СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина «Лес, и мы!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина «Лес, и мы!»»

Государственное бюджетное профессиональное

общеобразовательное учреждение Республики Хакасия

«Профессиональное училище № 16»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ


Урок - конкурс «Лучшая методическая разработка»

Викторина «Лес, и мы»

















Работу выполнила:

Заборцева Светлана Леонидовна,

Преподаватель спец. дисциплин










с. Таштып, 2021 год

Аннотация

Методическая разработка урока – викторины «Лес, и мы». В методической разработке раскрыта методика проведения урока викторины. Форма внеклассного мероприятия – викторина. Это развлекательно - познавательное соревнование, требующее от командных игроков решения умственных задач для продвижения по станциям, подразумевает активность каждого участника. Это соревнование, в котором задействуется одновременно и интеллект участников, их способности и воображение. Обучающиеся учатся самостоятельно определять проблемы, строить планы по их разрешению и реализовывать их, работая в группах. В ходе мероприятия обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Выполняя задания викторины, обучающийся учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Викторина это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели. 

В викторине необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность. Викторины помогают учащимся отлично справляться с командообразованием, помогают им наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку.

Использование викторин способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости у обучающихся.










Викторина «Лес, и мы!»



Цель: познакомить обучающихся с бесценным даром для человека - лесом, значением леса в жизни человека; развивать умственные способности, логику и смекалку; воспитывать любовь к красоте леса и его богатству - животным, птицам, насекомым.



Образовательные:

  • Сформировать экологическую грамотность у обучающихся при изучении природы родного края.

  • Изучить дополнительный материал из научно – познавательной литературы и ресурсов Интернета и применить полученные знания в жизни.

  • Активизировать познавательную деятельность обучающихся в области экологии и охраны природы.

Воспитательные:

  • Прививать любовь к родному краю, воспитывать желание беречь и охранять живую природу.

  • Соблюдать правила нравственного и этического поведения в мире природы и людей.

Развивающие:

  1. Развивать у обучающихся потребность общения с природой и окружающим миром.

  2. Развивать личные интересы в гармонии с интересами природы и общества.

  3. Развивать в обучающихся чувство ответственности за окружающую природу.

Вид внеклассного мероприятия: викторина

Продолжительность: 45 минут

Предварительная подготовка: выбор членов жюри, оформление зала фотографиями леса, определение участников и выбор команд.

Методы: объяснительно – иллюстративный, игровой деятельности.

Оборудование: природный материал - веточки деревьев и кустарников произрастающие в нашей местности, семена деревьев и кустарников, произрастающих в нашей местности и не только, кора деревьев и кустарников; распечатанные на цветном принтере картинки с заданиями.

Наглядность: природный материал, распечатанные картинки.
Условия викторины.

Викторина проходит на восьми станциях. Каждая команда получит свой маршрутный лист и задания. На каждой станции обучающиеся выполняют различные задания, получают баллы за правильное решение и часть финишного вопроса. Баллы выставляются в маршрутные листы. В конце игры жюри, по маршрутным листам подсчитывают общее количество баллов у каждой команды.

Не консультируйтесь с членами команды-соперников, не мешайте, не помогайте другой команде: идет соревнование, и задача каждой команды – победить!

В конце мы подведем итог и выявим победителей.

Ход игры:

Ведущий - Здравствуйте, ребята! Нашу встречу я начну со слов Л. Леонова: «Давно пора бы воздать ему хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев». О чём так ёмко, точно и уважительно сказал русский писатель?

Правильно - это лес.

В древние времена зорко охраняли леса, так как считали их священными, молились им и жестоко расправлялись, вплоть до смертной казни, с губителями деревьев. Дерево считали человеком, на которого рассердился бог, и потому тело его обросло корой, ноги в землю вошли, и он говорить не может, только шепчет, но душа в нём всё-таки осталась. Это – заколдованный человек-великан.

И мы с вами знаем, какую громадную пользу приносят нам леса. И сегодняшний наш разговор - ещё одно напоминание об этом.

В нашей стране родилась пословица: «Нет леса - посади, мало леса - не руби, много леса - береги». Хорошая, мудрая пословица, и всем нам необходимо всегда помнить её.

А теперь приступим к игре. Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд. Желаем успехов!!!

Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами.


1.Конкурс "Визитная карточка- (название команды, девиз)". На представление каждой команде отводится не более 3 минут. 


2.Станция «Веточка» (определить породу дерева)


Команда определяет породу дерева по веточкам – образцы представлены: (сосна, лиственница, ель, пихта, кедр, клен, береза, облепиха). И чем они отличаются друг от друга (сколько в пучке иголок)?

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)



3.Станция «Кора» (определить породу дерева)

Команда определяет породу дерева по коре– образцы представлены: (клен, лиственница, ель, береза, ольха, тополь, рябина, калина) (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

4.Станция «Семена» (определить породу дерева)

Команда определяет породу дерева по семенам – образцы представлены: (клен, лещина, сосна, кедр, ольха, грецкий орех, лиственница, ель)

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)


5. Станция «Листья» (определить породу дерева)




6. Станция «Кроссворд- отгадай породу дерева»






Ответы: 1. Ель, 2. Липа, 3. Кедр, 4. Пихта, 5. Ива, 6. Береза, 7. Клен, 8. Осина, 9. Рябина, 10. Акация, 11. Ольха.


7. Станция «Грибы»

Определите эти грибы. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Опята, груздь, подберезовик, белый гриб, волнушка, сыроежка, лисички, дождевик)



8.Станция «Пословицы и поговорки»


(На столе - 2 конверта с частями пословиц и поговорок. Задача команд – соединить эти части вместе. За каждый правильный ответ – один балл).

Возле леса жить – голоду не видать.

Волков бояться, в лес не ходить.

Лесные дары для каждой поры.

Кто лес любит и знает, тому он помогает.

В лес не съездишь, так и на печке замерзнешь.

Как в лес кликнешь, так и откликнется.

Содержимое разработки



Возле леса

жить – голоду

не видать.


Волков бояться,

в лес

не ходить.


Лесные

дары для

каждой поры.


Кто лес любит

и знает, тому

он помогает.


В лес не съездишь,

так и на печке

замерзнешь.


Как в лес

кликнешь, так

и откликнется.



9.Станция «Загадки»


Все знают, что у елки не листья, а иголки, и так же, как она с иголками ...

Ответ: Сосна

Белые овечки бегают по свечке.

Ответ: Верба

Что же это за девица? Не швея не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

Ответ: Ель

С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед, а меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

Ответ: Липа

В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зеленом кафтане. Богач невелик,

а орешками наделит.

Ответ: Орешник

То ли с крыши, то ли с неба – или вата, или пух. Или, может, хлопья снега

появились летом вдруг? Кто же их исподтишка сыплет будто из мешка?

Ответ: Пух тополя

Что за время! Есть ли лучше? По окраинам лесным привлекающе-пахучий

заклубился белый дым.

Ответ: Черемуха

Каждый год на нем с охотой вырастают вертолеты. Жаль, что каждый вертолет на всего один полет. Ответ:(клён)

Заключение

Викторина носит не только развлекательный, но и воспитательно-обучающий характер, поэтому не стоит думать, что уроки могут пропасть зря, особенно если задания подобраны для мотивации стремления изучения предметов. Что и является основным требованием образовательного стандарта, то есть формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Спасибо за внимание!


МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ


  1. Станция «Название команды» (Визитная карточка)

______________________________________________________________________

«Девиз» _________________________________________________________________



2.Станция «Веточка» (определить породу дерева)


3.Станция «Кора» (определить породу дерева)


4.Станция «Семена» (определить породу дерева)


5. Станция «Листья» (определить породу дерева)


6. Станция «Кроссворд- отгадай породу дерева»


7. Станция «Грибы»


8. Станция Пословицы и поговорки



МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ



2.Станция «Веточка» (определить породу дерева)


1 ________________________________________________ 2 ________________________________________________ 3 ________________________________________________ 4 ________________________________________________ 5_________________________________________________ 6_________________________________________________ 7_________________________________________________ 8_________________________________________________



3.Станция «Кора» (определить породу дерева)


1 __________________________________________________ 2 __________________________________________________ 3 __________________________________________________ 4 __________________________________________________ 5__________________________________________________ 6__________________________________________________ 7__________________________________________________ 8__________________________________________________



4.Станция «Семена» (определить породу дерева) 1 ________________________________________________ 2 ________________________________________________ 3 ________________________________________________ 4 ________________________________________________ 5________________________________________________ 6________________________________________________ 7________________________________________________ 8________________________________________________



5. Станция «Листья» (определить породу дерева)


1 _______________________________________________ 2 _______________________________________________ 3 _______________________________________________ 4 _______________________________________________ 5_______________________________________________ 6_______________________________________________ 7_______________________________________________ 8_______________________________________________



6. Станция «Кроссворд»



1 ______________________________________________________ 2 ______________________________________________________ 3 ______________________________________________________ 4 ______________________________________________________ 5______________________________________________________ 6______________________________________________________ 7______________________________________________________ 8_______________________________________________________ 9_______________________________________________________ 10_______________________________________________________ 11_______________________________________________________





7. Станция «Грибы



1 _____________________________________________ 2 _____________________________________________ 3 _____________________________________________ 4 _____________________________________________ 5______________________________________________ 6______________________________________________ 7______________________________________________

8______________________________________________





8 . Станция Пословицы и поговорки



1 ______________________________________________________ 2 ______________________________________________________ 3 ______________________________________________________ 4 ______________________________________________________ 5______________________________________________________ 6______________________________________________________ 7______________________________________________________

8______________________________________________________











9. Станция «Загадки»





1 ______________________________________________________ 2 ______________________________________________________ 3 ______________________________________________________ 4 ______________________________________________________ 5______________________________________________________ 6______________________________________________________ 7______________________________________________________

8______________________________________________________