-На стр. 75 ваших учебников прочитайте про себя задачу под № 2. -Ребята, я хочу вам дать секретный ключ к решению данной задачи. На доске: Цена | Количество | Стоимость | | | | | | | | | | - Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа, слово «задача». Отступите от слова «задача» 2 клетки вниз. От начала строки вправо отступите 4 см (по линейке) и поставьте карандашом точку, от точки вправо отступите еще 4 см и поставьте еще одну точку. Теперь проведите вниз из этих точек 2 линии длиной 3 см. В первой строке запишите слова: цена, количество, стоимость, как показано у меня на доске. Вернемся к задаче: - Что такое 10 руб.? (сколько денег стоила одна тетрадь) -Ребята, по-другому количество денег за одну единицу товара называется цена) - Куда запишем это число? (в первый столбик) -Что обозначает число 3?( Сколько тетрадей купили) - Это можно назвать одним словом «количество», т.е. число единиц товара. Куда запишем это число? (во второй столбик) - Что нужно узнать? ( Сколько стоили все тетради) -Одним словом это можно назвать «стоимость», т.е. сумма денег за покупку, сколько всего. Что запишем в третий столбик? (знак вопроса) Цена | Количество | Стоимость | 10 руб. | 3т. | ? | - Как найти стоимость, зная цену и количество? (Цену умножить на количество.) -Запишите решение под таблицей. Какой получили ответ? (30 рублей) Запишите под решением ответ. -Какая в этой задаче самая большая величина? (стоимость) -Как получили стоимость? (цену умножили на количество) -А можем ли мы количество умножить на цену? (нет) -Связь компонентов, какого действия представлена в таблице? (умножения) -Что получится, если мы переведем величины в этой таблице на язык компонентов умножения? (цена – это будет 1-ый множитель, кол-во – 2-ой множитель, стоимость – произведение) -Какой компонент был неизвестен в задаче? (произведение – стоимость) А теперь измените, условие задачи так, чтобы неизвестным было количество тетрадей. (Толя купил несколько тетрадей, по 10 рублей каждая и заплатил за них 30 рублей. Сколько тетрадей купил Толя?) -Какие величины нам известны в этой задаче? (цена и стоимость) Продолжаем таблицу: записываем под предыдущей записью в таблице. -Что запишем в графу «цена»? (10 руб.) -И в графу стоимость? (30 руб.) -Какая величина в этой задаче неизвестна? (кол-во) -Значит, ставим в графу «кол-во» - ? Цена | Количество | Стоимость | 10руб. | ? | 30руб. | -Переведем значения в таблице на язык компонентов умножения. Что неизвестно? (2 множитель – кол-во) -Как найти 2-ой множитель? (нужно произведение разделить на 1-ый множитель) -Или по-другому на языке величин как мы можем сказать? (нужно стоимость разделить на цену) Запишите решение и ответ к себе в тетрадь. -А теперь измените, условие задачи, чтобы неизвестным была «цена». Что получится? (Толя купил 3 тетради за 30 рублей. Сколько стоила 1 тетрадь?) Цена | Количество | Стоимость | ? | 3 | 30 | Заполните 3-ю строку таблицы самостоятельно. Запишите решение и ответ к задаче (1 учащийся работает у доски). Проверяем. Переведем значения в таблице на язык компонентов умножения. Что неизвестно? (1-ый множитель) -Как найти 1-ый множитель? (произведение разделить на 2-ой множитель) -Или по-другому как можно сказать на языке величин? (стоимость разделить на количество) -Какой получили ответ? (10 рублей – цена одной тетради) - Вы готовы ответить на «хитрый» вопрос? -Когда стоимость может быть равна цене? Подумайте. -При умножении, на какое число получается этот же множитель?) - Если умножить на единицу. - Получается, что при покупке одной вещи её цена будет равна стоимости. Например, купили один блокнот за 10 руб. Какова будет стоимость покупки? (стоимость покупки будет равна цене блокнота = 10 руб.) - Какой вывод можно сделать на основе решенных нами задач? Какая связь заложена в данной таблице? Между чем и чем? (в таблице заложена связь между величинами и компонентами умножения) |