СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уровневая дифференциация

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на ШМО

Просмотр содержимого документа
«Уровневая дифференциация»

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики

При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании).


Это связано с дифференцированным подходом и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися.


На мой взгляд, дифференциация обучения — одна из стержневых проблем современной школы. Эффективность дифференцированного подхода, его преимущество перед тем, при котором учили всех и всему одинаково, подтверждается педагогической практикой. Никто уже не сомневается в необходимости и целесообразности учёта в учебном процессе склонностей и способностей школьников, так как он устраняет перегрузку, способствует возрастанию положительной мотивации к учению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы.


Осуществлять учет индивидуальных особенностей детей необходимо по возрасту, полу, здоровью, скорости мышления и усвоения, типу восприятия и переработки информации, предпочитаемому стилю осуществления обратной связи, склонностям и интересам, степени сформированности мотивационной сферы, темпераменту, уровню умения учиться, уровню знаний, жизненному опыту, коммуникабельности.


При работе в школе приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности. Все дети очень разные по своим психологическим данным, выделяются следующие группы детей школьного возраста:


· малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);


· педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%);


· дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство – 60 – 70%);


· способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов – 5 – 10%);


· одаренные, или талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся).


Большие коррективы в эту структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия района, конкретный состав учащихся школы.


Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.


Однако осуществить уровневую дифференциацию довольно сложно, её методическое обеспечение пока ещё очень слабо.


Будучи не новой, эта идея рассматривается сейчас под иным углом зрения: ученикам предъявляются минимальные обязательные требования к усвоению содержания предмета, и каждый из них обязан иметь только соответствующие этим требованиям знания, а весь остальной учебный материал осваивается по желанию. Однако минимальный объём знаний учитель определяет сам.


Трудно ещё учителю разобраться в методике проведения занятий, ориентированной на индивидуальный подход к ученикам, например, какой приём оправдывает себя на этапе усвоения новой информации, при закреплении знаний.


Требование учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения — очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода. Однако его реализация в разное время осуществлялась в разной мере и различными приёмами.


Правильно организовать работу учащихся на уроке помогает мониторинг уровня обучаемости и обученности учащихся, владение ими общеучебными навыками.


Для формулировки требований к знаниям и умениям учащихся на обязательном уровне можно использовать Обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки учеников, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации.


Требования к знаниям и умениям на более высоких уровнях формулируются, учитывая тот максимум знаний, который дети могут усвоить, работая по данной программе; имеющихся в школе учебников; знаний, необходимых при решении наиболее простых олимпиадных задач.


На современном этапе обучения необходимо не только сообщать учащимся систему научных знаний, но и вооружить их целым рядом умений и навыков познавательного и практического характера. Поиск путей совершенствования процесса обучения сводится не только к совершенствованию методов сообщения новых знаний, методик формирования у учеников умений и навыков, но и формулировку конечной цели обучения в целом.


На уроках физики можно использовать индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности.


Индивидуальная работа школьников на уроках физики может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются.



Различают следующие виды групповой деятельности:


Кооперативная - разные группы выполняют отдельные части общего задания;

индивидуализированная - каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;


дифференцированная - состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.


В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к изучению учебного предмета класс условно разбивается на группы


· 1 -я группа - учащиеся с низким темпом усвоения материала;


· 2-я группа - учащиеся со средним темпом усвоения материала;


· 3-я группа - учащиеся с высоким темпом усвоения материала.


Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:


  • делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);

  • разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;

  • оценивании деятельности учащихся.


Использование этих форм работы помогает учителю достичь следующих целей.


Цели дифференцированного обучения:


для 1-й группы учащихся:

Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;

ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;

сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;


для 2-й группы учащихся:

развить устойчивый интерес к предмету;

закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;

сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;


для 3-й группы учащихся:

развить устойчивый интерес к предмету;

сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;

развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством.


Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения учитель должен осуществлять с учетом:

  • обязательных результатов обучения;

  • межпредметных связей;

  • практической направленности.


Таблица 1 содержит виды дифференцированных заданий, используемых при групповой и индивидуальной формах работы с учащимися.


Таблица 1 Виды дифференцированных заданий


Индивидуальная форма работы

Групповая форма работы

Задачи с различными условиями,

допускающие одинаковые,

с точки зрения информатики, решения

Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения

Разноуровневая совокупность

заданий к решаемой задаче

Взаимодополняющие задачи с различными условиями



Уровневые взаимосвязанные задачи

Уровневые взаимодополняющие задания

Индивидуальная самостоятельная работа


Задачи, допускающие несколько способов решения


При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы требуется учитывать уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий.


Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть организованны на любом этапе обучения конкретному учебному материалу предмета. В таблице 2 перечислены виды дифференцированных заданий для каждого этапа обучения.


Для реализации разноуровневого обучения на проверочных и контрольных работах можно использовать карточки-задания трех уровней:


А. Первый уровень - задачи на знание и применение прямой формулы или физического закона.


В. Второй уровень - задачи в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.


С. Третий уровень - задачи творческого характера, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.


Например для 7 класса по теме:

«Механическое движение. Плотность вещества»:


МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА (А)


ВАРИАНТ 1

1. Определите плотность металлического бруска массой 474,5 г и объемом 65 см3.

2. Скорость течения реки равна 0,5 м/с. За какое время плывущий по течению плот пройдет путь 250 м?

З. Определите объем оловянного бруска массой 146 г.


МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА (В)


ВАРИАНТ 1

1. Стальная отливка объемом 25 дм3 имеет массу 150 кг. Эта отливка сплошная или полая?

2. Определите среднюю скорость автобуса на всем пути, если первые 6 км пути он проехал за 12 мин, а следующие 10 км пути - за 18 мин.

3. Как изменилась масса автомашины после того, как в нее погрузили 50 сухих сосновых брусков объемом 20 дм3 каждый?


МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА (С)


ВАРИАНТ 1

1. Автомашина грузоподъемностью З т должна перевезти песок объемом 40 м3. Сколько рейсов потребуется для этого сделать?

2. Определите массу воздуха, проходящего через легкие человека за 2 ч, если за 1 мин человек делает 15 вдохов и с каждым из них в его легкие поступает воздух объемом

600 см3.

3. Мотоциклист за время, равное 2 ч, проехал путь 90 км. Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути движения, если следующие З ч он двигался со скоростью 50 км/ч?


Регулярное использование на уроках физики системы специальных разноуровневых задач и заданий, направленных на развитие умений и навыков, расширяет кругозор школьников, способствует развитию физико-математического мышления, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать свои знания в повседневной жизни.