- Знать для чего служит частица в предложении (т.е. её функции)
- Находить частицы в предложениях, текстах.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент (Эмоциональный настрой) | -Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. -Чтение стихотворения «Улыбка» Ты улыбкой, как солнышком брызни, Выходя по утру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно будет забот, Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. - Беседа о значении улыбки в жизни человека, о настроении. -Вспомните ситуации, когда улыбка вас выручала, придавала силы, уверенность. - Откройте рабочие тетради, запишите дату (десятое апреля), классная работа. -В одном предложении выражение: «Улыбка - что это?» - Проверка получившихся предложений - Словесная оценка работ учащихся | -Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест к уроку. -Прослушивание стихотворения «Улыбка». - Ответы учащихся - Учащиеся записывают, получившиеся предложения - Учащиеся зачитывают, получившиеся предложения |
2. Актуализация знаний --- создание проблемной ситуации | - На слайде записаны части речи, вам предлагается разбить слова на группы (группы не озвучиваются). Чтобы, зато, из-под, ввиду, пусть, около, через, разве, для, тоже, но, неужели, как будто, даже, вследствие. Предлоги | Союзы | Частицы | Из-под Ввиду Около Через Для Вследствие | Чтобы Зато Тоже Но Как будто | Пусть Разве Неужели Даже | -Какие трудности возникли при заполнении таблицы? | - Учащиеся чертят в тетрадях таблицу и её заполняют словами со слайда. -При заполнении таблицы учащиеся сталкиваются с незнанием к какой части речи относятся слова: пусть, разве, неужели, даже. - Ответы учащихся. (Не знают к какой группе отнести слова: пусть, разве, неужели, даже) |
3. Подведение к теме урока | -Чтобы узнать как называется эта часть речи, предлагаю выполнить задание. (Тема урока зашифрована в словах, которые вы запишите) -К словам, записанным на слайде подберите антонимы и запишите их в столбик в тетрадь. Родной – Неряшливый – Горький – Светлый – Ложный – Разбитый – Пассивный – - Прочитайте получившееся слово по первым буквам по вертикали. - Значит к какой части речи мы отнесем слова: пусть, разве, неужели, даже. -Итак, как будет звучать тема нашего урока? Словесная оценка работ учащихся - Запишите её в тетрадь. | - Учащиеся записывают антонимы в тетрадь. - чужой - аккуратный - сладкий - тёмный - истинный - целый - активный - Получилось слово «Частица» - Часть речи «Частица» - «Частица как часть речи» - Учащиеся записывают в тетрадь тему: «Частица как часть речи» |
4. Целеполагание | - Какие задачи вы сегодня для себя поставите исходя из темы урока? | - Знать определение частицы - Знать для чего служит частица - Уметь отличать частицы от других частей речи - Находить частицы в предложениях, текстах -Уметь строить предложения с частицами. |
5. Этап усвоения новых знаний | -Работа с предложениями на слайде (эти же предложения есть и на карточках) - Сегодня к нам приедут артисты? - Разве сегодня к нам приедут артисты? - Чем схожи эти предложения? Чем они различаются? - Работа с текстом диалога на слайде (этот же текст диалога есть и на карточках) - Коля, посмотри, какая чудесная модель лунохода! Это Женя из нашего класса сделал. - Я тоже такую сделал бы. - А здесь смотри, что ребята придумали: проект подводного города. - Я придумал бы ещё получше. - Слушаю я тебя, Коля, и начинаю понимать, в чём разница между тобой и участниками этой выставки. - В чем? - В частице бы. - О какой частице идет речь? - А для чего служит эта частица? - Итак, какое определение «частице как части речи» мы с вами можем дать? -Давайте сравним данное определение с определением данным в учебнике, &62, стр. 167 - Составить схему, используя материал учебника на листах формата А4 (работа в парах) -Сверить со слайдом. - Словесная оценка работ учащихся | - Учащиеся внимательно читают предложения и отвечают на поставленные вопросы. - В этих предложениях говорится об одном и том же, что к нам приедут артисты. - Но говорится это с разным оттенком значения. Во втором предложении вносится дополнительный оттенок сомнение, неуверенность к слову «сегодня» при помощи использования частицы «разве» - Речь в диалоге идет о частице БЫ. - Для образования формы условного наклонения глагола. - Частица – это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки в предложения или служит для образования форм слова. -Учащиеся работают с материалом учебника (стр. 167) -Учащиеся в парах составляют схему на листах формата А4, используя материал учебника. |
6. Физминутка | -Найди смайл | |
7. Этап применения новых знаний | - Задание на слайде: включите в предложения частицы из слов для справок. Запишите получившиеся предложения в тетрадь. Ты нап..сал домашн..е соч..нение? (ли) Вы научились находить и испр..влять грамматические ошибки? (разве) Можно нап..сать хорошее соч..нение в один вечер? (неужели) -Самопроверка со слайда. - Словесная оценка работ учащихся | -Учащиеся записывают получившиеся предложения в тетрадь. Написал ли ты домашнее сочинение? Разве вы научились находить и исправлять грамматические ошибки? Неужели можно написать хорошее сочинение в один вечер? - Учащиеся сверяют свои работы со слайдом, выставляют на полях оценки. |
8. Этап контроля и самоконтроля | -Задание на карточках: Вставьте в предложения, подходящие по смыслу частицы. Подчеркнуть слово, значение которого усиливает частица. Ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, мы друзья. Ты сам хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочь отказался. Слова для справок | То, даже, же, ведь. | -Сверьте получившиеся предложения со слайдом. -Оцените свои работы. Критерии оценивания: 0 – «5» 1 – «4» 2 – «3» 3 – «2» - Словесная оценка работ учащихся | - Учащиеся вставляют в предложения, подходящие по смыслу частицы. Даже ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, ведь мы друзья. Ты сам-то хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему же это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочь-то отказался. -Учащиеся сверяют получившиеся предложения со слайдом (взаимопроверка). -Оценивают работы своих товарищей. |
9. Этап подведения итогов | -Давайте подведем итог нашего урока. О какой части речи вы сегодня для себя сделали новые открытия? | -Отвечают на вопрос. |
10. Этап рефлексии | -Перед вами находятся оценочные листы, с помощью которых оцените свою работу на уроке, на основании которых я выставлю отметки в журнал. Оценочный лист Дата проведения урока:____________ Тема урока: ______________________ ФИ учащегося:____________________ Сегодня на уроке Что нового Я узнал | Чему я научился | Что осталось для меня непонятным | Где мне пригодятся мои знания | | | | | За работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что __________________________________ - Спасибо за урок, желаю вам хорошего настроения и, чтобы улыбка всегда украшала ваши лица. | -Заполняют оценочные листы, в соответствии с поставленными на урок целями. |
11. Этап информации о домашнем задании | - Выучить определение частицы 1. Сочинить сказку «Жила-была частица…» 2. Написать сочинение-рассуждение «Важны ли частицы в нашей речи» 3. Выписать из художественных произведений 5 предложений с частицами. | - Учащиеся записываю одно задание на выбор. |
Чем частица отличается от самостоятельных частей речи. Сделайте свои выводы.
- Коля, посмотри, какая чудесная модель лунохода! Это Женя из нашего класса сделал.
- А здесь смотри, что ребята придумали: проект подводного города.
- Слушаю я тебя, Коля, и начинаю понимать, в чём разница между тобой и участниками этой выставки.
ФИ_________________________________________________________________________________
Задание: вставьте в предложения, подходящие по смыслу частицы. Подчеркнуть слово, значение которого усиливает частица.
За работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что _____________________________________________________________________________