«ВИТАМИНЫ»
урок биологии в 8 классе
Урок разработан
учителем биологии
Шестиглазовой С.А
Цели урока:
1.Образовательные:
- сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах:
- сформировать умения распределять витамины по группам : жирорастворимые, водорастворимые.
– сформировать умения описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и развития организма;
- сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе.
2. Деятельностные:
- сформировать умение ставить цель;
- научить выбирать способ решения поставленной задачи;
- научить сравнивать, анализировать, классифицировать;
- научить оценивать и корректировать свою деятельность;
- научить работать в группе;
Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитее навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Тип урока и форма его организации - урок изучения нового материала
с элементами проблемной технологии.
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация
«Витамины»; лабораторное оборудование: пробирки,
пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего
лимона, горячая вода; раздаточный материал: инструктивные
карточки для проведения практической работы.
Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа, самостоятельная работа.
Без витаминов жить нельзя!
Они – надёжные друзья.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Вячеславовна. Я очень рада видеть вас. Все мы очень разные и вместе с тем чрезвычайно похожи. Сейчас мы это проверим.
Кто любит лакомиться мороженым – поднимите вверх правую руку, у кого дома есть домашние животные – левую. Кто любит свою семью – хлопните в ладоши, у кого есть друзья - улыбнитесь.
Вот видите, мы теперь больше знаем друг о друге.
Организм не может функционировать без органов, так и учитель – без своих учеников, поэтому я рассчитываю на вашу активную работу.
И надеюсь, что дух партнерства поможет нам в этом.
Теперь обратите внимание на доску. На ней записаны слова Генриха Форда, которые я предлагаю взять в качестве девиза урока:
Собраться вместе – это начало.
Держаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это успех.
Актуализация знаний.
Учитель. К вам на урок я пришла с гостинцами. В современном обществе, чтобы узнать, что то новое, может даже совершить открытие для себя, достаточно обратится к источникам информации (книга, интернет) а вот например в 19 для познания мира, отправлялись в экспедиции. Некоторые из которых заканчивались трагически. Во время экспедиции Васко да Гамы в Индию погибло 100 человек экипажа из 160. Как вы думаете есть ли связь между моими гостинцами и трагизмом экспедиции Васко да Гамы ?
Тема сегодняшнего урока: Витамины.
- Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению).
Значит сегодня на уроке у нас какая цель?
- узнать что за вещества витамины;
-источники витаминов;
- значение витаминов для организма человека;
Поэтому цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов.
Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.
Вы сели по группам, в соответствии с карточками. Прошу вас продемонстрировать свои знания, каммуникативнось работая в команде, взаимопомощь. За правильные ответы я буду давать «ВИТАМИНЫ-ЗНАНИЯ», которые поместим в корзину успеха и в конце урока увидим активность группы, от чего будут зависеть ваши оценки.
Изучение нового материала.
Ребята обратимся к вашим учебникам, страница 160. Найдите определение Что такое витамины?
Витамины - это органические вещества, поступающие в организмы человека и животных с пищей или синтезируемые ими, необходимые для нормального обмена веществ.
ЗАПОЛНЯЕМ КЛАСТЕР
Учитель:
Витамины открыл русский ученый – врач Николай Иванович Лунин в 1881году.
Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь".
Сейчас известно около 50 видов витаминов, делятся на две группы
ЗАПИСЬ В МАРШРУТНОЙ КАРТЕ
Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.
Ферменты- это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма.
Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ.
В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.
Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.
Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К).
Наибольшее количество витаминов имеется в растительных продуктах, но некоторые содержатся только в животных продуктах.
При недостатке или избытке витаминов в организме развиваются заболевания .
При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина. Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.
Узнаем о некоторых витаминах подробнее .
Работа с информацией по группам. Научные лаборатории, выберите заведующего, консультант-биолог, диетолог, биохимик.
(Дать название витамину, суточную норму, функции и проявление авитаминоза.)
РАБОТА 3 МИНУТЫ
Характеристика витаминов
Витамин | Название | Суточная потребность (мг) | Источники витамина | Проявление авитаминоза |
А | | | | |
В | | | | |
С | | | | |
D | | | | |
Сообщение учащихся о витамине с заполнением кластера А.
Приложение 2.
Сообщение учащегося о витамине D. Приложение 3.
Сообщение учащегося о витаминах группы В.Приложение 4.
Сообщение учащегося о витамине С. Приложение 5.
ФИЗМИНУТКА
Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.
ПОДНИМИТЕ ПРАВУЮ РУКУ, КТО СЧИТАЕТ, что Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.
ПОДНИМИТЕ ЛЕВУЮ РУКУ, КТО СЧИТАЕТ, что Витамины есть не только в овощах и фруктах.
ВСТАНЬТЕ ТЕ, КТО СЧИТАЕТ, что не верным суждение чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
ПОКИВАЙТЕ, если вы согласны, что в период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
Уважаемые научные сотрудники, какое у нас сейчас время года? Чем оно опасно для человека?
В связи с этим какой витамин самый важный?
Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.
Если бы мы отправлялись в экспедицию, какие продукты мы взяли - бы?
Практическая работа по определению витамина С.
А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне.
Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании.
Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.
“Определение витамина С”
1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
3. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, по каплям добавьте его в раствор крахмального клейстера. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
4. Нагрейте сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте предыдущий опыт с остывшим соком.
6. Сделайте вывод.
После выполнения работы учащиеся делают выводы:
витамин С содержится в свежем лимоне, его соке;
витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.
Сохранение витаминов в продуктах питания, действительно проблема, попробуем её разрешить
Самостоятельно проанализируйте текст параграфа и разработайте правила
сохранения ВАШЕГО витамина в продуктах питания?
КАЖДЫЙ ЗАПИСЫВАЕТ СВОЕ, СОВЕТУЮТСЯ, САМОПРОВЕРКА, ВЫБИРАЮТ ГЛАВНОЕ ОЗВУЧИВАЮТ И РАЗМЕЩАЮТ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Вывод: таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.
Ребята, скажите, пожалуйста, кто – то любит выпить чашечку кофе?
- А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?
Мешает усвоению витаминов:
кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;
У кого-то дома есть курящие взрослые?
никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;
алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;
аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;
антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;
снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
Закрепление изученного материала.
Решение проблемной задачи
Группе А. Экспедиция В.Беринга закончилась трагически. Моряки и сам Беринг заболели, болезнь выражалась в том, что кровоточили десна, шатались и выпадали зубы, образовывались синяки на теле, что говорило о кровотечении из сосудов. Многие умерли. Что это была за болезнь? Как можно было спасти моряков? (Гиповитаминоз витамина С вызвало цингу. Были необходимы свежие овощи, отвар шиповника, варенье черной смородины).
Группе С. Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач? ( Гиповитаминоз витамина В).
Группе В. Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, темнеет, ногти крошатся, а волосы стали ломкие и секутся. Что бы вы ответили своей знакомой?
( Гиповитаминоз витамина А, необходимо есть овощи и фрукты, содержащие этот витамин).
Группе D. На одном из уроков ученик мне сказал, что съел сразу всю упаковку витаминов, и ничего с ним не было. Что бы вы ответили на моем месте? (Внешние симптомы могут сразу и не проявиться, но может быть нарушение работы внутренних органов, особенно почек и печени).
Всем группам. Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.
«Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».
ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ
Закрепление материала урока.
Вопросы командам ( « Да» или «Нет»). Блиц-опрос, кто быстрее ответит.
1.Витамины – биологически активные вещества, они способствуют обмену веществ в организме.
2. Люди употребляют витамины в большом количестве, и это правильно.
3.Недостаток одного витамина не приводит к сбоям в работе нашего организма, не может вызвать тяжелую болезнь.
4.В организме человека витамины не образуются или образуются в очень небольших количествах.
5.Основным источником витаминов являются растения.
6.Витамины способствуют образованию ферментов.
7.Овощи для варки нужно класть не в кипящую, а в холодную воду.
8.Витамины разрушаются при контакте с кислородом.
В заключении урока давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.
Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.
Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.
Больше времени бывать на улице.
Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.
Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.
Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.
Не злоупотреблять витаминами.
Рефлексия.
Какие ассоциации возникают к термину ВИТАМИН
СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ-
Красная – было трудно
Желтая- проблемы были, ноя с ними справился
Зеленаая- все было интересно, справился со всеми заданиями.
Домашнее задание:
Составьте рациональное меню школьника, удовлетворяющее все потребности в витаминах, в этом поможет параграф 38 «Витамины».
Есть мнение о том, что синтезированные, «химические» витамины менее полезны, чем натуральные используя дополнительную литературу, подготовите эссе на тему: «Синтетические витамины или натуральные.»
(Полезны любые витамины. Но все же лучше пить, так называемые нутрицевтики – витамины нового поколения, полученные из натуральных овощей и фруктов.)
Выполните ТЕСТ «ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ АВИТАМИНОЗ?»
1.Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой ?
А – да Б- нет
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да Б – нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года? А – да Б – нет
.4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да Б – нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да Б – нет
6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да Б – нет
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да Б – нет
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам ?А – да Б – нет
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень? А – да Б – нет
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе? А – да Б – нет
Подсчет результатов
За каждый ответ «А» - 1 балл,
за каждый ответ «Б» - 0 баллов
0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни
Посмотрим на наши корзины, как они наполнены (подсчет витаминов и итог работы групп)
Я благодарю вас за работу на уроке. Результат работы виден по карзинам (считаем витамины-знаний). Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!