Предмет : русский язык (УМК) «Начальная школа ХХI века»
Класс: 2
Тема: Слова-омонимы
Цель: познакомить обучающихся со словами-омонимами, выяснить отличительные признаки слов-омонимов.
Планируемые результаты:
предметные:
учиться различать в слове две стороны: звучание и значение;
узнать, как называются слова, которые звучат и пишутся одинаково;
выяснить отличительные признаки слов-омонимов;
наблюдать за использованием омонимов в речи.
метапредметные:
познавательные: ориентирование в системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения существенных признаков; выбор оснований для классификации объектов; поиск и выделение необходимой информации для ответа на поставленный вопрос, используя учебник, словари; подведение под понятие;
регулятивные: формировать умение понимать, принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу на протяжении всего урока; адекватно оценивать результаты своей деятельности;
коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; соблюдать правила общения, выражать с достаточной полнотой и точностью свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации, аргументировать своё мнение.
личностные:
проявление интереса к изучаемой теме, осознание собственных достижений, положительное отношение к изучению русского языка
Оборудование: учебник, карточки для парной работы, иллюстрации слов-омонимов, карточки с отличительными признаками омонимов для структурирования полученных знаний.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
У
читель. К нам в класс пришло письмо от девочки, которая изучает русский язык. Её зовут Лара.
Лара
«Повстречала я вчера интересные слова. Говорят, что предложение.
Смысл его не поняла.
Может то синонимы?
Ну, а может вдруг тогда
Косил косой косой косой. косой.
Родственные или многозначные слова? Поскорее помогите
И сомнения разрешите!»
Учитель. Поможем Ларе разобраться в возникшей проблеме?
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
На доске записано предложение: Косил косой косой косой.
косой, косой, косой косой.
- Какие вопросы возникли у Лары относительно данной записи? (
Можно ли считать эту запись предложением? Повторяющиеся слова являются синонимами, многозначными словами или родственными?)
Синонимы
Родственные слова
Многозначные слова
(Учащиеся доказывают, что это предложение, т. к. понятно о ком говорится – о зайце и, что говорится о нём – он косил. Слова связаны между собой по смыслу)
Минутка чистописания
- Спишите предложение, правильно выполняя соединение букв. Подчеркните грамматическую основу предложения
-
Помогите Ларе понять смысл этого предложения. Заменим повторяющиеся слова, словами близкими по значению.
Запись на доске: Косил заяц изогнутой косой.
- Почему у Лары возникли затруднения в понимании предложения? (Слова написаны и звучат одинаково, а имеют разные значения.)
косой, косой, косой
Разные по значению
Одинаковые по: - звучанию;
- написанию
(Учащиеся доказывают, что данные слова не относятся к синонимам: Синонимы - слова различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Слова из предложения одинаковы по произношению и написанию, но имеют разные лексические значения.)
косой, косой, косой косой.
(Из схемы убирается табличка «Синонимы»)
Многозначные слова
Родственные слова
- Какие слова мы называем многозначными?
П
оместить рисунки:
косой, косой, косой
Вывод:
многозначные
СРАВНИМ
Одинаковые по: - звучанию;
- написанию
Разные по значению
Одинаковые по: - звучанию;
- написанию
Близки по значению
косой, косой, косой косой.
Из схемы убирается табличка «Многозначные слова»
Родственные слова
косой, косой, косой косой.
- Можем мы назвать эти слова ОДНОКОРЕННЫМИ? (
Нет, однокоренные слова имеют один корень, они должны быть близкими по значению)
?
IV Построение проекта выхода из затруднения
- Какие задачи поставим на уроке?
(Узнаем, как называются слова, которые одинаково произносятся, пишутся, но имеют разные значения) (Будем учиться понимать и объяснять значение этих слов)
- Где мы можем получить интересующую нас информацию? (В учебнике)
V Реализация построенного проекта
Обратимся за помощью к учебнику. Откройте учебник на стр. 68. Прочитаем тему урока. («Слова-омонимы»)
- Так можете ли вы, прочитав тему урока, предположить, с чем мы должны познакомиться на уроке?( Мы должны узнать, какие слова называются омонимами)
- Рубрика «Давай подумаем» поможет нам в этом разобраться.
(Учащиеся называют предметы, изображённые на картинке (девичья коса и коса- орудие труда), указывают, что эти слова одинаково произносятся, но каждое слово имеет своё значение)
- Сделаем вывод, какие слова мы можем назвать ОМОНИМАМИ?
омонимы
(На доске начинаем построение схемы -таблицы)
слова, разные по значению
Одинаковые по: - звучанию;
- написанию
-Прочитаем рубрику «Разгадываем тайны языка» и сравним, наши выводы, которое мы сделали о словах-омонимах с правилом, которое даёт автор учебника.
VI Первичное закрепление во внешней речи
-Вернёмся к предложению, которое нам прислала Лара: Косил косой косой косой. Можете вы теперь сказать, как называются повторяющиеся слова?
-Докажите, что слова «косой» - ОМОНИМЫ.
(
Учащиеся строят цепочку доказательств с опорой на таблицу-схему) VII Включение нового в систему знаний и повторение
1. Закрепим полученные знания, выполнив упр.1. Прочитайте задание к упражнению. (Учащиеся самостоятельно знакомятся с заданием упражнения)
- Какое задание мы должны выполнить в упражнении? (Определить значение лов ключ, свет потолковому словарику в учебнике. я слов ключ, свет по толковому словарику в учебнике. Составить и записать с этими словами предложения)
(
Ученики напоминают, как быстро найти в учебнике толковый словарик и необходимое слово в словаре. Коллективно составляют и записывают только два предложения с омонимами ключ).
Например: Холодный ключ бьёт из-под земли.
Я взял ключ и открыл дверь.
- С омонимами свет – составить и записать предложения дома.
Выполнить самооценку на полях тетради:
Всё было понятно –
Были затруднения –
Ничего не понятно -
2. Знакомство с омографами. (термин не вводится)
-Прочитайте самостоятельно предложения в упражнении 2.
-Прочитайте вслух первое предложение. (Наконец мы нашли старый зАмок)
-А кто прочитал это же предложение по-другому? (Наконец мы нашли старый замОк)
-Почему читали одно предложение, а прочитали по-разному? От чего это зависело?
-О чём говорилось в предложении, когда мы произнесли «старый зАмок» и «старый замОк»
З
апись в тетради:
старый зАмок – здание
старый замОк – то, что запирает дверь
- В чём сходство и различие слов зАмок и замОк? (Эти слова одинаково написаны, но произносятся по- разному)
- Чтобы был понятен смысл написанного, что надо сделать? (Поставить ударение в словах зАмок и замОк)
-Это ещё одна разновидность омонимов, которые одинаковые по написанию, но разные по звучанию.
(На доске продолжаем заполнять схему-таблицу)
омонимы
слова, разные по значению
Одинаковые по звучанию и написанию
Одинаковые по написанию,
разные по звучанию
-
Найдите во втором предложении слова-омонимы, которые одинаково пишутся, но звучат по-разному. Что они обозначают? (Это была настоящая мука.)
м
Ука –от слова мучение, мучиться
мукА – сыпучее вещество, из чего можно печь
Задание:
1 вариант запишет предложение, в котором омоним будет употреблён в значении «мучение».
2 вариант запишет предложение, в котором омоним будет употреблён в значении сыпучего вещества, из которого что-то пекут.
Проверка:
- Сравните в парах эти два предложения. Различаются они в написании? (Эти два предложения совершенно одинаковые)
-Что надо сделать, чтобы эти предложения отличались по значению? (Поставить ударение в слове мука)
-Сделаем обобщение. Какие могут быть омонимы? (Омонимы одинаковые по написанию, но разные по звучанию)
Выполнить самооценку на полях тетради:
Всё было понятно –
Были затруднения –
Ничего не понятно -
3. Знакомство с омофонами. (термин не вводится)
- Вы любите загадки?
- Прочитайте упражнение 3. (Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом кости?)
-Откуда же под столом кости?
- Какое слово в загадке надо изменить, чтобы была понятна отгадка?
(Если ученики не смогут выяснить, на чём основана шутка, им предлагается закрыть глаза. Учитель читает загадку-шутку, чётко отделяя предлог: хлеб с ухой).
- Что надо сделать, чтобы слово-загадка стало словом-отгадкой? (Написать отдельно предлог «с» от слова ухой)
- Что обозначает в загадке сочетание слов: «хлеб сухой» и «хлеб с ухой»?
Запись в тетради: Хлеб сухой (несвежий)
Хлеб с ухой (рыбный суп)
-Сравним слова «сухой» и «с ухой». Как они звучат и пишутся? (Одинаковые по звучанию, разные по написанию)
-Это ещё одна разновидность омонимов, которые одинаковые по звучанию, но разные по написанию
Заполнение схемы-таблицы:
омонимы
слова, разные по значению
Одинаковые по звучанию,
разные по написанию
Одинаковые по написанию,
разные по звучанию
Выполнить самооценку на полях тетради .
Всё было понятно –
Были затруднения –
Ничего не понятно-
VIII Самостоятельная работа в парах.
- Сейчас вы будете работать в парах, выполняя упражнение №4. Прочитайте задание.
(У каждого ученика есть таблица на листочках такая же, как и на доске. Учащиеся читают предложения, находят слова-омонимы, обсуждают в парах и заполняют таблицу на листочках.)
Текст упражнения.
1. Уж наступал вечер. Уж питается лягушками.
2. Зацвели душистые гвоздики. Мальчики рассыпали маленькие гвоздики.
3.Сложный код. Пушистый кот.
Проверка.
омонимы
На доске:
слова, разные по значению
Одинаковые по звучанию,
разные по написанию
Одинаковые по написанию,
разные по звучанию
уж – уж код – кот гвоздИки – гвОздики
Выполнить самооценку на листочках .
Всё было понятно –
Были затруднения –
Ничего не понятно-
IX Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке? С какими словами познакомились? (учащиеся отвечают с опорой на схему)
-Выполнили задачи, которые ставили в начале урока?
X. Домашнее задание. (дифференцированное)
- Если вы на листочке, когда выполняли работу в парах, поставили себе зелёный или синий кружок, то дома составите и запишете предложения из упражнения № 1 со словом-омонимом СВЕТ.
- Если вы на листочке, когда выполняли работу в парах, поставили себе красный кружок, то дома продолжите заполнять таблицу на листочках, выполняя упражнение №5.