СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Слова омонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок изучается в блоке «Как устроен наш язык». Теоретический языковой материал данной темы носит ознакомительный характер. Суть языкового явления омонимия ученики осознают не столько на теоретическом уровне, сколько на практическом – при выполнении заданий, раскрывающих различные аспекты данного понятия.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Слова омонимы"»

Предмет : русский язык (УМК) «Начальная школа ХХI века»

Класс: 2

Тема: Слова-омонимы

Цель: познакомить обучающихся со словами-омонимами, выяснить отличительные признаки слов-омонимов.

Планируемые результаты:

предметные:

учиться различать в слове две стороны: звучание и значение;

узнать, как называются слова, которые звучат и пишутся одинаково;

выяснить отличительные признаки слов-омонимов;

наблюдать за использованием омонимов в речи.

метапредметные:

        • познавательные: ориентирование в системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения существенных признаков; выбор оснований для классификации объектов; поиск и выделение необходимой информации для ответа на поставленный вопрос, используя учебник, словари; подведение под понятие;

  • регулятивные: формировать умение понимать, принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу на протяжении всего урока; адекватно оценивать результаты своей деятельности;

  • коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; соблюдать правила общения, выражать с достаточной полнотой и точностью свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации, аргументировать своё мнение.

личностные:

проявление интереса к изучаемой теме, осознание собственных достижений, положительное отношение к изучению русского языка

Оборудование: учебник, карточки для парной работы, иллюстрации слов-омонимов, карточки с отличительными признаками омонимов для структурирования полученных знаний.




Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

У читель. К нам в класс пришло письмо от девочки, которая изучает русский язык. Её зовут Лара.



Лара

«Повстречала я вчера интересные слова.

Говорят, что предложение.

Смысл его не поняла.

Может то синонимы?

Ну, а может вдруг тогда

Косил косой косой косой. косой.

Родственные или многозначные слова?

Поскорее помогите

И сомнения разрешите!»

Учитель. Поможем Ларе разобраться в возникшей проблеме?

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

На доске записано предложение: Косил косой косой косой.

косой, косой, косой косой.

- Какие вопросы возникли у Лары относительно данной записи? (Можно ли считать эту запись предложением? Повторяющиеся слова являются синонимами, многозначными словами или родственными?)


Синонимы

Родственные слова

Многозначные слова



(Учащиеся доказывают, что это предложение, т. к. понятно о ком говорится – о зайце и, что говорится о нём – он косил. Слова связаны между собой по смыслу)

Минутка чистописания

- Спишите предложение, правильно выполняя соединение букв. Подчеркните грамматическую основу предложения

- Помогите Ларе понять смысл этого предложения. Заменим повторяющиеся слова, словами близкими по значению.

Запись на доске: Косил заяц изогнутой косой.



- Почему у Лары возникли затруднения в понимании предложения? (Слова написаны и звучат одинаково, а имеют разные значения.)

косой, косой, косой







Разные по значению

Одинаковые по: - звучанию;

- написанию






(Учащиеся доказывают, что данные слова не относятся к синонимам: Синонимы - слова различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Слова из предложения одинаковы по произношению и написанию, но имеют разные лексические значения.)

косой, косой, косой косой.

(Из схемы убирается табличка «Синонимы»)

Многозначные слова

Родственные слова





- Какие слова мы называем многозначными?

П оместить рисунки:



косой, косой, косой

Вывод:

многозначные





СРАВНИМ

Одинаковые по: - звучанию;

- написанию

Разные по значению

Одинаковые по: - звучанию;

- написанию

Близки по значению







косой, косой, косой косой.



Из схемы убирается табличка «Многозначные слова»

Родственные слова



косой, косой, косой косой.

- Можем мы назвать эти слова ОДНОКОРЕННЫМИ? (Нет, однокоренные слова имеют один корень, они должны быть близкими по значению)



?



IV Построение проекта выхода из затруднения

- Какие задачи поставим на уроке?

Узнаем….

Будем учиться

(Узнаем, как называются слова, которые одинаково произносятся, пишутся, но имеют разные значения)

(Будем учиться понимать и объяснять значение этих слов)


- Где мы можем получить интересующую нас информацию? (В учебнике)

V Реализация построенного проекта

Обратимся за помощью к учебнику. Откройте учебник на стр. 68. Прочитаем тему урока. («Слова-омонимы»)

- Так можете ли вы, прочитав тему урока, предположить, с чем мы должны познакомиться на уроке?( Мы должны узнать, какие слова называются омонимами)

- Рубрика «Давай подумаем» поможет нам в этом разобраться.

(Учащиеся называют предметы, изображённые на картинке (девичья коса и коса- орудие труда), указывают, что эти слова одинаково произносятся, но каждое слово имеет своё значение)

- Сделаем вывод, какие слова мы можем назвать ОМОНИМАМИ?

омонимы

(На доске начинаем построение схемы -таблицы)



слова, разные по значению



Одинаковые по: - звучанию;

- написанию







-Прочитаем рубрику «Разгадываем тайны языка» и сравним, наши выводы, которое мы сделали о словах-омонимах с правилом, которое даёт автор учебника.

VI Первичное закрепление во внешней речи

-Вернёмся к предложению, которое нам прислала Лара: Косил косой косой косой. Можете вы теперь сказать, как называются повторяющиеся слова?

-Докажите, что слова «косой» - ОМОНИМЫ.

(Учащиеся строят цепочку доказательств с опорой на таблицу-схему)

VII Включение нового в систему знаний и повторение

1. Закрепим полученные знания, выполнив упр.1. Прочитайте задание к упражнению. (Учащиеся самостоятельно знакомятся с заданием упражнения)

- Какое задание мы должны выполнить в упражнении? (Определить значение лов ключ, свет потолковому словарику в учебнике. я слов ключ, свет по толковому словарику в учебнике. Составить и записать с этими словами предложения)

( Ученики напоминают, как быстро найти в учебнике толковый словарик и необходимое слово в словаре. Коллективно составляют и записывают только два предложения с омонимами ключ).

Например: Холодный ключ бьёт из-под земли.


Я взял ключ и открыл дверь.

- С омонимами свет – составить и записать предложения дома.

Выполнить самооценку на полях тетради:

Всё было понятно –

Были затруднения –

Ничего не понятно -


2. Знакомство с омографами. (термин не вводится)

-Прочитайте самостоятельно предложения в упражнении 2.

-Прочитайте вслух первое предложение. (Наконец мы нашли старый зАмок)

-А кто прочитал это же предложение по-другому? (Наконец мы нашли старый замОк)

-Почему читали одно предложение, а прочитали по-разному? От чего это зависело?

-О чём говорилось в предложении, когда мы произнесли «старый зАмок» и «старый замОк»

З апись в тетради:

старый зАмок – здание

старый замОк – то, что запирает дверь

- В чём сходство и различие слов зАмок и замОк? (Эти слова одинаково написаны, но произносятся по- разному)

- Чтобы был понятен смысл написанного, что надо сделать? (Поставить ударение в словах зАмок и замОк)

-Это ещё одна разновидность омонимов, которые одинаковые по написанию, но разные по звучанию.

(На доске продолжаем заполнять схему-таблицу)

омонимы


слова, разные по значению





Одинаковые по звучанию и написанию

Одинаковые по написанию,

разные по звучанию





- Найдите во втором предложении слова-омонимы, которые одинаково пишутся, но звучат по-разному. Что они обозначают? (Это была настоящая мука.)

м Ука –от слова мучение, мучиться


мукА – сыпучее вещество, из чего можно печь

Задание:

1 вариант запишет предложение, в котором омоним будет употреблён в значении «мучение».

2 вариант запишет предложение, в котором омоним будет употреблён в значении сыпучего вещества, из которого что-то пекут.

Проверка:

- Сравните в парах эти два предложения. Различаются они в написании? (Эти два предложения совершенно одинаковые)

-Что надо сделать, чтобы эти предложения отличались по значению? (Поставить ударение в слове мука)

-Сделаем обобщение. Какие могут быть омонимы? (Омонимы одинаковые по написанию, но разные по звучанию)


Выполнить самооценку на полях тетради:

Всё было понятно –

Были затруднения –

Ничего не понятно -

3. Знакомство с омофонами. (термин не вводится)

- Вы любите загадки?

- Прочитайте упражнение 3. (Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом кости?)

-Откуда же под столом кости?

- Какое слово в загадке надо изменить, чтобы была понятна отгадка?

(Если ученики не смогут выяснить, на чём основана шутка, им предлагается закрыть глаза. Учитель читает загадку-шутку, чётко отделяя предлог: хлеб с ухой).

- Что надо сделать, чтобы слово-загадка стало словом-отгадкой? (Написать отдельно предлог «с» от слова ухой)

- Что обозначает в загадке сочетание слов: «хлеб сухой» и «хлеб с ухой»?

Запись в тетради: Хлеб сухой (несвежий)

Хлеб с ухой (рыбный суп)

-Сравним слова «сухой» и «с ухой». Как они звучат и пишутся? (Одинаковые по звучанию, разные по написанию)

-Это ещё одна разновидность омонимов, которые одинаковые по звучанию, но разные по написанию

Заполнение схемы-таблицы:

омонимы


слова, разные по значению




Одинаковые по звучанию,

разные по написанию


Одинаковые по написанию,

разные по звучанию







Выполнить самооценку на полях тетради .

Всё было понятно –

Были затруднения –

Ничего не понятно-

VIII Самостоятельная работа в парах.

- Сейчас вы будете работать в парах, выполняя упражнение №4. Прочитайте задание.

(У каждого ученика есть таблица на листочках такая же, как и на доске. Учащиеся читают предложения, находят слова-омонимы, обсуждают в парах и заполняют таблицу на листочках.)

Текст упражнения.

1. Уж наступал вечер. Уж питается лягушками.

2. Зацвели душистые гвоздики. Мальчики рассыпали маленькие гвоздики.

3.Сложный код. Пушистый кот.

Проверка.

омонимы

На доске:

слова, разные по значению





Одинаковые по звучанию,

разные по написанию


Одинаковые по написанию,

разные по звучанию






уж – уж код – кот гвоздИки – гвОздики


Выполнить самооценку на листочках .

Всё было понятно –

Были затруднения –

Ничего не понятно-

IX Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке? С какими словами познакомились? (учащиеся отвечают с опорой на схему)

-Выполнили задачи, которые ставили в начале урока?

X. Домашнее задание. (дифференцированное)

- Если вы на листочке, когда выполняли работу в парах, поставили себе зелёный или синий кружок, то дома составите и запишете предложения из упражнения № 1 со словом-омонимом СВЕТ.

- Если вы на листочке, когда выполняли работу в парах, поставили себе красный кружок, то дома продолжите заполнять таблицу на листочках, выполняя упражнение №5.