СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеаудиторная самостоятельная работа1

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеаудиторная самостоятельная работа1»

ГАПОУ Астраханской области

Астраханский Социально-Педагогический колледж






Сообщение


По дисциплине « Теоретические и методические основы использования цифровых образовательных программ».

На тему «Применение активных методов в обучении.»







Специальность: №44.02.02 «Преподавание в начальных классах»







Выполнил(а)

студент(ка) группы 3 ВК

_______ Булатова А.З

(подпись)

Проверил преподаватель

________ Сергалиева Н.С.

(подпись)









Астрахань, 2020

Активные методы обучения

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

АМО строятся на:

  1. использовании знаний и опыта обучающихся,

  2. вовлечении в процесс всех органов чувств,

  3. групповой форме организации их работы,

  4. деятельностном подходе к обучению,

  5. разнообразных коммуникациях,

  6. творческом характере обучения,

  7. практической направленности,

  8. интерактивности,

  9. игровом действе,

  10. рефлексии,

  11. движении.

Исследования доказали, что человек запоминает:

  • только 10% того, что он читает,

  • 20% того, что слышит,

  • 30% того, что видит;

  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,

  • 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. 

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

Методы организации начала урока

Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.

Метод «Поздоровайся глазами»

Здороваться не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Метод «Поздоровайся локтями»

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

  1. Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

  2. Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

  3. Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Метод «Добро в ладошках»

Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.

Метод «Подари подарок другу».

Учащиеся под музыку передают (дарят) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.Каждый ученик передает коробку со словами: «Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»

Метод «Самолётик пожеланий»
Учитель предлагает всем обучающимся поприветствовать класс, но сделать это необычным способом - написав своё пожелание классу на крыльях бумажного самолётика. Обучающимся раздаются листочки, и учитель показывает, как делается самолётик. Затем все складывают самолётики и на их крыльях записывают свои пожелания классу (можно до начала урока). Затем по команде учителя все (в том числе, учитель) запускают самолётики в полёт и хлопают в ладоши! Когда самолётики приземляются, каждый подымает находящийся рядом самолётик и зачитывает написанное на его крыльях пожелание.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений 
Цель: позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно - ориентированного подхода к обучающимся.

На данном этапе можно использовать такие методы как: 

  • «Дерево ожиданий»

  • «Поляна снежинок»

  • «Фруктовый сад»

  • «Компот»

  • «Солнышко и туча»

  • «Осенний сад»

Метод «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Дети, уверенные в своих силах, прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

По количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока)
Каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
 

Метод «Компот»

Участникам объясняется, что, начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Все это в нем кипит: у кого-то сильно, а кто-то даже этого не замечает. Представим это в виде кастрюли с компотом. Ученикам предлагается на липких листочках написать ожидания и опасения и приклеить их на кастрюлю. Ее можно разделить пополам, ближе к дну клеить опасения, а сверху – ожидания. Самостоятельная работа 3 мин., а потом озвучивается результат.
 

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:

АМ презентации учебного материала


В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:


Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Необходимый материал: лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение: На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.

Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

АМ организации самостоятельной работы над темой

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!

  • «Ульи»

  • «Автобусная остановка»

  • «Инсерт»

  • «Инфо-карусель»

  • «Синквейн» и др.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают:

  • развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

  • - учить учащихся самостоятельно добывать знания,

  • - развивать интерес к предмету,

  • - активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

  • - Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;

  • - Развитие навыков активного слушания;

  • - Отработка изучаемого материала;

  • - Развитие навыков принятия решения;

  • - Эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, зачастую они не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном или на каждом уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, способствует формированию ключевых компетентностей ученика.