Урок обобщения и закрепления знаний.
Тема урока: «Корень – значимая часть слова»
Игровая тема урока «В гостях у Зимы».
Цель урока: закрепление умения выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова.
предметные:
- обобщить и закрепить понятиями «корень», «однокоренные слова»,
наблюдать за группами родственных слов, образовывать разные части речи.
метапредметные:
- определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно;
- выполнять задания в соответствии с алгоритмом действий;
- сравнивать, анализировать, делать выводы;
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
личностные:
- освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, оформление доски фотокартинами зимних пейзажей.
Ход урока.
Вступительная часть. Учитель читает стихотворение А.С.Пушкина
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы. ( 2 слайд)
Уч. Сегодня мы идем в гости к самой Зиме. Она вместе с нами проведёт урок.
Вот на доске разметал ветер слова, прочитаем их: внимание, терпение, ссоры, учить, повторять, отвлекать, перебивать.
Выберем те слова, какие нам потребуются на уроке.
Уч. Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Начнем с чистописания ( 3 слайд)
ЖИ СНЕЖИНКА СНЕЖОК
Уч. Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
На экране слова из словаря ( 4 слайд) вставим пропущенные орфограммы.
МОРОЗ
ДОРОГА
ВЕТЕР
САПОГИ
Уч. На доске слова раскололись на слоги (слоги написаны на льдинках) нужно составить слова.
Дети составляют слова: заморозки, дорожки, ветерок, сапожки.
Уч. Найдите слова, которые будут однокоренные и составьте пары. Вспомним, какие слова являются однокоренными?
Выделим корень в словах. Вспомним, что такое корень слова и как его найти?
Уч. К нам пришёл в гости Снеговик. Он принёс задание. ( 5 слайд)
От слов обозначающих предмет, нужно образовать слова обозначающие признак предмета и действие предмета. Вспомним, на какие вопросы отвечают слова признаки предмета? Вспомним, на какие вопросы отвечают слова действия предмета?
ХОЛОД –
ЗИМА -
ВЬЮГА –
Уч. Вот заглянула к нам на урок ёлочка и у неё есть задание. ( 6 слайд)
Нужно восстановить пословицы.
МНОГО СНЕГА - МНОГО ......
В ЗИМНИЙ ХОЛОД ВСЯКИЙ ........
ЗИМА НЕ ЛЕТО, В ШУБУ .......
СНЕЖНАЯ ЗИМА К БОГАТОМУ ......
Поработаем в парах на карточках. Проверяем какие получились пословицы. Найдите однокоренные слова. ЗИМНИЙ, ЗИМА
СНЕГА, СНЕЖНАЯ
Запишите одну из пословиц в тетрадь.
Отдохнем. Физминутка. (7 слайд)
Вот и сама Зимушка принесла задание ( 8 слайд)
Соберите слова каждой строчки в предложения, чтобы получился рассказ.
Пришла лес в зима
Дорожки пушистым засыпала снегом все
В стало и холодно морозно лесу
Спит лес тихо заснеженный
Слышно как только ухает филин
Проверяем:
Пришла зима в лес. Все дорожки засыпала пушистым снегом. Стало в лесу морозно и холодно. Тихо спит заснеженный лес. Только слышно как ухает филин.
Уч. Найдите в тексте слова синонимы. Найдите однокоренные слова. Чем они отличаются? Так что же такое корень? Какие слова мы называем однокоренными?
Подведем итоги. За работу на уроке получают оценки....
Уч. Итак на столе у вас у каждого снежинка.
Если тебе было интересно и всё понятно на уроке, нарисуй в снежинке улыбочку.
Если ты не уверен был в своих силах и делал ошибки нарисуй прямую линию губ.
Если по твоему мнению ты потратил время зря на уроке – нарисуй грустную улыбку. ( 9 слайд)
Запишем домашнее задание.