Тема: «Различение приставки и предлога».
Цели:
- создание условия для закрепления у учащихся понятий о предлоге как части речи;
- развитие умения сравнивать, анализировать (распознавать приставки и предлоги);
- развитие умения работать в паре, самостоятельно;
- развитие коллективных умений.
Учебная задача: овладеть алгоритмом различения предлога и приставки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
I. Мотивационно-целевой этап.
1) Эмоционально-психологический настрой.
- Всем добрый день!
- Возьмитесь за руки, замкните круг, улыбнитесь друг другу и скажите: «Мы – команда».
Осанка, порядок на парте.
2. Актуализация знаний
На доске:
Слетел – с крыши
Подушка – под ушко
- Чем похожи пары слов?
- Чем отличаются? Почему пишутся по-разному?
а) Проблемная ситуация
(Обсуждение в парах)
б) Выдвижение и проверка гипотез
Слетел – глагол, с – приставка,
крыши – имя существительное, с – предлог.
– Как вы рассуждали?
– Почему необходимо различать приставки и предлоги? (Чтобы грамотно писать).
в) Постановка учебной задачи
– Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (Различение предлога и приставки).
– Чему мы должны сегодня научиться? (Различать предлоги и приставки)
г) Минутка чистописания
– Мы должны уметь не только грамотно, но и красиво писать. Я предлагаю потренироваться в написании двух букв, обозначающих гласные звуки. Они часто встречаются в написании предлогов и приставок. Какие это буквы? (а,о)
д) Пальчиковая гимнастика
Хватательные движения (хватаем радость, здоровье широко растопыренными пальчиками).
– Щедро разбрасываем эти радость и здоровье окружающим каждым пальчиком.
– Растягиваем пальчики: к большому подводим каждый пальчик, потом – к мизинцу.
– Поглаживаем каждый пальчик.
е) Работа в тетради
Дети пишут: аоа оао за на над по под до
– В каких предлогах приставках пишется а? В каких о?
3. Презентация нового материала (составление алгоритма)
– Верно ли утверждение, что за, на, над, про, по, над, до – всегда приставки? Подтвердите примерами.
– Какие ещё приставки знаете?
– Попробуйте составить словосочетание так, чтобы предлог и приставка были одинаковые, можно использовать материал из чистописания:
побежал по дороге
зашёл за школу
написал на доске
– Как узнать, где предлог, где приставка? Дети предлагают свои варианты решения этого задания. Нужно узнать слово (услышать, увидеть); определить, какой частью речи является; попытаться вставить слово, если можно вставить слово, то это предлог, нет – приставка; у глаголов приставок не бывает
В результате обсуждения на доске появляется запись:
1. Узнай
2. Вставь слово
3. Запиши правильно
Физкультминутка
а) Гимнастика для глаз.
Крепко сжимаем глаза, разжимаем и быстро-быстро моргаем; водим глазами вверх, вниз, вправо, влево, по кругу и восьмёрку.
б) Упражнения для верхнегрудного отдела позвоночника.
в) Растяжки.
4. Практика под руководством учителя
-Работа в р/т - №39 с.24 письмо с комментарием. Дети пишут и комментируют, используя составленный алгоритм.
-№41 с. 26
5. Самостоятельная практика учащихся
Кто понял, как различать предлоги и приставки? Предлагаю 2 вида самостоятельной работы, выбирайте.
1. Составить цепочки.
(По)доске, (на)огороде, (по)ход, (до)утра, (на)небе, (по)шёл, (на)шёл,(на)писал, (до)читал,(до)школы.
2. Карточки для сильных учеников
– Напишите предложения, ориентируясь на таблицу. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
1. (По)бледному небу клоч…ями (по)висли м…хнатые обл…ка.
2. В ..да (под)к…лёсами (за)пенилась и (по)бежала (через)д…рогу.
3. (Раз)в…рнулась душ…стая ч…шечка ландыша.
4. Ж…лтел и з…л…тился лист (в)л…су.
№ | Количество предлогов | Количество приставок |
1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 |
3 | – | 1 |
4 | 1 | – |
Проверка результата самостоятельной работы.
1 группа: Назовите слова с приставками.
2 группа: Проверяют по таблице с алгоритмом.
6. Самоконтроль и самооценка
По таблице оценивают свою работу
всё правильно –
ошибся, но исправил –
старался –
получилось или нет –
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
(Научились различать предлоги и приставки, составили алгоритм различения, применили его на практике).
8. Домашнее задание: №38 с.24 или №41 с.26 р/т
9. Игра «Забей гол»
– Вы хорошо поработали, поэтому я приготовила для вас игру «Забей гол».
Класс делится на две команды: «Предлоги» и «Приставки». На доске нарисованы ворота. Команды по очереди называют слова с приставками и предлоги. В воротах ставится мяч (доска магнитная) за каждый правильный ответ. Выигрывает та команда, которая назовёт больше всего слов.