СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (знакомство)

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку 5 класс»

Тема урока: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Цели: различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения по средствам связи между частями и смысловому отношению между частями ; умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами объяснения, решения проблем; самоконтроль, самооценка;

Образовательные ресурсы: учебник, компьютер, проектор, раздаточный материал.

1. Орг.момент.

2. Проверка дом зад

3. Работа над новым материалом.

Работа у доски и в тетрадях.

Предложение – основная единица синтаксиса. В предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого или одного из них.

Если в предложении одна грамматическая основа, то это простое предложение.

Предложения, в которых две или несколько грамматических основ, называются сложными.


В зависимости от того, как связаны между собой части сложного предложения, выделяют союзные и бессоюзные сложные предложения. Если части сложного предложения связаны между собой только с помощью интонации, то предложение бессоюзное. Если части связаны между собой с помощью интонации и союзов, то это союзное предложение.


Чаще всего в сложном союзном предложении употребляются союзы И, А, НО, ДА. В этом случае части сложного предложения равноправны. В схеме обе части заключаются в квадратные скобки.


При использовании союзов ЧТО, ЧТОБЫ, ЕСЛИ, КОГДА, КАК, ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК и слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА одна часть зависит от другой, т.е. от одной части предложения можно задать вопрос к другой. В этом случае главная часть (от которой задают вопрос) заключается в квадратные скобки, а зависимая часть (к которой задают вопрос)заключается в круглые скобки.




Запомните: между частями сложного предложения ставится запятая.


Синтаксический анализ сложного предложения выполняется по тому же плану, что и синтаксический разбор простого предложения.


План

1. Вид по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. Вид по интонации: восклицательное, невосклицательное.

3. Вид по количеству грамматических основ: простое, сложное.

4. Характеристика простых предложений в составе сложного:

А) Вид по строению грамматической основы: односоставное, двусоставное.

Б) Вид по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое.

В) Осложнено или нет: есть или нет однородные члены, обращения.

Обратите внимание, что каждая часть сложного предложения характеризуется отдельно.

5. Тип сложного предложения: союзное, бессоюзное.


После этого составляется схема сложного предложения и объясняются знаки препинания.


Разбор сложного предложения выглядит следующим образом.




Типы сложных предложений.


Сложное предложение – это предложение, у которого две и более грамматических основы. Все сложные предложения делятся на союзные (части соединяются при помощи интонации и союзов) и бессоюзные (части соединяются только при помощи интонации. Между частями сложного предложения ставится запятая. Также между частями бессоюзного предложения могут стоять двоеточие или тире.


Союзные предложения в свою очередь подразделяются: на сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.


Сложносочинённое предложение – это предложение, части которого равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами И, А, НО, ДА.


Сложноподчинённое предложение – это предложение, в котором одна часть зависит от другой по смыслу и присоединяется при помощи союзов ЧТО, ЧТОБЫ, ЕСЛИ, КОГДА, КАК, ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК и слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА. Зависимая часть называется придаточной.


Рассмотрим это на примерах.


Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Определите, верную характеристику предложения.

Листья задевают друг за друга, и со всех сторон слышится лёгкий шорох

  1. простое, осложнено однородными членами;

  2. сложное, союзное;

  3. сложное, бессоюзное

Разбор задания: Вспоминаем, что в сложном предложении две и более грамматических основы, а в простом – одна. Находим грамматическую основу. Листья задевают и шорох слышится. Здесь две грамматических основы, следовательно предложение сложное. Части связаны союзом И, следовательно предложение союзное. Ответ: 2.

Выделение цветом.

Выделите зелёным цветом сложное предложение.

1.Иглы сосен гулко и колко устилают низкие пни.

2. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.

3. Лёгкий осенний снежок лёг на детскую площадку.

4. Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги, парки, скверы.

Разбор задания: В сложном предложении должно быть две и более грамматических основы. Ищем предложение, которое соответствует этому. 1. Иглы устилают – одна основа. 2. Ветер налетел, осинка затрепетала – две основы, следовательно сложное предложение. Проверяем остальные. 3. Снежок лёг – одна основа, простое предложение. 4. Осень выстлала – одна основа, следовательно, простое предложение.

Ответ: 2. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.


Д.З заполнение таблицы


СП

Количество грамматических

основ

Чем связаны

Отношение частей друг к другу по смыслу

Чем разделяются

ССП





СПП