Учитель биологии высшей категории МБОУ СОШ №33 им. З. Калоева Павлова В.В.
формирование причин изменения биологического разнообразия и проблемы его сохранения, осознание ценности живых объектов(последствий влияния деятельности человека на живые организмы).
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.
Знать: о биологическом разнообразии и его обеднении.
- соблюдение правил поведения в природе.
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Скажем: «Здравствуйте» друг другу И посмотрим на столы Всё, что нужно принесли? Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Начинаем наш урок. Я и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. |
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
2. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока (4 минуты) | На доске «ЖИЗНЬ» Демонстрация фрагментов видеоролика «Живая природа» http://ytube.com.ua/watch/IVpLAYKzDC4/zhivaya-priroda-wildlife.html Ребята, какие ассоциации у вас возникают после просмотра видеоролика? Да, ребята, я согласна с вами – жизнь прекрасна! А что вы можете сказать в продолжение фразы «Жизнь….» после просмотра фрагментов видеоролика http://www.youtube.com/watch?v=R8Gmxm2AJuA (негативное воздействие человека на природу) Давайте красным маркером (магнитом) обозначим те ваши высказывания ЖИЗНЬ …., которым может быть нанесен вред при негативном воздействии человека на природу. Обобщение ответов обучающихся и формулировка темы урока «Важность охраны живой природы». | Выдвигает проблему, сообщает тему урока, записывает ассоциации учащихся на доску ЖИЗНЬ … … Например, Много разных животных | Говорят ассоциации Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока Записывают число, тему урока в тетрадь | Регулятивные УУД: прогнозирование Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, высказывать свои мысли, свое мнение, отвечать на вопросы учителя |
3. Постановка учебной задачи. (3 минуты) ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, сегодня на уроке мы прикоснемся к решению очень сложных проблем, касающихся сохранения биологического разнообразия, т. е. всего живого на Земле. | обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Запись учащимися числа, темы урока Учащиеся конкретизируют цель урока | РегулятивныеУУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование |
4. Усвоение новых знаний. 15 минут | На протяжении своей истории человек заметно изменил природу Земли. Возникла такая проблема- сохранение живого на Земле. Да, ребята, правильно, экологические вопросы обсуждаются во всём мире. Согласна с вами, в настоящее время реально существует угроза жизни, т.е. возможна экологическая катастрофа, но не только в плане загрязнения воздуха, воды, почвы, но и в истреблении видов животных и растений. Ежегодно с лица Земли исчезают один вид живых организмов. Одна из важнейших задач человечества –сохранение живой природы. - Как влияет человек на природу? Правильно. Исчезают и становятся редкими многие виды организмов, гибнут целые природные сообщества. В каких формах проявляется это воздействие? ( Это прямое истребление организмов того или иного вида и косвенное- уничтожение мест обитания видов.) | Организует работу в группах: обсудите, какие экологические проблемы вы можете назвать?
Показ рис (или таблиц или Презентации)с исчезнувшими, исчезающими животными и растениями
Организует работу в группах( 1 гр. – прямое истребление, 2 гр.– косвенное)
| Работают в группах, выделяют экологические проблемы
Работа с рабочей тетрадью: подписать исчезнувших животных
Работа с учебниками стр. 113
Отвечают на вопросы учителя
Работают в группах, распределив роли: работа с учебником, дополнительным материалом, заполнение табл. в раб.тетради «Причины исчезновения растений и животных» Говорят классу о результатах своей работы. | Личностные: формирование причин изменения биологического разнообразия и проблемы его сохранения), осознание ценности живых объектов(последствий влияния деятельности человека на живые организмы). Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группе (паре) Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, смысловое чтение, преобразование информации |
Физминутка 1 минута | | Упражнения, рекомендованные СанПиН | | |
| Ребята, давайте вернемся к нашей схеме ЖИЗНЬ… и постараемся сделать «рецепт» КАК СОХРАНИТЬ ЖИВУЮ ПРИРОДУ? 1)-выявляют виды и сообщества, которым угрожает опасность -намечают меры охраны -добиваются запрета на уничтожение редких видов -создают питомники, ботанические сады, зоопарки, заповедники, национальные парки 2) (предположительно ответы обучающихся): -. Нужно любоваться красотой природы, и не рвать цветы, не ломать деревья. -В лесу надо быть очень осторожным с огнем, особенно в ветреную погоду: не бросать зажженых спичек, тщательно гасить костры.- -Не разорять птичьих гнезд и муравейников и не давать разорять другим. - Строить и развешивать домики для птиц. -Строить кормушки и подкармливать птиц зимой. -Участвовать в озеленении дворов, улиц, дорог, лесных посадок, в укреплении оврагов. -Следить, чтобы никто не ломал ветки, не топтал траву в парках и не играл с огнем в лесу. - Чтобы спасти планету – нужно пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать, а что нельзя. | Организует самостоятельную работу в группах используя учебник, стр.114, 118 дополнительный материал, маркеры, ограничивая время его выполнения 1 группа – Что делают ученые? 2 группа – Что можете сделать вы ? Алгоритм: -изучите материал учебника, дополнительный материал (дополнительная информация, материал электронного приложения к учебнику, Красная книга России, Красная книга Северной Осетии-Алании; -обсудите в группе (обобщите), сделайте выводы -сделайте творческий отчет - представьте свой отчет о проделанной работе классу | Учащиеся работают по группам, распределив роли, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе, представляют результат своей работы классу | Результат групп: КАК СОХРАНИТЬ ЖИВУЮ ПРИРОДУ?  
На листе ватмана учащиеся пишут, делают рисунки и т. д. (творческая работа) |
5. Закрепление изученного материала Цель этапа:самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности 6 мин | Прочитайте текст «Прогулка в лесу»,( на экран и на партах на листочках) найдите ошибки допущенные ребятами. «Прогулка в лесу». Когда я приезжаю в деревню к дедушке, мы с ребятами ходим в лес погулять до реки. Дорогу мы уже знаем. Включаем музыку. По лесной дороге нам часто попадаются грибы – подосиновики, подберезовики, сыроежки. Срезаем упругие ножки грибов или выкручиваем их, а если нет ножа, вырываем. Все грибы, которые мы не знаем, мы сбиваем палками. Как-то в кустах мы нашли гнездо птицы. Подержали теплые, голубоватые яички и положили их обратно. На берегу реки мы любим разжигать костер и если жаркий день то купаемся . Часто здесь отдыхают компании. Перед уходом выбрасывают банки и полиэтиленовые мешки. Однажды мы нашли маленького ежика, взяли его с собой – дома посадили в коробку, он у нас потом сбежал. В лесу довольно много муравейников. Кирилл нам показал, как добывать муравьиную кислоту. Он настрогал палочек и начал протыкать ими весь муравейник, а потом обсасывал муравьиные палочки. Если с нами идут девочки, они любят на обратном пути охапками собирать луговые и лесных цветы. | Организует обсуждение ошибок | Читают текст, находят ошибки | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение вступать диалог с учителем, друг с другом Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, анализировать. Исправлять ошибки |
6. Рефлексия деятельности. 6минут Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Таблица для оценивания работы в группе: приложение 1. Критерии оценивания: приложение 2 предложить на дом: Раньше у меня ……. получалось ……. , а теперь стало ….. . Я думаю, это связано с тем, что я теперь ……. . Если я буду ….. , то …… у меня будет получаться …….. . Теперь я хочу попробовать ……………..
| | | Личностные УУД: Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. 2-3 мин | П. 26, 27. Индивидуальное задание на выбор: - используя дополнительные источники информации составить список редких и охраняемых растений и животных Северной Осетии-Алании. - подготовить сообщение об одном из исчезнувших животных - составить памятку «Что нужно делать для спасения живой природы?»
| | | |