Приветствие Добрые пожелания на работу Пожелания друг другу удачи (хлопки в ладони) - Что пригодится для успешной работы на уроке? Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? (почва) - Давайте сформулируем тему нашего урока. (почва) - Что мы знаем о почве? - Что хотели бы узнать? (состав…..) Д авайте разгадаем главное свойство почвы (плодородие) - Как понимаете это слово? Какие слова спрятаны в нем? Плодородие почвы – способность почвы обеспечивать растения необходимыми веществами и давать урожай. Как думаете, одинаковые ли понятия Земля и почва с научной точки зрения? Сегодня мы попробуем это выяснить - Наш класс – небольшая лаборатория. Я предлагаю побывать в роли исследователей. Работать будем парами Чем занимаются исследователи? Что будем делать? Исследовать, наблюдать, выдвигать гипотезы Почва – верхний плодородный слой земли Плодородие – главное свойство почвы -Где вы видели почву? - Давайте исследовать, из чего состоит почва и что делает ее плодородной? -Из двух вариантов выберите тот, где, на ваш взгляд, находится почва -Попробуйте слепить почву в комочек. Получилось? -Возьмите в руку салфетку, положите в нее кусочек почвы и крепко сожмите салфетку с кусочком почвы в руке. Что увидели? -Давайте зафиксируем опыт и его результат в Дневник исследователя.
Вода Опыт | Наблюдение | Вывод | | Намокла | Вода | - Как еще можно исследовать почву? (бросить в воду) - Давайте бросим кусочек почвы в воду и понаблюдаем. -Что увидели? (пузырьки) Опыт | Наблюдение | Вывод | | пузырьки | Воздух | - Давайте всю оставшуюся почву высыпем в стакан с водой. Что теперь хочется сделать? (перемешать) - Растворилась ли почва в воде? Давайте отодвинем в сторону стакан, дадим почве полежать в воде. - Для следующего опыта нужен огонь, поэтому я выполню сама. Но вывод мы сделаем вместе. - Я взяла очищенную воду, поместила туда почву, дала отстояться. - Сейчас я возьму несколько капель этой воды, нагрею её над свечой. - Предположите, что произойдет? Демонстрация опыта Опыт | Наблюдение | Вывод | | белый налет | минеральные соли | - Вернемся к вашим стаканчикам и внимательно рассмотрим. - Что осело на дно? (песок, глина) - Что плавает на поверхности? (мелкие частицы, остатки живых организмов) -Какое главное свойство почвы? (плодородие) Это и есть то, что делает почву плодородной. Это остатки растений, остатки живых организмов, которые долго лежали, начали перегнивать. -Как они называются? Остатки живых организмов называются перегноем -Что входит в состав почвы и делает её плодородной? (перегной) -Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее Опыт | Наблюдение | Вывод | | | Песок Глина перегной | А сейчас предлагаю собрать памятку по основному составу почву (не хватает песка и глины) Мы разобрали основной состав почвы. Прочитайте текст в рабочем листе и узнайте о живой составляющей почвы. Кто еще входит в состав почвы? бактерии, корни растений и мелкие животные. -Почему мы сейчас не увидели их? Составим кластер по составу почвы. На какие 2 группы можно разделить эти слова? (объекты живой и неживой природы)
объекты неживой природы объекты живой природы
воздух песок корни растений
перегной глина бактерии
мин.соли мелкие животные
вода Рассмотрите схему состава почвы. придумайте вопрос и задайте его одноклассникам Каждый элемент почвы выполняет свою функцию - Почему растению комфортно в почве? Воздух – дышат растения и мелкие животные Вода – пьют Вместе с водой корнями всасываются соли. Минеральные соли – питательные вещества для растений. Минеральные соли полезны и для человека. Рассмотри рисунки и расскажи, как минеральные соли попадают в организм человека.
минеральные соли - Запас солей пополняется благодаря перегною. Перегной получается из животных и растительных остатков. А в минеральные соли перегной превращают бактерии - Как можно назвать эту схему? (круговорот веществ в природе) Почва в этом процессе играет важную роль! Знаменитый почвовед Докучаев говорил, что «Почва – дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы - нет» - Как понимаете его слова? «Нельзя распахивать почву на больших пространствах, потому что…» - Выберите правильный ответ и докажите свой выбор: (все варианты правильные) Образуются пыльные бури Образуются овраги Смываются почвы - Какие задачи ставили? Земля? почва - Удалось ли решить поставленную задачу? - Каким способом? - Назовите главное свойство почвы? ( плодородие) Сообщение о жителях почвы Медведка |