СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Правописание буквы мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: «Правописание буквы мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова». («Школа 2100» УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА (АВТОРЫ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.).

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Правописание буквы мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№38 с углубленным изучением отдельных предметов

им. Е. Болховитинова г.Воронеж




Урок русского языка по теме: «Правописание буквы мягкий знак

для обозначения мягкости согласных в конце и

в середине слова»

2 класс




Учитель начальных классов

КОЧЕРГИНА А.В.







Русский язык. 2 класс

Урок по теме: «Правописание буквы мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова»

(«Школа 2100» УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА (АВТОРЫ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.)

Урок развития умений

Цели:

Л/Р: развитие умений разграничивать способы обозначения мягкости согласных на письме, находить слова, в которых мягкость согласных обозначена буквой Ь в конце и в середине слова, а также писать слова с этой орфограммой.


Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний учащихся.

1.Отгадайте загадку:

Что за буква? Кто узнает?

Звука не обозначает.
Может только подсказать,

Как согласный прочитать. (Мягкий знак)

Работа с опорными схемами:

– Что мы узнали о мягком знаке на уроках? Расскажите, пользуясь схемами:

(мягкий знак не обозначает звука).

2. Мягкий знак – орфограмма.

- Что такое «орфограмма»? (Написание по правилу)

- На прошлом уроке мы познакомились с орфограммой Ь – показатель мягкости согласного на конце и в середине слова.

Повторение правила по опорной схеме: Ь - показывает мягкость впереди стоящего согласного звука и может стоять в конце слова после согласного и в середине слова между согласными.

- Почему в слове КОНЬ напишем Ь? Выполним звуковой анализ слова на доске и в тетрадях.

- Так почему же в этом слове на конце появился Ь?


3. Диктант «+» и «-».

Проверим, как вы научились на слух определять, в каких словах нужно писать Ь:

Выполним диктант «+ или -»

Плюс поставь, когда в словах

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове его нет,

Минус напиши в ответ.

А теперь выполним задание.

ДЕНЬ. ЛЕНЬ. СОН. ТЕНЬ.

СЫР. СОК. ЛОСЬ,ТЮЛЕНЬ

ЛЕС, НОС, РЫТЬ, НЫТЬ,

СОМ, КОНЬ, ШУМ, ШИТЬ.

На карточках:

+

+

-

+


-

-

+

+


-

-

+

+


-

+

-

+


(Взаимопроверка в парах.)


4. Работа над словами с Ь в середине слова.

- Почему в слове ПОЛЬЗА в середине нужно писать Ь?выполним звуковой анализ слова на доске и в тетрадях

- Что показывает Ь в середине слова? (мягкость впередистоящего согласного)

- В какой позиции он стоит? (между согласными в середине слова после мягкого согласного)


Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Словарная работа.

- Какие словарные слова с Ь в середине слова вы знаете? (Дети предлагают свои слова и записывают их один человек – на доске, а класс - в тетрадях).

В тетрадях: Тетрадь, мальчик, учитель, только, столько, Русь.


А теперь запишите те слова, которые я для вас приготовила. Только я не буду называть эти слова, вы их узнаете, разгадав загадки:


1. Очень чудные ботинки

Появились у Иринки.

Не годятся для ходьбы,

В них по льду кататься бы. (Коньки)


2. Утром ранним слышен звон,

Не дает покоя он.

Ну, вставай скорей, дружок,

А не то проспишь урок! (Будильник)


3. Растет она вниз головою,

Не летом растет,

А зимою.

Но солнце ее припечет-

Заплачет она и умрет. (Сосулька)


4. Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Прогулялся валко, шатко –

Ровной сделалась площадка. (Бульдозер)


5. Крыльями машет,

Да не птица крылата.

Не сеет, не пашет,

А хлебом богата. (Мельница)


Ф и з к у л ь т м и н у т к а

В слове нужен мягкий знак –

Дружно хлопаем вот так.

А не нужен – помолчи,

Не кричи, не топочи:

Лось и сом, олень и дуб,

Камень, дом, осина, зуб.

Карусель, енот, альбом,

Осень, соль, крыльцо и ком.

Молодцы! Все постарались

И почти не ошибались.

Отдохнули – сядьте ровно.

И к работе все готово.


Наблюдение над словами различающимися ь.

  1. Карточки:

мел +Ь


угол + Ь



- Запишите слова и сравните пары слов по написанию и по значению. Что увидели? К какому выводу пришли?


- А теперь вставьте в середину слова Ь.

Пенки – пенЬки



уголки – уголЬки


Что заметили? (Изменилось значение слова с появлением Ь).


Эта буква – хитрый знак.

О себе он скажет так:

«Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море,

Угол в уголь, брата в «брать»…

Так что всем несдобровать –

Тем, кто вздумает лениться,

Без старания учиться.

- Какие качества в себе необходимо развивать? (прилежание, орфографическую зоркость)


  1. Выполнение упр. 173 из «Дидактического материала» (с.78).

Карандаш + озвучивание + комментирование в парах.


Итог урока.

- Так какой же вопрос был основным в уроке? Сформулируйте тему урока. (Слова, в которых пишется и не пишется Ь)

Как нужно относиться к словам с Ь? Какие правила должны соблюдать при написании слов?

Вывод: Ь – показатель мягкости согласного пишется на конце слова после мягкого согласного и в середине слова между согласными.

Рефлексия

- Как работали на уроке? Как работали в парах? Как работали индивидуально?


Домашнее задание. Чтобы еще раз поупражняться и не допускать ошибок, дома выполните упр. 174 из «Дидактического материала» с.78