Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Мотивация к учебной деятельности | словесный | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мотивация через легенду «Секрет успеха». Беседа по содержанию. | Приветствие. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. | | | |
Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения | Словесный (объяснение) Наглядный (ИКТ) Практический (выполнение задания учащимися) Словесный (фронтальная беседа) | Организация устных вычислений (тренажер с помощью ИКТ). Разгадывание слова. Разговор о геометрических фигурах. - Выполните вычисления. Расставьте буквы в порядке убывания соответствующих ответов и расшифруйте слово. - Какое слово у вас получилось? - Как называются фигуры, которые изучают на уроке математики? - Какие геометрические фигуры вы знаете? | Выполняют устных вычислений (тренажер с помощью ИКТ). Разгадывают слово «фигура». Перечисляют известные геометрические фигуры. Расставляют значения выражений в порядке убывания. - Фигура. - Геометрические. Перечисляют известные геометрические фигуры. | | Научатся проводить сравнение (П.). Получат возможность научиться осуществлять синтез как составление целого из частей (П.). Научатся осуществлять обобщение (П.). | У учащихся будет сформирован положительный интерес к изучению темы «Виды треугольников по соотношению длин сторон». |
Выявление места и причины затруднения | Словесный (инструкция по выполнению задания) Практический (выполнение задания учащимися) Словесный (фронтальная беседа) Словесный (фиксирование затруднения) | Предлагает разделить данные геометрические фигуры на две группы, основание для классификации учащиеся выбирают сами. - Посмотрите на доску. Мы видим геометрические фигуры, имеющие свой номер. Я предлагаю вам разделить все эти фигуры на две группы. - Разделили? На какие группы разделили фигуры? Давайте вспомним, как называется четырехугольник, у которого все стороны равны? Постановка вопросов для фиксирования затруднения. Хорошо. А как вы думаете, как будет называться треугольник, у которого все стороны равны? - Как будет называться треугольник, у которого все стороны разные? - А в какую группу вы отнесли фигуру под номером 7? Почему? Такие треугольники принято называть равнобедренными, а почему…мы с вами узнаем позже. | Выбирают основание для классификации и делят геометрические фигуры на две группы. Учащиеся делят фигуры на группы: 1) фигуры с равными сторонами, 2) фигуры с разными сторонами.
- Фигуры с равными сторонами, фигуры с разными сторонами. Затрудняются ответить на вопросы учителя. | | Учащиеся научатся проводить классификацию (П.). Учащиеся научатся строить логические рассуждения (П.) Учащиеся научатся аргументировать свою позицию (К.) Учащиеся научатся строить логические рассуждения (П.) Учащиеся научатся аргументировать свою позицию (К.) | У учащихся будет сформирован положительный интерес к изучению темы «Виды треугольников по соотношению длин сторон». |
Построение проекта выхода из затруднения | Словесный и практический (заполнение таблицы З,Х,У) | Предлагает определить тему урока, поставить цель, определить план действий через прием З, Х, У. - Определите тему нашего урока. - Какую цель перед собой поставим? - Ребята, давайте с вами заполним табличку «З,Х,У», где З – это то, что мы с вами знаем; Х – то, что мы хотим узнать, а У – посмотрим в конце урока, что мы узнали. | Определяют тему урока, ставят цель, определяют план действий через прием З, Х, У. - Виды треугольников. - Узнать, какие бывают треугольники и научиться их различать. - Знаем: что такое треугольник, существенные признаки треугольника. - Хотим узнать: какие бывают треугольники. | | Учащиеся научатся определять учебную задачу (Р.). Учащиеся получат возможность научиться составлять план своих действий (Р.). Учащиеся научатся проводить обобщение (П.) | |
Реализация построенного проекта | Словесный (инструкция по выполнению задания) Практический (выполнение задания учащимися, работа в парах) Словесный (фронтальная беседа) | Организация парной работы. Учитель предлагает из полосок разной длины попробовать сложить треугольник. - Ребята, у каждого из вас на парте лежит конверт. - Что вы видите в этом конверте? - Ваша задача: из полосок попробовать сложить треугольник. Организация фронтальной беседы по результатам работы. Определение названий треугольников в зависимости от их сторон. - Какой длины полоски вы использовали? - А из каких полосок вам не удалось составить треугольник? Почему? - Что можно сказать о длинах сторон треугольника, составленного из трех коротких полосок? - Как вы думаете, какое название будет у этого треугольника? - Что можно сказать о сторонах треугольника составленного из двух длинных полосок и одной короткой? - Кто знает, как называется такой треугольник? У которого две стороны равны. - Что можно сказать о сторонах треугольника, составленных из трех разных полосок? - Как вы думаете, как называется этот треугольник? |
- Полоски разной длины. Делятся с учителем результатами своей работы. Определяют названия треугольников в зависимости от их сторон. - Две одинаковые длинные и одну короткую, три короткие или три полоски разной длины. - Из двух коротких и одной длинной. Ломаная линия не замкнулась и треугольник не получился. - Они одинаковые, равные. - Равносторонний. - Две стороны одинаковые.
- Такие треугольники принято называть равнобедренными. - Все стороны разной длины.
- Разносторонний. | Научатся конструировать треугольники разных видов (по соотношению длин сторон). Научатся объяснять, на какие виды делятся треугольники по сторонам. | Учащиеся получат возможность научиться аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при работе в группе (К.). Учащиеся получать возможность научиться осуществлять синтез как составление целого из частей (П.) - Учащиеся научатся строить монологические высказывания (К.) - Учащиеся научатся аргументировать свою позицию (К.) Учащиеся научатся строить логические рассуждения (П.) | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (инструкция по выполнению задания) Практический (восстановление схемы учащимися) Словесный (проведение анализа задачи) Практический (решение задачи учащимися) | Организация первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Предлагает прочитать теоретический материал в учебнике и восстановить схему на доске. Делает акцент на равнобедренных треугольниках (среди них есть равносторонние). Итак. Хорошо. Давайте повторим, какие виды треугольников по соотношению длин сторон бывают? Давайте откроем учебник на странице 73. Прочитайте теоретический материал. Давайте теперь попробуем восстановить схему (на доске перемешаны слова: треугольники, равносторонние, разносторонние, равнобедренные). Решают задачу №2, стр.73. Проводит анализ задачи. Задача №2, стр.73. Прочитайте задачу. О чем эта задача? - Краткую запись мы будем оформлять в таблице. - Какие главные слова? - Как вы понимаете слово «припек»? - Какой главный вопрос задачи? - Как узнать, на сколько увеличилась масса продукта после выпечки хлеба? - Сколько килограммов припека во второй строке? - Во сколько раз 28 больше 14? - Что это значит? - Сколько килограммов муки надо взять? - Сколько из этой муки получат хлеба? - Какое выражение составим? - Какой ответ запишем? | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Читают теоретический материал в учебнике и восстанавливают схему на доске. Делают акцент на равнобедренных треугольниках (среди них есть равносторонние). Равносторонние, равнобедренные, разносторонние. Восстанавливают схему «Виды треугольников». Треугольники бывают двух видов: разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных бывают еще и равносторонние. Проводят анализ задачи, составляют краткую запись задачи, решают задачу. - О выпечке хлеба. - Мука, припек, хлеб. - Припек – это прибавка, прибыль в весе. Эта прибавка получается тогда, когда в тесто добавляют различные ингредиенты: масло, яйца, молоко и т.д. - Из массы хлеба вычесть массу муки. - 28 кг. - В 2 раза. - Муки и хлеба тоже будет в 2 раза больше. 10*2 =20 (кг) 20+28=48 (кг) Составляют выражение. Проговаривают ответ, записывают его. | Научатся объяснять, на какие виды делятся треугольники по сторонам. | Учащиеся научатся осуществлять обобщение (П.) Учащиеся научатся осуществлять анализ, синтез, как составление целого из частей (П.) Учащиеся научатся осуществлять анализ (П.) Учащиеся научатся строить логические рассуждения (П.) | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Словесный (инструкция по выполнению задания учащимися) Практический (выполнение задания учащимися) Словесный (организация проверки) | Организация самостоятельной работы. Итак. Теперь поработаем самостоятельно. Выполните № 1, на стр.74. Послушайте внимательно задание: 1 ряд вычисляет значение выражений 1 и 4 столбика; 2 ряд – 2 и 4 столбика; 3 ряд – 3 и 4 столбик. Затем будем проверять. Учитель контролирует работу учащихся. При необходимости помогает. Организует проверку. | Работают самостоятельно. №1, стр.74. Осуществляют проверку. | | Учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу (Р.) Учащиеся получат возможность научиться осуществлять итоговый контроль (Р.) | |
Включение нового знания в систему знаний | Словесный (постановка вопросов на закрепление изученного материала) Словесный (инструкция по выполнению задания) Практический (выполнение творческого задания, работа в группах) Словесный (представление работы группы) Наглядный (использование ИКТ, показ) | Учитель задает вопросы на обобщение изученного материала. Итак, давайте вспомним, с какими видами треугольников мы познакомились? - Какие треугольники называются разносторонними? Равносторонними? Равнобедренными? Организация групповой работы (по 4 человека). Предлагает учащимся головоломку «Танграм» (подготовка к проектным задачам). Дает инструкцию по выполнению задания. Сейчас я предлагаю вам составить фигуры, используя треугольники. Работайте в группах по 4 человека. У вас в конвертах есть различные треугольники, дальше – дело вашей фантазии. - После того, как вы составите фигуры. Назовите, треугольники какого номера относятся: 1) к равнобедренным треугольникам; 2) к равносторонним треугольникам; 3) к разносторонним треугольникам. - Как можно определить, к какому виду относится треугольник? Верно, мы с вами будем определять либо на глаз, если разница длин видна, а если нет, то при помощи линейки. Организация представления результата работы групп с помощью документ-камеры. Организация проверки. | Систематизируют полученные на уроке знания. Равнобедренные, равносторонние, разносторонние. - Такие треугольники, у которых длины всех сторон разные. - Такие треугольники, у которых длины всех сторон одинаковые. - Такие треугольники, у которых длины двух сторон равны. Работают в группах. Из разных треугольников составляют фигуры (кот, лебедь, корабль, дракон, елка и т.д.) - Можно определить на глаз, а проверить себя с помощью линейки. Демонстрация своих фигур с помощью документ-камеры. Называют номер треугольника и вид, к которому он относится. | Получат возможность научиться конструировать различные фигуры из треугольников (танграм). Получат возможность научиться различать треугольники по соотношению длин сторон. | Учащиеся научатся осуществлять обобщение (П.) Учащиеся получат возможность научиться аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при работе в группе (К.). Учащиеся получать возможность научиться осуществлять синтез как составление целого из частей (П.) Учащиеся научатся строить логические рассуждения (П.), аргументировать свою позицию (К.) | |
Рефлексия учебной деятельности | Словесный (постановка вопросов для организации рефлексии, заполнение таблицы З,Х,У) Практический (заполнение таблицы З,Х,У, оценка собственной деятельности) | Организация рефлексии учебной деятельности. Заполнение таблицы «З, Х, У». Предлагает оценить собственную деятельность на уроке. Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итог. Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы ее? - Давайте заполним последнюю колонку нашей таблицы «З, Х, У». Что мы узнали? Чему научились? Выберите и продолжите фразу: - Мне было интересно… - Мне было трудно… - Мне больше всего понравилось… - Я хочу похвалить себя за… - Я хочу пожелать себе… Кто доволен своей работой на уроке, поднимите зеленый треугольник, кто считает, что старался, но недостаточно работа – желтый, кто недоволен – красный. | Заполняют таблицу «З, Х, У». Оценивают собственную деятельность на уроке. | | | У учащихся может быть сформирована способность к самооценке собственной деятельности на основе критериев успешности. |