Тема: «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения».
Цели:
- Образовательные:
• совершенствование навыка правописание падежных окончаний существительных 2 склонения;
- Развивающие:
• развивать умения распознавать имена существительные 2 склонения;
• развивать творческое воображение и умение работать коллективно, в группах, индивидуально.
- Воспитательные:
• воспитывать культуру поведения, личностные качества учащихся, дружеские отношения в коллективе;
• познавательный интерес к предмету русский язык.
Задачи: создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Тип урока: изучение нового
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Планируемые результаты:
I. Личностные результаты:
• иметь желание учиться, работают коллективно; осознавать необходимость самосовершенствования; понимать значение границ собственного знания и «незнания»;
• адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
II. Метапредметные результаты:
- регулятивные:
• определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• адекватно воспринимают оценку учителя, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осуществлять самоконтроль.
-познавательные:
• уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
• уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
- коммуникативные:
• учитывают разные мнения и стремятся к координации действий в сотрудничестве (групповая работа);
• формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
III. Предметные результаты:
• закрепить навык правописания падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.
• наблюдать, анализировать и устанавливать языковые явления.
Оборудование: учебник по русскому языку 4 класс Канакина, карточки с заданиями.
Тема: «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения».
1.Организационный момент.
На каждом уроке мы стремся сделать для себя новое открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить свои знания, узнать новое.
Запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний и умений. Повторение изученного.
Чтобы вспомнить, что мы изучали на протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку.
Мы самые главные,
Мы самые умные,
Мы называем предметы, людей
«Для всего, что существует в природе… в русском языке, есть великое множество хороших слов и названий».
И отвечаем на вопросы простых падежей.
- О какой части речи говорится в загадке?
Проведём игру «Горячий стул» и вспомним, что мы знаем об этой части слова. Отвечает на вопросы сосед, сидящий сзади (начинаем с первой парты у Вики игрушка), если не знаем ответ, встаем, стул становиться горячим, поэтому отвечает сосед сидящий рядом.
Что такое имя существительное?
Как изменяются имена существительные?
Какого рода бывают имена существительные?
Что значит просклонять имена существительные?
Сколько падежей в русском языке?
Какие существительные относятся к 1 склонению.
Какие существительные относятся ко 2 склонению.
Как определить склонение имени существительного в косвенных падежах?
Как проверить безударное окончание существительных 1 склонения?
2. Словарная работа
Карточки со словарными словами с пропущенными буквами. (Учитель показывает карточки перевернутые.) Дети читают слово и записывают.
Прочитайте слова назовите общие признаки этих слов. (все слова существительные 2 склонения)
Проверяем слова, оцениваем на полях
Исходя из этого скажите, что будет объектом нашего разговора на уроке. Догадайтесь, чему будем учиться на уроке
3.Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.
Прочитайте предложения на карточке.( карточки виде сердечка)
Все ли тут так как надо, на что вы обратили внимание, что заметили?
( у детей карточки с предложениями, в словах есть ошибки).
- Назовите слова, в которых на ваш взгляд есть ошибки. К какому склонению они относятся? Почему тут может быть ошибка?
(Это безударные окончания.)
- Что уже мы знаем о проверке безударных окончаний? Назовите способы проверки (1ый способ-можно проверить окончание по таблице или запомнить его, 2ой способ- подобрать слово-ключ, помощник). Как вы думаете можно ли этим правилом воспользоваться для правописания имен сущестительных 2 го склонения?
И так тема урока: Падежные окончания существительных 2 склонения.
-Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок? (познакомиться с падежными окончаниями имён существительных 2 склонения, научиться писать окончания существительных 2 склонения подберем слова-помощники.
4.Облако слов.
Из облака слов выпишите слова 2 склонения. (2мин)
-Кто выписал 5 слов? Прочитай. У кого еще есть другие слова.
Работа у доски и в тетрадях(
- Просклоняем 2 слова в тетради и у доски.(конь, облако) ( у доски 2 чел)
- Выделите окончания, поставьте ударения. Назовите сходства и различия этих слов. Сформулируйте правило о написании окончаний имен существительных во 2 склонении.
5. Первичное закрепление
1. Коллективная работа
- Проверим как работает это правило.(работа с предложениями на карточке в виде сердечка)
Объясните какие окончания надо писать, проверьте двумя известными нам способами. Какое слово может нам быть помощником или ключом?(конь, плечо)
Составим алгоритм.
Алгоритм
1 Определить падеж.
2 Определить склонение.
3 Подставить проверочное слово на место проверяемого слова.
2. Работа в парах
- Вам надо дописать окончания имён существительных на карточке № 1.
В скобках укажите склонение и падеж существительных.
Участвовать в спектакл_ (___).
Заниматься спорт_ (__).
Подойти к театр_ (__).
Забыть об урок_ (___).
Проверка по слайду
6. Физкультурная минутка.
1) упражнение правая рука вверху, левая внизу( голова-пояс, плечи, голова-пояс) и так несколько раз
2) упражнение голову погладить правой рукой, живот слегка похлопать и наоборот
7. Работа по учебнику с. 95 (таблица падежных окончаний имён существительных 2 склонения) фронтальная работа
- Как пишутся ударные и безударные окончания? (одинаково)
- Как можно проверить безударные окончания существительных 2 склонения? (по ударным окончаниям имён существительных 2 склонения в этом же падеже)
Рубрика «Обрати внимание» с. 96. Правильно ли мы сделали вывод?
Так, как проверить безударное окончание?
- Сколько способов проверки нашли? (2) По слову помощнику или вспомнить окончание в данном падеже.
На ваш взгляд, какой из способов проверки легче?
-Вернёмся к началу урока и проверим, правильно ли мы вставили безударные окончания.
Вывод: как проверить безударные окончания?
8. - Индивидуальная работа в тетради
На карточке:
О компас…, на озер…, под дуб…, под солнц…, в мор…, о лес…, на рисунк…, в поселк…, на балкон…, в болот…, в журнал… ,за горизонт…,
- Как проверить безударные окончания имён существительных 2 склонения? (конь, окно, плечо)
- Оцените свою работу на уроке.
Итог урока:
Наш урок подходит к концу, подведем итоги.
- Какая была тема нашего урока? (падежные окончания имен существительных 2 склонения)
- Какие задачи мы ставили в начале урока? (познакомиться и совершенствовать навыки правописания имён существительных 2 склонении)
- Решили эти задачи?
Домашнее задание: упр. 168
Приложение 1
Карточка № 1
Участвовать в спектакл_(___).
Заниматься спорт_ (__).
Подойти к театр_ (__).
Забыть об урок_ (___).
Карточка № 2
О компас…, на озер…, под дуб…, под солнц…, в мор…, о лес…, на рисунк…, в поселк…, на балкон…, в болот…, в журнал… ,за горизонт…,
Карточка № 3
Карандаши у Марины лежат в пенали..
Мой друг занимается боксам.
ПРИЛОЖЕНИЕ
УЧАСТВОВАТЬ В СПЕКТАКЛ…
( )
ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТ…
( )
ПОДОЙТИ К ТЕАТР...
( )
ЗАБЫТЬ ОБ УРОК...
И. п. – о, - е,
Р. П. – а, - я
Д. п. – у, -ю
В. п. –а, - я, -о, - е
Т.п. – ом, -ем, - ём
П. п. – е