Тема урока: Имена собственные
Тип урока: комбинированный
Цели урока: - формирование у обучающихся навыка определения собственных и
нарицательных имен существительных по значению;
- коррекция слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в
узнавании и различении;
- воспитание мотивации к учению.
Оборудование: сюжетная картина, загадки, карточки, таблица
Ход урока:
I. Организационный момент. 1 слайд
II. Проверка домашнего задания.
- Что такое имя существительное?
- Какие признаки бывают у существительных?
- Назовите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
III. Устная работа.
1. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний
2. Занимательные задания
2 слайд
Четвёртое лишнее:
мальчик, Юра, юноша, ребёнок.
Коля, Катя, Витя, Семён.
Москва, Кисловодск, Минводы, город.
Винни Пух, Пятачок, заяц, Иа .
IV. Актуализация знаний к новой теме.
V. Сообщение темы урока.
-Записать число, классную работу в тетради.
Тема урока – Имя собственное (записать)
3 слайд
Имя собственное (прочитать)
- имена, фамилии, отчества людей;
клички животных;
географические названия;
названия журналов, газет, литературных произведений и т.д.;
названия марок машин, магазинов и т.д.
4 слайд (работа в парах)
ИВАНОВОЛГАЛЯЛТАНЯ
ИВАН, ИВАНОВ, ВОЛГА, ГАЛЯ, ЯЛТА, ТАНЯ, АНЯ
Физминутка для глаз
5 слайд
Зрительно-слуховой диктант (у доски в тетради)
1. Вы ведь слышали о нём?
Знает всё и обо всём.
«А Вы были на Таити?» —
Сами так его спросите.
Да загадка-то простая!
Как же звали попугая? (Кеша)
2. Человечек деревянный на воде и под водой ищет ключик золотой (Буратино).
3. В волчьей стае рос найдёныш –
Человеческий детёныш.
Хоть с людьми давно расстался,
Человеком он остался. (Маугли.)
4. Что за странная зверюшка? Два огромных круглых ушка,
В апельсинах обнаружен,
С крокодилом Геной дружен. (Чебурашка.)
5. Кто живёт на крыше дома?
Это Малыша знакомый.
Сладкоежка, шалунишка
Веселится, как мальчишка. (Карлсон.)
- Откуда произошли имена собственные и нарицательные нам расскажут Артем О.
и Катя Е.
Откуда произошли имена собственные и нарицательные?
Русское слово "нарицательный" образовалось от старославянского слова нарицати - "называть".
Слово "собственный" происходит от старославянского собьство, что означает "свое", "личное", "себе принадлежащее". Собственное имя - это второе имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета.
Вспомните имена богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича. Илья был из города Мурома, Добрыня – сын Никиты, Попович – сын попа. Имена могут много интересного рассказать.
8 слайд
А было и наоборот:
История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них:
Так, большая гармоника баян получила название от имени собственного Баян (Боян-певец).
9 слайд
Пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.
10 слайд
Бельгийский мастер Сакс дал название популярному духовому инструменту — саксофону.
Физкультминутка (1 мин.)
- Выполняете хлопки над головой, если есть существительное – имя собственное, ходьба на месте– если существительное не имя собственное: кот Пушок, снежный пушок, город Ростов, большой город, река Миус, глубокая река, улица Московская, сельская улица.
VIII.Коррекция и первичное закрепление знаний
Работа по учебнику
Самостоятельная работа (подчеркнуть собственные существительные)
Был у Веры котёнок по кличке Пушок. Раз увязался Пушок за коровой Майкой. Корова пасётся, а Пушок прыгает от цветка к цветку. Появился пёс Дружок. Котёнок мигом очутился верхом на Майке.
X. Задание на дом. ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛО НА С.80, УПР. 127.
XI. Подведение итогов урока.
- На уроке мне всё было понятно.
- У меня возникли вопросы, но я постеснялся их задать.
Тест по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»
1.Имена собственные пишутся:
а) с большой буквы.
б) с маленькой буквы.
2. К именам собственным не относятся:
а) названия месяцев, времён года;
б) клички животных;
в) географические названия;
г) имена, отечества, фамилии людей.
3. Найди имена собственные:
а) гроза, снег, дождь;
б) Москва, Тверь, Редкино;
в) собака, кошка, корова;
г) март, январь, июль;
4.Собственные имена существительные отвечают на вопросы:
а) какой? какая?; какое? какие?
б) кто? что?
в) что делать? что сделать?
5. В каких словах допущены ошибки?
а) маша, Вишня, Девочка, ирина;
б) Река, Собака, иванов, Гора;
в) Петров, кошка, Олег, Алексеевна.