Урок окружающего мира «Красота родного села» в 1б классе.
учитель начальных классов: Анисимова О.М.
УМК« Перспектива»
Учебный предмет:Окружающий мир (Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.)
Класс:1б
ТемаКрасота родного села.
Тип урока.Урок изучения нового материала.
Технологии. Использование презентации.
Продолжительность: 1 урок - 40 минут
Планируемые достижения учащихся:учащиеся научатся называть хозяйственные и эстетические особенности старинного жилья, называть родное село, жителей села.
Оборудование:компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, картинки с рисунками, изображение дома на плакате.
Форма:урок с использованием ИКТ.
УУД
Личностные:формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине.
Освоение личностного смысла учения.
Регулятивные:выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск
ответа на поставленный вопрос.
Познавательные:осмысление взаимосвязи человека места, в котором он родился и
живет. Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению
незнакомого материала.
Коммуникативные:овладение способами существования в городе и селе. Отстаивать
свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку
зрения с помощью фактов.
Предметные умения.Знать, где находится родное село; знать
название, происхождение названия.
Знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины (земляк, односельчане, причелина, наличники, конек, полотенце) и понятия (малая родина) по теме.
Ход урока
1.Оргмомент (самоопределение к учебной деятельности.)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.
На соседа посмотрите,
Руку вы ему пожмите,
Поприветствуйте гостей
И присядьте поскорей.
-Для чего вы пришли на урок?(получить новые знания, учиться…)
- Что значит учиться?
-Учеба - это работа, значит, чтобы получить новые знания придется потрудиться.
2.Актуализаця знаний.
(На доску вывешиваются картинки с одной стороны Аня и Ваня, с другой стороны люди из прошлого в красивых нарядах)
-Ребята, посмотрите, Аня и Ваня встретили необычных гостей.
-Что в них необычного? (они из прошлого)
-Как вы это поняли? (одежда не такая как сейчас)
-Как бы вы повели себя, если бы встретили таких людей на улице? (удивились, переволновались)
-Вот Аня и Ваня так переволновались при встрече с такими необычными людьми, что совсем запутались и не могут распределить виды транспорта в две группы: старинный город и современный город (карета, трамвай, автомобиль, конка, троллейбус, повозка)(Ребята распределяют в две группы картинки с предметами).
- Ребята, вы молодцы! Отлично справились с заданием, тем самым мы с вами повторили темы прошлых тем.
-Скажите в каком городе находятся эти достопримечательности? (слайд)(Моршанск)
-А как же называют жителей города Моршанска? (Моршанцы)
- Как же называют жителей любого города? (горожане)
-Ребята, а что мы с вами будем считать своей малой Родиной?(место, где мы родились)
-Ваня Рыбин, а где ты родился?(г.Волгоград)
-Федор, а ты где родился?(п.Газопровод)
-Аня, ты где родилась?(п.Пригородный)
-Про эти населенные пункты мы с вами уже говорили на прошлых уроках.
-Маша Чеботарева, а где ты родилась?(с.Сокольники)
-Юра, где ты родился?(с.Питерское)
3.Целеполагание
-А вы хотите побольше узнать о своих населенных пунктах? Чтобы вы хотели узнать?
-Как вы думаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о селе)
4.Изучение нового материала.
-Да, правильно. Мы будем говорить о том, как называют людей, живущих в селах, о домах, которые строили в селах раньше и сейчас, поговорим о селах, в которых мы родились. Прочитайте тему урока.(слайд)Красота родного села.
Но сначала послушайте загадку:
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ)
-Скажите, а что должно быть у каждого дома?(Окно, дверь, крыша, труба)
-(слайд современный дом)
-А вот у наших прабабушек и прадедушек были особенные дома- красивые, не похожие друг на друга (слайд старинного дома)
-Давайте посмотрим, есть ли у таких домов все то, что мы перечислили у современных.(есть)
- Что же тогда их отличает?(узоры…)
-Я предлагаю сейчас вам побыть мастерами и построить такой красивый дом, как у наших предков. В помощь нам будет учебник на странице 10-11.
-На доске вывешивается большой рисунок дома. Есть отдельные элементы, которые вместе с детьми ищем в учебнике и прикрепляем на рисунок.
Причелина-резная доска, которая прикрывает торец двускатной тесанной крыши. Слово причелина связано с древнерусским обозначением лба, «чело».
Полотенце- короткая доска, которая закрывает стык причелин.
Конек-горизонтальное ребро скатной крыши, находится на самом верху.
Наличники- узкие длинные планки, которые обрамляют окна.
Лобовая доска- закрывает переход от фронтона к стенам.
Светелка-небольшая комната, обычно в верхней части жилья.
Вот какой красивый дом у нас получился, там ,наверное, с удовольствием пожили бы наши прабабушки и прадедушки. Мы увидели, что этот дом значительно отличается от современного.
-А из чего сделан этот дом?(дерево)
-А сейчас из чего делают дома?(кирпич, камень,…)
-Вот вам еще одно отличие.А знаете ли вы, что есть еще и деревня?(…)
-Чем она отличается от села?(…)
- А теперь, разгадав ребус, вы узнаете, чем отличалось село от деревни.
Ребус
Вывод
-Ребята, мы с вами вначале урока говорили, что люди, живущие в городе называются горожанами, а как же называются люди, которые живут в селе? (селяне)
4. Физкультминутка.
Ребята, а какая есть известная русская народная сказка про домик.(Теремок).Давайте с вами отдохнем и вспомним героев этой сказки.
5.Продолжение изучение материала.
-Внимание на слайд.
-Кто узнал свое родное село. (Крюково)
-А что вы знаете о нем?(…)
-Сейчас вы посмотрите видеоролик очень внимательно, потому что потом вам нужно будет ответить на вопросы.
-Внимание на следующий слайд. Кто узнал теперь свое родное село.(Сокольники)
-А что вы знаете о нем?
Видеоролик.
Внимание на следующий слайд. Кто узнал теперь свое родное село.(Питерское)
-А что вы знаете о нем?
Видеоролик.
6.Закрепление изученного материала
А теперь вы возьмите лист с заданиями, парная работа. Вы внимательно прослушали видеоролики, соотнеси село и факты о нем.
9. Рефлексия.
Ребята, вы сегодня узнали много нового.
А насколько вы это все запомнили мы сейчас проведем парную работу. У вас на столах есть задание №2. В нем есть два дома: современный и старинный, а ниже список слов, среди которых вы должны подчеркнуть те слова, которыми отличаются эти два слова.
Современный дом | Старинный дом |
Причелина Окно Труба Лобовая доска Полотенце Дверь Наличник Крыша Конёк светёлка | |
Проверяем фронтально
10. Итог урока