Тема занятия: «Театральные куклы»
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ гимназии «САН» г.Пензы
Гавриленко Оксана Валентиновна
Цели :
Формирование универсальных учебных действий
- познавательных (общеучебных, логических, действий постановки и решения проблем);
- коммуникативных (планирование, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли);
- регулятивных (волевая саморегуляция);
- личностных (нравственно – эстетического оценивания).
Задачи:
Создать условия для наблюдения, проведения анализа, сравнения и выявления особенностей театральных кукол;
Организовать проектную деятельность детей в группах – театральных коллективах (самостоятельное распределение ролей, определение обязанностей, индивидуальная работа каждого учащегося, подготовка к выступлению, создание афиш);
Создать условия для успешной презентации итоговых выступлений каждой группы;
4. Создать обстановку, благоприятную для учебной и творческой деятельности.
Используемые технологии: проектная технология.
Метод обучения: частично-поисковый.
Организационные формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оснащение урока: презентация, перчаточные куклы, материал для изготовления афиш
Сценарий урока
1. Организационный этап
Приветствие.
Вот волшебный наш кружок!
За руки берись, дружок!
Превратимся очень быстро
Из ребят – в больших артистов!
2. Поисковый этап
А)Учащимся предлагается назвать предметы, изображенные на слайде.
Ученики: ….разные театральные куклы.
Учитель: Что объединяет эти предметы?
Ученики : Театр. Спектакли…
Учитель: Какие куклы вам знакомы?
Ученики: перчаточные…
-А кто знает, какое необыкновенное событие было в кукольном мире в нашем городе в сентябре?…приезжал с Необыкновенным концертом Театр кукол Образцова из Москвы.В нем куклы тростевые. И в одном номере с участием всего 2 кукол заняты аж 8 человек-кукловодов!
Учитель: Чем кукольный спектакль отличается от других спектаклей?
Ученики: Действуют куклы, актеров не видно…
Учитель: Кому интересно попробовать побыть в роли кукловодов?
Б) Но сначала небольшая разминка: упражнения на мимику, жесты , технику речи…
В) А теперь посмотрите фрагмент кукольного спектакля и подумайте: Какие артистические умения вам не потребуются при постановке кукольного спектакля? А над чем надо поработать?
Дикция, тембр, тон….
3) Аналитический этап
Просмотр фрагмента из Необыкновенного концерта(про юное дарование виртуоза)
Учитель: Обсудите в группах, какие выразительные средства вы заметили?
Ученики: (один ученик от каждой группы) Артист читал громко, читал с немного преувеличенной интонацией.
Ученики: (прикрепляют на доску карточки с написанными на них средствами выразительного чтения).(Темп чтения Громкость чтения Интонация
Чтение с преувеличенной интонацией Костюм и грим Жестикуляция и мимика)
Учитель: Как вы думаете, на что обращал внимание актёр, когда подбирал интонацию?
Ученики: На характер, внешний вид героев.
Учитель: Для чего актёр читал с преувеличенной интонацией?
Ученики: Для того, чтобы было выразительнее и смешнее.
Учитель: Было ли вам смешно? Почему?
Ученики: Смешное содержание. Смешно читал актер.
Учитель: Смеялся ли сам актер? Почему?
Ученики: Нет. Нельзя смеяться, когда читаешь смешные стихи, иначе будет не смешно зрителям.
Учитель: Кто хочет научиться так же выразительно читать и выступить перед зрителями?
Итак, я приглашаю вас в кукольный театр поставить спектакль.
4. Практический этап
Учитель: Итак, представьте, что каждая группа – это маленький театр. Предлагаю выбрать руководителя – режиссера, актеров, одного художника .На работу отводится 1 мин.
Учитель: Приглашаю режиссеров подойти к столу и выбрать задание для его театра.
Учитель: Сейчас вам дается время на подготовку выступления. В каком порядке будет действовать ваша театральная группа?
Ученики: Режиссер прочтет вслух стихотворения. После этого художник должен будет нарисовать афишу.В это время режиссер с актерами будут репетировать.
Учитель: На что должны обратить внимание режиссер и актеры?
Ученики: На характер героев и выразительные средства.
Учитель: Что должен нарисовать художник на афише? (Слайд с афишей).
Ученики: Наверху – название театра, ниже – фамилию автора, крупно – название произведения, ниже более мелкими буквами – фамилии режиссера, актеров, костюмера и художника. Можно нарисовать главных героев или место действия.
Учитель: Как нужно работать, чтобы не мешать друг другу?
Ученики: Разговаривать в полголоса.
Учитель: На подготовку дается 10 мин. Если ваша группа справится быстрее, прошу режиссера поднять руку.
5. Презентационный этап
Каждая группа выходит к доске, прикрепляет на доску свою афишу и выступает перед всем классом.
6. Рефлексивный этап.
Учитель: Итак, наши театры закрылись.
- Кому понравилсь занятие? Почему?
- Что было интересно ? Что было необычно?
- Кому было трудно/легко работать в группе? Почему?
- Кто получил удовольствие ?
Апплодисменты друг другу