СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние развития творческого мышления в младшем школьном возрасте на укрепление и сохранение психологического здоровья обучающихся.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В работе рассматривается  развитие творческого мышления как один из подходов укрепления психологического здоровья младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Влияние развития творческого мышления в младшем школьном возрасте на укрепление и сохранение психологического здоровья обучающихся.»

Влияние развития творческого мышления в младшем школьном возрасте на укрепление и сохранение психологического здоровья обучающихся.



Краткая аннотация:

В работе рассматривается развитие творческого мышления как один из подходов укрепления психологического здоровья младших школьников.


В настоящее время школа считается одним из серьезных психогенных факторов. Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки современных школьников делают за­дачу сохранения и укрепления здоровья одной из приоритетных.

Сложившаяся ситуация в образовании достаточно сложная: отказ от ряда традиционных форм школьного воспитания, переоценка ценностей самого педагога и учеников, изменение социальных ролей создает излишнюю психоэмоциональную напряженность, что в свою очередь негативно сказывается на психологическом здоровье учащихся.

Психологическое здоровье, это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации [5].

Для того чтобы адаптироваться в ситуациях постоянных изменений, чтобы адекватно отвечать на них мы должны активизировать творческий потенциал обучающихся.

Реализация творческого потенциала личности, проявление своих возможностей способствует преумножению жизненных сил и ведет к укреплению здоровья. Поэтому, в процессе формирования здоровьесбе регающей среды школьников, эффективно применение технологий творческого развития.

Необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности, развитию их творческого (дивергентного) мышления очевидна.

Развитие дивергентного мышления учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение его формирование имеет в младшем школьном возрасте.

Если в детском саду творческая деятельность занимает ведущую позицию, то в школе, сталкиваясь с классической системой образования, где программы построены на запоминании, накоплении фактов, отработки алгоритмов, творческий компонент мышления, как правило, не задействован. А, как известно без специальных занятий дивергентное мышление не развивается.

В нашей гимназии на протяжении уже многих лет педагогом- психологом для учащихся младших классов реализуется программа «Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте». (За основу этой программы был взят курс развития творческого мышления Гатанова Ю.Б.)

Целью программы является системное развитие творческого мышления как основа будущего успеха и благополучия детей.

Занятия курса подобраны и построены таким образом, что позволяют эффективно развивать не только творческое мышление как целостную психическую структуру, но и укреплять психологическое здоровье младших школьников.

Путь к творчеству лежит через обучение, связанное с приятными эмоциями. На занятиях по развитию творческого мышления создается комфортная обстановка, позволяющая детям расслабиться, не испытывать страха за неправильный ответ, свободно выражать свои мысли и эмоции.

Каждое занятие состоит из пяти этапов:

  1. Подготовительный. Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов.

  2. Разминка. Мозговой штурм, мягкое соревнование, в ходе которого учащиеся должны понять, как лучше выполнить задание и на что при этом следует обращать внимание.

  3. Основной. Основное задание, направленное на развитие определенных творческих способностей. Сотрудничество и кооперация. Представление своих работ. Безоценочная деятельность (освобождение учащихся от страха делать ошибки).

  4. Дополнительный. Дополнительные задания для продолжения работы в данном направлении в виде игр, инсценировок, творческих проектов.

  5. Заключительный. Создание в группе благоприятной психологической атмосферы. Ритуал прощания.

На занятиях обязательно используется музыка, которая (в зависимости от целей) создает общее настроение спокойствия, возбуждения, повышенного жизненного тонуса.

Используемая структура занятий соответствует решению следующих задач:

  1. Развитие определенных творческих способностей.

  2. Снятие психического напряжения, эмоциональных барьеров.

  3. Создание групповой атмосферы доверия, успеха.

  4. Развитие уверенности в себе.

  5. Создание условий для успешной адаптации учащихся.

К. Роджерс утверждал, что рождение творческих идей поощряется созданием психологической безопасности, а также посредством безусловного принятия ценности каждого человека [3].

Для подтверждения выше сказанного, мы изучали адаптированность учащихся 4-х классов, занимающихся по программе «Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте» со второго класса. Общий результат адаптированности оценивался по характеру самооценки, преобладающему эмоциональному фону и физиологической работоспособности. Исследование проводилось с использованием ЦТО Люшера, тесты Гилфорда, Кетелла [8].

Интегральные показатели адаптированности (самооценка, эмоциональный фон, энергетическое обеспечение) положительны у всех обследуемых. Все дети имеют положительную самооценку, нет переутомленных, эмоциональный фон характеризуется доминированием хорошего настроения.

Тем самым, систематически и регулярно проводя этот курс мы получаем результаты, которые говорят об эффективности этой программы не только в плане повышения творческого потенциала учащихся (создание творческих проектов, участие и победы в творческих конкурсах, олимпиадах, хорошие и высокие результаты по тесту Гилфорда), но и о высоком уровне адаптированности как к социальной ситуации, так и к процессу обучения в школе.

Следовательно, программу «Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте» мы можем использовать как один из подходов укрепления психологического здоровья младших школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Чтобы ребенок был здоров и счастлив, чтобы у него не было эмоциональных срывов, в его жизни всегда должно быть место творчеству [7].



Сергеева Елена Михайловна: педагог-психолог

МОУ «Гимназия» г. Кириши







Список литературы.


  1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. — СПб., 2006.

  2. Возрастная и педагогическая психология./ Сост. И.В. Дубровина, А.М, Прихоожан, В.В. Зацепин. - М.,1999.

  3. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления для детей 7-10 лет: методическое руководство. СПб, ИМАТОН, 1999

  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 1999.-368с.

  5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. — М., 1991.

  6. Ротенберг В.С., Бондаренко С.Н. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.,1989. - 340с.

  7. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. СПб, КАРО, 2003

  8. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах: методическое руководство. СПб, ИМАТОН, 2001


.















Сведения о себе:


1. Ф.И.О. Сергеева Елена Михайловна
2. Место работы: МОУ «Гимназия» г. Кириши

3. Должность по основному месту работы: педагог-психолог

4. Е-mail автора: [email protected]
5. Номер телефона автора для оперативной связи: +79213212335

 















4