Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.
- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник, компьютер, раздаточный материал.
Структура урока | Взаимодействие в образовательном процессе | УУД |
Действия учителя | Действия обучающегося с нормой развития | Действия обучающегося с ОВЗ |
Мотивация. 2.Актуализация знаний. | Приветственное слово учителя: - Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся). Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. - Все слова языка (лексика). - Устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению (фразеологизмы). - Это слова, из которых строится наша обыденная речь (общеупотребительные слова). - Это слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалектизмы). - Это слова, вышедшие из активного повседневного употребления (устаревшие слова). - Это слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные слова). - Это слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова) | Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях. Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют взаимопроверку. | Приветствует учителя, делает записи в тетрадях. Требуемые слова написаны на карточке-помощнике, выбирает нужное и записывает, проверяет учитель. | УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха Регулятивные (контроль, коррекция знаний). |
3.Проблемная ситуация. | Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для наблюдений предлагаю отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…». - Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. 1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? 2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? Об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. | Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение. Собрались, сбежались, приплелись Хихикнули, засмеялись, улыбнулись. | Работа со словарными словами: даны слова, найти близкие по смыслу среди словарных: Радостно (весело), труд (работа), друг (товарищ), торжество (праздник), путь (дорога), дети (ребята), наряд (одежда), холод (мороз). Представляет результат своей работы | УУД: Регулятивные (поиск и выделение информации). Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения). Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения). |
4.Определение темы и целей урока. | - Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: Синонимы – это … (примеры) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. Роль синонимов в речи… | Формулируют тему и цель урока. | Участвует в общем обсуждении. | УУД: Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование). Познавательные (формулирование проблемы) |
5.Открытие новых знаний. | 1. Объяснение новой темы. Что же это за слова «синонимы»? Постараемся выяснить и дополнить наши знания. - Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек. Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, хижина, курень, изба, коттедж). Дом - общеупотребительное слово и является стилистически нейтральным синонимом, употребляется в текстах разных стилей. Хижина - устаревшее слово, коттедж -заимствованное, пришедшие из другого языка. - Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами. ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения. 2. Работа с текстом учебника. Прочитайте определение синонимов в учебнике. | Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод. Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы. | Участвует в общем обсуждении Работа с опорной схемой, правилом в учебнике, стр. 58. | Проблемное объяснение нового материала. УУД: Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
6.Закрепление знаний. | У доски выполним задание. А теперь поиграем. Мы с вами на охотничьем острове. Но охотиться мы будем за синонимами. Вам нужно метко стрельнуть в цель, правильно найти синонимы в пословицах и фразеологизмах (устойчивых словосочетаний). Объяснить смысл пословиц. 1. Переливать из пустого в порожнее. 2. Спеши, не спеши, а поторапливайся. 3. Приятелей много, а друга нет. | Выполняют задание (коллективная работа). | Работает вместе с классом. | Предметные Познавательные (общеучебные действия) Регулятивные (контроль) |
| Индивидуальная и парная работа. – Найдите синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на карточках). (Выходят учащиеся и берут карточки). -1 ученик. Гляди, поехала машина. Из под колес – фонтаном пыль. Машину можно звать МАШИНА, А можно звать – АВТОМОБИЛЬ. - 2 ученик. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. -3 ученик. ЧуДНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ, ДИВНЫЙ, ШИКАРНЫЙ, ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ, НЕОРДИНАРНЫЙ. Льётся звучание здесь разнолико Но смысл всё тот же. А там, где черника... (Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ). – Почему вы решили, что это синонимы? – Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? – Что сильнее - метель или буран? – Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? – Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться. – Какое слово здесь лишнее? – Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться) Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?Ряды синонимов могут быть одной частью речи или разными? Проверяем ответы на доске: СИНОНИМЫ-братцы одной части речи С похожим значением (жизнь нам облегчат) И с ними все образы станут всё ярче, А речь выразительней, гибче, богаче. Знакомство со «Словарём синонимов русского языка». В словаре синонимов стержневое (главное) слово стоит первым в синонимическом ряду. Знакомство с определением синонимического ряда -Распределите слова синонимического ряда по степени усиления признака по группам: -Тревожиться, беспокоиться, горевать, волноваться, переживать. -Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный. | Разбиваются индивидуально и в пару с учащимся ОВЗ, выполняют задание, отвечают индивидуально и один в паре с ОВЗ отвечает. Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи. Существительные, глаголы, прилагательные. Силою ветра. Пурга Лишнее слово печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи. Рассматривают словари. Выполняют задание, предложенное учителем, взаимопроверка. | Работает в паре с сильным учеником, выполняет задание и отвечает. Работает со всеми. Рассматривает запись на доске. Изучает её. Рассматривает словарь. Выполняет задание, предложенное учителем: нади «лишнее» слово: а) огонь, осень, пламя; б) шалун, конница, кавалерия; в) бросать, кидать, прыгать; Контроль учителем выполненной работы. | Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения) Познавательные (поиск информации) Регулятивные (анализ текстов) Познавательные |
8.Физминутка. | Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл, Видно ключик не нашёл, Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать! | Потягивания. Наклоны вниз. Руки в стороны. Повороты головой влево-вправо. Встают на носочки. | Потягивания. Наклоны вниз. Руки в стороны. Повороты головой влево-вправо. Встают на носочки. | |
9.Закрепление знаний. | Определение роли синонимов в речи в группах. Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами. Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы? | Работают с текстом, делают выводы: синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок. | Работает с текстом и опорными словами, делает выводы. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. | Коммуникативные (постановка вопроса) Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова) Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы) |
| Выберите подходящее слово. Спишите предложения. Вместо точек вставьте подходящие в скобках слова Утром к дому прилетела ... (стая, стайка) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели,щебетали, чирикали). Мы насыпали хлебных крошек. Воробьи быстро ... (сползли,слезли, слетели,спустились) с крыши. Они ... (бегали,ходили, прыгали, скакали) и ... (глотали, ели, клевали) крошки. | Записывают предложения в тетради, вставляя слова.. Проводят взаимопроверку. | Замени имена прилагательные синонимами.(Даны слова-ответы на карточках,но не по порядку) правильный ответ - ... бесстрашный летчик - занимательный рассказ - ..... Карточки: (интересный) (безошибочный) (отважный) Проверяет учитель. | Регулятивные: контролируют, оценивают. Коммуникативные: выражают свои мысли. |
10.Контроль усвоения материала | Групповой мини-тест. 1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов: а)зной;б)метель;в)буран; г)пурга. 2. Подберите синоним к слову кроткий:а)смирный; б)долгий;в)короткий; г)недолгий. 3. Укажите синонимы:а)горячий-жаркий;б)тёплый-холодный;в)пруд-прут;г)бежать-ходьба. | Участвуют в тестировании. Проводят взаимопроверку. | Участвует в тестировании. Контроль учителя. | |
11.Итог урока. Рефлексия. | Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке. Ребята,выберите верное утверждение. -Я сам не смог справиться с затруднением. -У меня не было затруднений. -Я только слушал предложения других. -Я выдвигал идеи. В конце урока обращаем внимание на доску: Такие словечки- СИНОНИМЫ В учёбе нам всё усложняют, Но в жизни, поверь,помогают! | Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке Выражает личное отношение к процессу и результатам урока. | Коммуникативные: выражение своих мыслей, понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
12.Домашнее задание | | Записывают домашнее задание. | Записывает домашнее задание. | |