СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии 8 класс "Ионные уравнения реакций"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учеников 8 класса. Используются ноутбуки, небольшая презентация. Применяется групповая технология, выполнение практической работы. 

Просмотр содержимого документа
«Ионные уравнения»

Урок по химии в 8 классе

по теме «Ионные уравнения реакций»

Урок – исследование.

Задачи урока:

  1. Научить школьников составлять ионные уравнения реакций

  2. Рассмотреть условия протекания реакций ионного обмена до конца

  3. Продолжать совершенствовать умения и навыки, выполняя химические опыты

  4. Продолжить совершенствование умений работать в группе, с компьютером.

Формы, методы и педагогические приемы, используемые на уроке:

  1. Устный фронтальный опрос – проверка знаний

  2. Рассказ учителя с элементами беседы

  3. Предварительная интерактивная проверка знаний учащихся – работа на ноутбуках.

  4. Лабораторный эксперимент

  5. Самостоятельная работа учащихся с учебником

  6. Интерактивный элемент урока – компьютерная презентация

Оборудование.

Индикаторы ф/ф и метил-оранж, пробирки под номерами с водой (1) и кислотой (2), с водой (2) и щелочью (1), сульфат меди, гидроксид натрия, карбонат натрия, соляная кислота, серная кислота, хлорид бария.


Ход урока:

1. Организационный момент. (1 мин.) 9-50

Учащиеся разбиваются на 5 групп ( по 3 человека). Столы расставлены по 2. На них находятся ноутбуки и лотки с реактивами. Карточки для проверки знаний по группам.


2. Проверка знаний. (5 минут)

а) Фронтальный опрос в форме беседы.

- Что такое электролиты? Какие вещества относятся к электролитам?

- Что такое неэлектролиты? Назвать вещества неэлектролиты.

- Что такое электролитическая диссоциация?

- Почему электролиты проводят электрический ток? Причина диссоциации?

- Отличаются ли свойства просто ионов от гидратированных ионов?

- Какие ионы мы называем катионами?

- Какие ионы мы называем анионами?

- Дать определение кислот с точки зрения электролитической диссоциации?

- Какие кислоты диссоциируют ступенчато? Привести пример.

- На опыте доказать, что растворы кислот образуют катионы водорода?

- Дать определение оснований с точки зрения электролитической диссоциации?

- На опыте доказать, что растворы щелочей образуют гидроксид-ионы?

- Дать определение солей с точки зрения электролитической диссоциации? (9-55)

б) Работа с мультимедиа. Интерактивная проверка знаний. (12 минут)

Работа в программе «Химия 8-9 класс».

Учащиеся группами работают на карточках.

Задания №1, № 2 (на карточке), № 3, 4, 5, 6, 9, 10, , 11, 13 (на карточке), 14 (на карточке), 15.

Задания на презентации. По заданиям 1 и 2 к доске вызываются ученики.




1. Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже веществ; назовите полученные ионы.

1 вариант


NaOH; H2SO4; Na2CO3

2 вариант


КOH; H3PO4; BaCl2

2.Пользуясь таблицей растворимости, определите вещества, которые могут образовать перечисленные ниже ионы.

K+ , Al3+ , H+ ,Cl- , CO32- , NO3-

H+ , Na+ , Cа2+ , SO42- , F- , OH-

3. Определить тип химической реакции.

Zn + 2HCl =ZnCl2 + H2

2HgO = 2Hg + O2

SO3 + H2 O = H2 SO4

CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl


в) Мотивация учащихся на восприятие нового материала.

- В реакцию обмена чаще вступают растворимые или нерастворимые в воде вещества?

- А в растворах присутствуют какие частицы? (ионы)

- Как вы думаете ионы в растворах могут между собой взаимодействовать?

- Значит о каких реакциях мы сегодня с вами будем говорить? (об ионных)

- А как будут называться уравнения этих реакций? (Ионными)

Запишем тему сегодняшнего урока.

« Ионные уравнения реакций». (10-07)

Динамическая пауза (1 минута) Видеоролик «Поющие цветы» (10-08)


3. Изучение нового материала.

Рассказ учителя. (7 минут)

Ребята! Вы уже знакомы с реакциями обмена.

- В каких случаях реакции обмена идут до конца? (Данные реакции возможны лишь в тех случаях, если в результате реакции выделяется осадок, газ или вода).

Теперь вам известно, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а есть ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков. Отсюда следует вывод, что реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов.

Найдите в учебнике п. 37 определение ионных реакций и прочитайте. (Затем один из учащихся читает это определение).


Сейчас я сформулирую основные правила составления ионных уравнений реакций:

  1. Формулы веществ малодиссоциирующих, т.е. слабых электролитов, нерастворимых и газообразных веществ записываются в молекулярном виде.

  2. Вещество, выпавшее в осадок, обозначают ↓ и ставят ее справа возле формулы; газ - ↑.

Ионные уравнения могут быть полными и сокращенными.

Рассмотрим пример: взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария.


Демонстрационный опыт или мультимедиа.

1. Составим молекулярное уравнение:

Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2NaCl

Проверим полученные вещества по таблице растворимости. Вещество BaSO4 - осадок, обозначим его ↓.

2. Составим полное ионное уравнение, которое складывается из схем диссоциации каждого вещества:

2Na+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- = BaSO4↓ + 2Na+ + 2Cl-

3. В полном ионном уравнении есть ионы, не изменившие своего состояния; их нужно зачеркнуть.

4. Исключив эти ионы из уравнения реакции, мы получим сокращенное ионное уравнение:

Ba2+ + SO42- = BaSO4

Сущность данной реакции сводится к взаимодействию ионов Ba2+ и SO42- ; в результате этого взаимодействия образуется осадок BaSO4.

Данные ионы могли входить в состав любого электролита и наблюдалась бы аналогичная реакция.


Задание. По таблице растворимости выберите любые другие электролиты, содержащие ионы Ba2+ и SO42- .

Вывод (по заданию): можно взять любой растворимый сульфат и любую растворимую соль бария (или его гидроксид).


Таким образом, сокращенные ионные уравнения показывают сущность процесса, протекающего между растворами электролитов.


Ноутбук. Программа «Растворы» №10 (образование осадка, выделение газа)

№ 9 образование воды. Демонстрация к объяснению. (10-16)


4. Закрепление. (13 минут)

Исследовательское задание. (Химический эксперимент – практические задачи).

Цель: на практике выяснить при каких условиях происходят ионные уравнения.

Учащимся раздаются карточки-инструкции и они начинают по ним работать, выполняя задания. (Во время работы звучит презентация с музыкой – 5 минут)

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций (молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения)

Проведите реакции между парами веществ

1. К сульфату меди (II) добавить гидроксид натрия



2. К карбонату натрия прилить соляную кислоту.



3.В гидроксид натрия добавить индикатор ф/ф и прилить соляную кислоту




Проводя реакцию, ребята записывают наблюдения и составляют уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

Затем трое учащихся записывают эти уравнения реакций на доске (осуществляется проверка правильности составления уравнений, а наблюдения просто озвучиваются).


5. Домашнее задание. П. 37. упр. 3 с. 209 (1 минута) (10-28)


6. Рефлексия. (2 минуты) (10-30)


Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) _____________________

________________________________________________________________________

Я не доволен(льна) тем, что сегодня_________________________________________

________________________________________________________________________

Мне понравилось _____________________________________________________

Мне не понравилось___________________________________________________



































Карточка

1 группа (_____________________________)

1.При помощи ноутбука в теме «Электролитическая диссоциация» выполнить следующие задания под №


1


2


3


4


5


6


9


10


11


14


15



1. Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже веществ; назовите полученные ионы.

1 вариант


NaOH __________________________


H2SO4 __________________________

________________________________

________________________________

Na2CO3___________________________


2 вариант


КOH ____________________________


H3PO4____________________________

_________________________________

_________________________________

BaCl2 ____________________________


2.Пользуясь таблицей растворимости, определите вещества, которые могут образовать перечисленные ниже ионы.

K+ , Al3+ , H+ ,Cl- , CO32- , NO3-

________________________________

________________________________


H+ , Na+ , Cа2+ , SO42- , F- , OH-

_________________________________

_________________________________















Исследовательская работа.

Цель – на практике выяснить при каких условиях происходят ионные реакции.

3. Что делали

Что наблюдали

Записать уравнения реакций (молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения)

Проведите реакции между парами веществ

3. К сульфату меди (II) добавить гидроксид натрия









2. К карбонату натрия прилить соляную кислоту










1. В гидроксид натрия добавить индикатор ф/ф и затем прилить соляную кислоту













Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Карточка

3 группа (_Кондратьева С, Тарасова Ю., Сергеева К. )


1.При помощи ноутбука в теме «Электролитическая диссоциация» выполнить следующие задания под №


1


2


3


4


5


6


9


10


11


14


15



1. Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже веществ; назовите полученные ионы.

1 вариант


NaOH ________________________________


H2SO4 ________________________________

______________________________________

______________________________________

Na2CO3________________________________

_

2 вариант


КOH __________________________


H3PO4_______________________________________________________

_______________________________

BaCl2 __________________________


2.В одном стакане растворили несколько неизвестных веществ. В результате анализа, выяснили, что в растворе присутствуют ионы калия, хлора, водорода, магния, сульфат-ионы и нитрат – ионы. Предложите возможные варианты ответа на вопрос. Какие вещества были растворены в воде?


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Исследовательская работа.

Цель – на практике выяснить при каких условиях происходят ионные реакции.

3. Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций (молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения)

Проведите реакции между веществами

1. Какие вещества необходимо смешать, чтобы образовался гидроксид меди (II)











2. К карбонату натрия прилить соляную кислоту












3. В гидроксид натрия добавить индикатор ф/фт. и прилить соляную кислоту.














Вывод_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Я доволен (льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) _____________________

________________________________________________________________________

Я не доволен (льна) тем, что сегодня_________________________________________

________________________________________________________________________

Мне понравилось _____________________________________________________

Мне не понравилось___________________________________________________







Я доволен (льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) _____________________

________________________________________________________________________

Я не доволен (льна) тем, что сегодня_________________________________________

________________________________________________________________________

Мне понравилось _____________________________________________________

Мне не понравилось___________________________________________________








Я доволен (льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) _____________________

________________________________________________________________________

Я не доволен (льна) тем, что сегодня_________________________________________

________________________________________________________________________

Мне понравилось _____________________________________________________

Мне не понравилось___________________________________________________








Я доволен (льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) _____________________

________________________________________________________________________

Я не доволен (льна) тем, что сегодня_________________________________________

________________________________________________________________________

Мне понравилось _____________________________________________________

Мне не понравилось___________________________________________________





Ионные уравнения ( 2 урок)


Для того, чтобы проверить степень усвоения данного материала, на следующем уроке я провела такую работу:

Каждый учащийся класса получил карточку с заданиями как теоретическими, так и практическими.


Пример карточки:

№1.

  1. Закончить уравнение реакции:

K2CO3 + H2SO4 -

Запишите реакцию в полной и сокращенной ионной форме.

  1. Из имеющихся на демонстрационном столе реактивов выберите пару веществ, при взаимодействии которых образуется осадок. Проведите реакцию и запишите ее в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

№2.

  1. Закончить уравнение реакции:

FeCl3 + NaOH -

Запишите реакцию в полной и сокращенной ионной форме.

  1. Из имеющихся на демонстрационном столе реактивов выберите пару веществ, при взаимодействии которых образуется газ. Проведите реакцию и запишите ее в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.






























«Электролитическая диссоциация»


1. Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже веществ; назовите полученные ионы.

1 вариант


NaOH; H2SO4; Na2CO3

2 вариант


КOH; H3PO4; BaCl2

2. а) Пользуясь таблицей растворимости, определите вещества, которые могут образовать перечисленные ниже ионы.

K+,Al3+,H+,Cl-,CO32-,NO3-

H+,Na+,Cа2+,SO42-,F-,OH-

б) Зная, что в растворах попарно присутствуют ионы калия и хлора, водорода и сульфат-ионы, магния и нитрат-ионы, составьте уравнения диссоциации исходных веществ.

в) В одном стакане растворили несколько неизвестных веществ. В результате анализа, выяснили, что в растворе присутствуют ионы калия, хлора, водорода, магния, сульфат-ионы и нитрат – ионы. Предложите возможные варианты ответа на вопрос. Какие вещества были растворены в воде?

3. Закончить уравнения и определить тип химической реакции.

Zn + HCl =

HgO =

SO3 + H2 O =

CuCl2 + NaOH =








Просмотр содержимого презентации
«Электролитическая диссоциация»

Электролитическая диссоциация Задания

Электролитическая диссоциация

Задания

   5а  5б  6а  6б  7  8а  8б  9  10  11  1.                                                               3.                                4.                                5.                                6.                                7.                                 1. Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже веществ; назовите полученные ионы. 1 вариант NaOH; H 2 SO 4 ; Na 2 CO 3 2 вариант 2. а) Пользуясь таблицей растворимости, определите вещества, которые могут образовать перечисленные ниже ионы. КOH; H 3 PO 4 ; BaCl 2 K + ,Al 3+ ,H + ,Cl - ,CO 3 2- ,  NO 3 - H + ,Na + ,Cа 2+ ,SO 4 2- ,F - ,OH - б) Зная, что в растворах попарно присутствуют ионы калия и хлора, водорода и сульфат-ионы, магния и нитрат-ионы, составьте уравнения диссоциации исходных веществ.  в) В одном стакане растворили несколько неизвестных веществ. В результате анализа, выяснили, что в растворе присутствуют ионы калия, хлора, водорода, магния, сульфат-ионы и нитрат – ионы. Предложите возможные варианты ответа на вопрос. Какие вещества были растворены в воде?

  7 9 10 11 1.                                         3.                     4.                     5.                     6.                     7.                    

1. Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже веществ; назовите полученные ионы.

1 вариант

NaOH; H 2 SO 4 ; Na 2 CO 3

2 вариант

2. а) Пользуясь таблицей растворимости, определите вещества, которые могут образовать перечисленные ниже ионы.

КOH; H 3 PO 4 ; BaCl 2

K + ,Al 3+ ,H + ,Cl - ,CO 3 2- , NO 3 -

H + ,Na + ,Cа 2+ ,SO 4 2- ,F - ,OH -

б) Зная, что в растворах попарно присутствуют ионы калия и хлора, водорода и сульфат-ионы, магния и нитрат-ионы, составьте уравнения диссоциации исходных веществ.

в) В одном стакане растворили несколько неизвестных веществ. В результате анализа, выяснили, что в растворе присутствуют ионы калия, хлора, водорода, магния, сульфат-ионы и нитрат – ионы. Предложите возможные варианты ответа на вопрос. Какие вещества были растворены в воде?

3. Закончить уравнения и определить тип химической реакции.  Zn + HCl =  HgO =  SO 3 + H 2 O =  CuCl 2 + NaOH =
  • 3. Закончить уравнения и определить тип химической реакции.
  • Zn + HCl =
  • HgO =
  • SO 3 + H 2 O =
  • CuCl 2 + NaOH =