимой? ( Охотятся, ищут еду.)

- А почему не видно птиц? (Тоже спрятались.)

А еще почему? (Многие птицы улетели в теплые края.)

- Почему улетели птицы в теплые края? (Потому что им нечего кушать.)

- Какие птицы улетели в теплые края? (Ласточки, стрижи, жаворонки, гуси, утки, лебеди.)

- Какие птицы остались у нас зимовать? (Синицы, вороны, воробьи, сойки, дятлы.)

- Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные.)

- Как называются птицы, которые остаются на зиму? (Зимующие.)

- Что зимой самое страшное для птиц? ( Голод.)

- Чем мы можем помочь птицам, чтобы они не замерзали, перезимовали? (Сделать кормушки, подкармливать птиц.)

- Правильно, если птичка не ест 6 часов, она погибает.

Из десяти птиц в суровые зимы остаются только две.


Просмотр по компьютеру фильма о жизни животных и птиц зимой.


А теперь попробуем закончить предложение:

- Зимой солнце греет меньше, чем…(летом.)

- Летом идут дожди, а зимой…(снег.)

- Зимой береза, липа, стоят без…(листьев.)

- Снегири, воробьи, синицы – это птицы…(зимующие.)

- Кукушка, ласточки, соловьи – это птицы…( перелетные.- Чтобы птицы не погибли зимой от голода, нужно смастерить…(кормушки.)


3. Заключительный этап.

Ребята, мы должны подвести итог проделанной работы.

- Какую задачу мы ставили в начале урока?

(Поговорить о признаках зимы, зимних явлениях, узнать о том, как холода влияют на жизнь растений и животных.)

- Удалось ли нам ее решить? (Да.)

- Каким образом? Что мы для этого делали? (Дружно работали.)

Учитель:

- У вас на столе снежинки.

Белая снежинка символизирует, что на уроке было все понятно, а синяя – что были трудности.

Кому на уроке все было понятно, поднимаем белую снежинку, а кому было трудно – синюю.

Учитель:

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Поднимаем смайлики.

- Молодцы, ребята, вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников и учителя. Всем спасибо за урок!