Тема: Дательный падеж.
Цели:
1.Обучающие.
Формировать сознательное употребление в речи существительных в дательном падеже.
2 Развивающие.
Развивать творческие способности учащихся, чувства языка и речевого слуха; работать над развитием орфографической зоркости.
3. Воспитывающие.
Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к познанию.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Чистописание.
- Урок мы начинаем с чистописания.
- Букву, которую мы будем писать,
обозначает первый звук в отгадке
той загадки, которую я вам прочитаю
Припрятала орешки,
И сушит сыроежки.
Зимой в ее дупле,
Что хочешь на столе. (Белка)
- Какую букву будем писать? (Б)
- Прописываем Б б на одной строчке
- На другой строке пишем эти буквы в соединении
с другими. Би Ба Бт бо бн бр
- На третьей строчке записываем слова с этой буквой,
вставляем пропущенные буквы.
б…рёзка подб…рёзовик б…резняк
- Объясните значение этих слов.
(Дерево, гриб, лес из берёз)
- Что ещё можно сказать об этих словах?
(Однокоренные)
- Выделите корень.
- Какие слова называются однокоренными?
(С одинаковым корнем и близкие по значению)
- Какими частями речи они выражены? (Сущ.)
- Образуйте разные формы от слова берёзка.
(берёзки, к берёзке, берёзку…)
- Для чего нужно изменять форму слова?
(Для связи слов в предложении?
3.Языковая разминка.
- Запишите под диктовку.
У берёзки вьюга посеребрила светлые косы.
Задание по рядам.
1 ряд.
- Обозначьте орфограммы.
Сколько разных орфограмм в предложении? (7)
2 ряд.
- Выполнить разбор предложения по членам предложения.
3 ряд.
- Определите падежи всех имён существительных.
Проверка.
4.Актуализация знаний - фронтально.
- Вспомните, сколько в русском языке падежей?
- Назовите по порядку все падежи с вопросами.
- В каком падеже будет стоять имя существительное,
если в предложении оно является подлежащим?
- Как определить падеж имени существительного?
- С какими падежами мы уже познакомились
более подробно? (И.п., Р.п.)
5.Самоопределение к деятельности.
- О каком падеже мы будем сегодня говорить?
- Какова тема урока? (Дательный падеж)
- Сформулируйте задачи урока.
1)Вспомнить признаки дательного падежа.
2)Научиться правильно писать безударные падежные
окончания имён существительных в дательном падеже.
Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 208 (с. 113).
— Рассмотрите таблицу.
— Перечислите признаки дательного падежа.
(Вопросы, предлоги, окончания)
— Какие окончания имеют существительные
1, 2 и 3-го склонения в Д.п.?
— Как определить, какую букву нужно писать
в безударном окончании существительного в Д.п.?
— Имена существительные какого склонения в Д.п.
имеют окончание -и? (3-го склонения.)
— Имена существительные какого склонения в Д.п.
имеют окончание –e? (1-го склонения.)
— Какие есть способы проверки написания
безударных окончаний?
1.Определить падеж, склонение, окончание.
2. Подобрать сущ. того же склонения в том же падеже
с ударным окончанием.
ФИЗМИНУТКА.
Девочки присаживаются, если сущ. в Д.п.
Мальчики присаживаются, если сущ. в другом падеже.
Подошёл к дому (Д.п.) , вышел из двери(Р.п),
постучал в дверь (В.п)., подойти к реке (Д.п.),
любовался берёзой (Т.п.), помогал другу (Д.п.),
плывёт по течению (Д.п).
Упр. 209 (с. 114) – по заданию учебника.
6. Рефлексия. Работа по карточкам.
— Поставьте существительные, данные в скобках,
в нужный падеж, выделите окончания.
1) Солдат пишет письмо (мать, друг, жена).
2) Поезд подъезжает к (Астрахань, Москва, Волгоград).
3) Грибник идёт по (лес, тропинка, пустошь).
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают предложения,
называют окончания в словах.)
- Оцените свою работу на уроке.
7. Итог урока.
- О каком падеже говорили на уроке?
- Какие задачи ставили в начале урока?
- Выполнили мы задачи урока?
- Что показалось вам сложным?
- За что можете похвалить себя?
8. Д/З. Упр.210. Оценки выставить
или собрать тетради и выставить оценки
За классную работу.
(ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ)
Упр. 212 (с. 115) - программный уровень.
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка,
самооценка.) Упр. 211 (с. 114—115) —
уровень повышенной сложности.
(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка,
самооценка.)