Урок по химии в 8 классе
по теме «Ионные уравнения реакций»
Урок – исследование.
Задачи урока:
Научить школьников составлять ионные уравнения реакций
Рассмотреть условия протекания реакций ионного обмена до конца
Продолжать совершенствовать умения и навыки, выполняя химические опыты
Продолжить совершенствование умений работать в группе, с компьютером.
Формы, методы и педагогические приемы, используемые на уроке:
Устный фронтальный опрос – проверка знаний
Рассказ учителя с элементами беседы
Предварительная интерактивная проверка знаний учащихся – работа на ноутбуках.
Лабораторный эксперимент
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Интерактивный элемент урока – компьютерная презентация
Оборудование.
Индикаторы ф/ф и метил-оранж, пробирки под номерами с водой (1) и кислотой (2), с водой (2) и щелочью (1), сульфат меди, гидроксид натрия, карбонат натрия, соляная кислота, серная кислота, хлорид бария.
Ход урока:
1. Организационный момент. (1 мин.) 9-50
Учащиеся разбиваются на 5 групп ( по 3 человека). Столы расставлены по 2. На них находятся ноутбуки и лотки с реактивами. Карточки для проверки знаний по группам.
2. Проверка знаний. (5 минут)
а) Фронтальный опрос в форме беседы.
- Что такое электролиты? Какие вещества относятся к электролитам?
- Что такое неэлектролиты? Назвать вещества неэлектролиты.
- Что такое электролитическая диссоциация?
- Почему электролиты проводят электрический ток? Причина диссоциации?
- Отличаются ли свойства просто ионов от гидратированных ионов?
- Какие ионы мы называем катионами?
- Какие ионы мы называем анионами?
- Дать определение кислот с точки зрения электролитической диссоциации?
- Какие кислоты диссоциируют ступенчато? Привести пример.
- На опыте доказать, что растворы кислот образуют катионы водорода?
- Дать определение оснований с точки зрения электролитической диссоциации?
- На опыте доказать, что растворы щелочей образуют гидроксид-ионы?
- Дать определение солей с точки зрения электролитической диссоциации? (9-55)
б) Работа с мультимедиа. Интерактивная проверка знаний. (12 минут)
Работа в программе «Химия 8-9 класс».
Учащиеся группами работают на карточках.
Задания №1, № 2 (на карточке), № 3, 4, 5, 6, 9, 10, , 11, 13 (на карточке), 14 (на карточке), 15.
Задания на презентации. По заданиям 1 и 2 к доске вызываются ученики.
1. Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже веществ; назовите полученные ионы. |
1 вариант NaOH; H2SO4; Na2CO3 | 2 вариант КOH; H3PO4; BaCl2 |
2.Пользуясь таблицей растворимости, определите вещества, которые могут образовать перечисленные ниже ионы. |
K+ , Al3+ , H+ ,Cl- , CO32- , NO3- | H+ , Na+ , Cа2+ , SO42- , F- , OH- |
3. Определить тип химической реакции. |
Zn + 2HCl =ZnCl2 + H2 2HgO = 2Hg + O2 SO3 + H2 O = H2 SO4 CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl |
в) Мотивация учащихся на восприятие нового материала.
- В реакцию обмена чаще вступают растворимые или нерастворимые в воде вещества?
- А в растворах присутствуют какие частицы? (ионы)
- Как вы думаете ионы в растворах могут между собой взаимодействовать?
- Значит о каких реакциях мы сегодня с вами будем говорить? (об ионных)
- А как будут называться уравнения этих реакций? (Ионными)
Запишем тему сегодняшнего урока.
« Ионные уравнения реакций». (10-07)
Динамическая пауза (1 минута) Видеоролик «Поющие цветы» (10-08)
3. Изучение нового материала.
Рассказ учителя. (7 минут)
Ребята! Вы уже знакомы с реакциями обмена.
- В каких случаях реакции обмена идут до конца? (Данные реакции возможны лишь в тех случаях, если в результате реакции выделяется осадок, газ или вода).
Теперь вам известно, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а есть ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков. Отсюда следует вывод, что реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов.
Найдите в учебнике п. 37 определение ионных реакций и прочитайте. (Затем один из учащихся читает это определение).
Сейчас я сформулирую основные правила составления ионных уравнений реакций:
Формулы веществ малодиссоциирующих, т.е. слабых электролитов, нерастворимых и газообразных веществ записываются в молекулярном виде.
Вещество, выпавшее в осадок, обозначают ↓ и ставят ее справа возле формулы; газ - ↑.
Ионные уравнения могут быть полными и сокращенными.
Рассмотрим пример: взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария.
Демонстрационный опыт или мультимедиа.
1. Составим молекулярное уравнение:
Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NaCl
Проверим полученные вещества по таблице растворимости. Вещество BaSO4 - осадок, обозначим его ↓.
2. Составим полное ионное уравнение, которое складывается из схем диссоциации каждого вещества:
2Na+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- = BaSO4↓ + 2Na+ + 2Cl-
3. В полном ионном уравнении есть ионы, не изменившие своего состояния; их нужно зачеркнуть.
4. Исключив эти ионы из уравнения реакции, мы получим сокращенное ионное уравнение:
Ba2+ + SO42- = BaSO4↓
Сущность данной реакции сводится к взаимодействию ионов Ba2+ и SO42- ; в результате этого взаимодействия образуется осадок BaSO4.
Данные ионы могли входить в состав любого электролита и наблюдалась бы аналогичная реакция.
Задание. По таблице растворимости выберите любые другие электролиты, содержащие ионы Ba2+ и SO42- .
Вывод (по заданию): можно взять любой растворимый сульфат и любую растворимую соль бария (или его гидроксид).
Таким образом, сокращенные ионные уравнения показывают сущность процесса, протекающего между растворами электролитов.
Ноутбук. Программа «Растворы» №10 (образование осадка, выделение газа)
№ 9 образование воды. Демонстрация к объяснению. (10-16)
4. Закрепление. (13 минут)
Исследовательское задание. (Химический эксперимент – практические задачи).
Цель: на практике выяснить при каких условиях происходят ионные уравнения.
Учащимся раздаются карточки-инструкции и они начинают по ним работать, выполняя задания. (Во время работы звучит презентация с музыкой – 5 минут)
Что делали | Что наблюдали | Уравнения реакций (молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения) |
Проведите реакции между парами веществ |
1. К сульфату меди (II) добавить гидроксид натрия | | |
2. К карбонату натрия прилить соляную кислоту. | | |
3.В гидроксид натрия добавить индикатор ф/ф и прилить соляную кислоту | | |
Проводя реакцию, ребята записывают наблюдения и составляют уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
Затем трое учащихся записывают эти уравнения реакций на доске (осуществляется проверка правильности составления уравнений, а наблюдения просто озвучиваются).
5. Домашнее задание. П. 37. упр. 3 с. 209 (1 минута) (10-28)
6. Рефлексия. (2 минуты) (10-30)
Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) _____________________
________________________________________________________________________
Я не доволен(льна) тем, что сегодня_________________________________________
________________________________________________________________________
Мне понравилось _____________________________________________________
Мне не понравилось___________________________________________________
Карточка
1 группа (_____________________________)
1.При помощи ноутбука в теме «Электролитическая диссоциация» выполнить следующие задания под №
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
9 | |
10 | |
11 | |
14 | |
15 | |
1. Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже веществ; назовите полученные ионы. |
1 вариант NaOH __________________________ H2SO4 __________________________ ________________________________ ________________________________ Na2CO3___________________________ | 2 вариант КOH ____________________________ H3PO4____________________________ _________________________________ _________________________________ BaCl2 ____________________________ |
2.Пользуясь таблицей растворимости, определите вещества, которые могут образовать перечисленные ниже ионы. |
K+ , Al3+ , H+ ,Cl- , CO32- , NO3- ________________________________ ________________________________ | H+ , Na+ , Cа2+ , SO42- , F- , OH- _________________________________ _________________________________ |
| |
| |
Исследовательская работа. Цель – на практике выяснить при каких условиях происходят ионные реакции. |
3. Что делали | Что наблюдали | Записать уравнения реакций (молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения) |
Проведите реакции между парами веществ |
3. К сульфату меди (II) добавить гидроксид натрия | | |
| |
| |
| |
2. К карбонату натрия прилить соляную кислоту | | |
| |
| |
| |
1. В гидроксид натрия добавить индикатор ф/ф и затем прилить соляную кислоту | | |
| |
| |
| |
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка
3 группа (_Кондратьева С, Тарасова Ю., Сергеева К. )
1.При помощи ноутбука в теме «Электролитическая диссоциация» выполнить следующие задания под №
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
9 | |
10 | |
11 | |
14 | |
15 | |
1. Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже веществ; назовите полученные ионы. |
1 вариант NaOH ________________________________ H2SO4 ________________________________ ______________________________________ ______________________________________ Na2CO3________________________________ _ | 2 вариант КOH __________________________ H3PO4_______________________________________________________ _______________________________ BaCl2 __________________________ |
2.В одном стакане растворили несколько неизвестных веществ. В результате анализа, выяснили, что в растворе присутствуют ионы калия, хлора, водорода, магния, сульфат-ионы и нитрат – ионы. Предложите возможные варианты ответа на вопрос. Какие вещества были растворены в воде? |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Исследовательская работа. Цель – на практике выяснить при каких условиях происходят ионные реакции. |
3. Что делали | Что наблюдали | Уравнения реакций (молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения) |
Проведите реакции между веществами |
1. Какие вещества необходимо смешать, чтобы образовался гидроксид меди (II) | | |
| |
| |
| |
| |
2. К карбонату натрия прилить соляную кислоту | | |
| |
| |
| |
| |
3. В гидроксид натрия добавить индикатор ф/фт. и прилить соляную кислоту. | | |
| |
| |
| |
| |
Вывод_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я доволен (льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) _____________________
________________________________________________________________________
Я не доволен (льна) тем, что сегодня_________________________________________
________________________________________________________________________
Мне понравилось _____________________________________________________
Мне не понравилось___________________________________________________
Я доволен (льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) _____________________
________________________________________________________________________
Я не доволен (льна) тем, что сегодня_________________________________________
________________________________________________________________________
Мне понравилось _____________________________________________________
Мне не понравилось___________________________________________________
Я доволен (льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) _____________________
________________________________________________________________________
Я не доволен (льна) тем, что сегодня_________________________________________
________________________________________________________________________
Мне понравилось _____________________________________________________
Мне не понравилось___________________________________________________
Я доволен (льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) _____________________
________________________________________________________________________
Я не доволен (льна) тем, что сегодня_________________________________________
________________________________________________________________________
Мне понравилось _____________________________________________________
Мне не понравилось___________________________________________________
Ионные уравнения ( 2 урок)
Для того, чтобы проверить степень усвоения данного материала, на следующем уроке я провела такую работу:
Каждый учащийся класса получил карточку с заданиями как теоретическими, так и практическими.
Пример карточки:
№1.
Закончить уравнение реакции:
K2CO3 + H2SO4 -
Запишите реакцию в полной и сокращенной ионной форме.
Из имеющихся на демонстрационном столе реактивов выберите пару веществ, при взаимодействии которых образуется осадок. Проведите реакцию и запишите ее в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
№2.
Закончить уравнение реакции:
FeCl3 + NaOH -
Запишите реакцию в полной и сокращенной ионной форме.
Из имеющихся на демонстрационном столе реактивов выберите пару веществ, при взаимодействии которых образуется газ. Проведите реакцию и запишите ее в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
«Электролитическая диссоциация»
1. Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже веществ; назовите полученные ионы. |
1 вариант NaOH; H2SO4; Na2CO3 | 2 вариант КOH; H3PO4; BaCl2 |
2. а) Пользуясь таблицей растворимости, определите вещества, которые могут образовать перечисленные ниже ионы. |
K+,Al3+,H+,Cl-,CO32-,NO3- | H+,Na+,Cа2+,SO42-,F-,OH- |
б) Зная, что в растворах попарно присутствуют ионы калия и хлора, водорода и сульфат-ионы, магния и нитрат-ионы, составьте уравнения диссоциации исходных веществ. |
в) В одном стакане растворили несколько неизвестных веществ. В результате анализа, выяснили, что в растворе присутствуют ионы калия, хлора, водорода, магния, сульфат-ионы и нитрат – ионы. Предложите возможные варианты ответа на вопрос. Какие вещества были растворены в воде? |
3. Закончить уравнения и определить тип химической реакции. |
Zn + HCl = HgO = SO3 + H2 O = CuCl2 + NaOH = |