«ВЕРБАЛЬНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ»
С переходом к информационному обществу информация из категории получаемых и передаваемых сведений постепенно трансформируется в средство манипуляции, управления, совершения преступлений и ведения войн. Вербальные правонарушения значительно усложняются по своей структуре и содержанию. Если традиционно к ним относили в основном посягательство на права и свободы человека и гражданина (клевета, оскорбление, диффамация), то с появлением новых каналов коммуникации и расширением возможностей преступников на первый план все отчетливее выходит категория преступлений против общественной безопасности, мира и безопасности человечества (вербальный экстремизм). В «информационную эпоху словесные проявления экстремизма (распространение определенных идей) являются не менее, а часто более общественно опасными правонарушениями, чем «традиционные».
С точки зрения правовой составляющей, к проявлениям вербального экстремизма относятся: призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) и возбуждение ненависти и вражды, равно как унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ).
С позиции лингвистики, признаки вербального экстремизма можно выявить в текстах различных жанров, стилей; запрещенные идеи выражаются различными средствами литературного языка. Однако каждый из экстремистских текстов создается с целью воздействия на адресата, манипулирования его поведением. В зависимости от целевой направленности такие тесты можно разделить на пропагандистские и агитационные.
Пропаганда включает распространение информации, которая должна впоследствии сформировать у индивида собственную идеологию под влиянием соответствующих условий, т.е. она в основном носит идеологический характер и может не выражаться в осуществлении конкретных противоправных действий сразу после ее восприятия индивидом.
Второй вид же вид, агитация, наоборот, содержит призыв к определенным действиям, неосуществление которых свидетельствует о том, что экстремисты не добились поставленной цели.
Можно сказать, что пропагандистский характер информации предшествует агитационному, поскольку экстремистская деятельность редко ведется без определенных убеждений.
Экстремистские тексты строятся по принципу речевого манипулирования. Авторы стремятся осуществить скрытое внедрение собственных идей, целей, мнений, убеждений и пр. в сознание адресата, добившись от того принятия субъективной информации без должного количества доказательств в качестве объективной.
Адресатом экстремистского манипулирования является в основном молодежь, психика которых крайне восприимчива к усвоению экстремистских идей, и которая не в состоянии распознать угрозу, а также лица малообразованные, маргинальные слои населения.
Потому экстремистские тексты не содержат в своем составе сложных синтаксических конструкций или терминов, которые могли бы затруднить восприятие. Структура повествования чаще всего предполагает возможность тиражирования информации, что в свою очередь расширяет круг потенциальных адресатов.
Чтобы противостоять экстремистскому воздействию, молодое поколение должно иметь знания о технологиях такого воздействия. Показателем словесного экстремизма являются определенные речевые стратегии и тактики.
В первую очередь, это стратегии дискредитации по национальному признаку. Данные стратегии реализуются при помощи тактик угрозы, запугивания, оскорбления, драматизации, «навешивания ярлыков».
К стратегиям второго уровня можно отнести следующие: стратегия насмешки, стратегия создания негативного имиджа, которые реализуются через тактики обвинения, оскорбления, иронии, оправдания, драматизации, «покушения» на чужие ценности, сравнения.
Кроме того, среди приемов словесного экстремизма частотны следующие:
- апелляция к фактам: сентябрь 2006, г. Вольск Саратовской области – драка между русскими и армянами» («Аргументы и факты», 2006, № 38).
- апелляция к общественному мнению: ссылка на письма читателей, на данные опроса общественного мнения. Например, «34 % из нас согласны с тем, что “во многих бедах России виноваты люди нерусских национальностей”
- апелляция к историческому прошлому: «Свергнули татаро-монголов, разгромили армию Наполеона» (агитационная листовка);
- призыв к насильственным действиям: «Теперь пора давать отпор тяжелым кулаком...»
- апелляция к общечеловеческим ценностям: «Что будет завтра? Ответ зависит от вас, читающих эти строки. Не допустить этого – задача каждого честного человека, который думает о будущем своей Родины, своего народа, своих детей» (Агитационная листовка «Движения против нелегальной иммиграции» // www.DPNI.org.);
В качестве экстремистских тактик используются также следующие речевые приемы:
- ирония: Якобы умные люди.
- противопоставление: черный или белый, «русские и нерусские» («Аргументы и факты», 2006, №
- цитирование, ссылка на авторитет: «Анатолий Смелянский в книге «Уходящая натура» вспоминает, как Олег Ефремов вычитал у Толстого фразу: «Еврея любить трудно, но надо»
- открытые призывы: «Славяне! Где же гордость за ваших предков? Пойдите и наведите порядок на своей земле. Изгоните паразитирующую трусливую нерусь со своей родины!» (Агитационная листовка).
- гипербола: «Страна размером с коробку для обуви» (1999 – 2006/noPressa.ru.).
- намеки, аллюзии, прецедентность: «Злой чечен ползет на Север» (http://www.mediactivist.ru.);
- закавычивание: китайские «братья», русские «колонизаторы».
В процессе речевых манипуляций адресат часто не распознает коммуникативную установку на управление его поведением или изменение мнения и осуществляет или не осуществляет какие-либо действия в интересах адресанта незлонамеренно, т.е. не осознавая их последствий. Поэтому в последнее время и участились случаи преследования лиц по закону за репосты экстремистской информации в Интернете, что свидетельствует о непонимании гражданами последствий собственных действий.
Вербальный экстремизм как вид экстремистской деятельности нацелен на результативность воздействия на личность. В данном случае отсутствие воздействия можно условно приравнять к отсутствию самой деятельности.
Список литературы:
Галяшина Е. И. Лингвистика vs экстремизма: В помощь судьям, следователям, экспертам / Под ред. проф. М.В.Горбаневского. М.: Юридический Мир, 2006.
Громова Н. С. Свобода слова и вербальный экстремизм в России: лингво-правовой аспект: Монография. Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права, 2015.
Киричёк П. Н. Современная информационная политика: императивно-модусная трансформация // Социологические исследования. 2007. № 10 (282).
Петрова Н. Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии / Н. Е. Петрова, Л. В. Рацибурская. Москва: Флинта, Наука, 2011.
Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учебное пособие / 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, Наука, 2012.