Экологическое воспитание
«Быть хозяином непросто!»
Панченко Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
гимназии №3 г.Грязи
Липецкой области
Пояснительная записка
1.1.Тематическое направление: Экологическое воспитание
1.2.Тема (название)воспитательного мероприятия: «Быть хозяином непросто!»
1.3.Актуальность и обоснование выбора темы: экологическое воспитание детей – это очень важная проблема на сегодняшний день, ведь от экологии зависит не только мир, в котором мы живём, но и наше здоровье. Поэтому важно учить молодежь осознанно защищать и охранять природу, бережно относиться к воде, воздуху, земле - нашей планете.
1.4.Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Быть хозяином непросто!» имеет большое значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя, является одним из запланированных мероприятий об экологии, животном мире, дружбе, сотрудничестве. Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в классном коллективе, помогает воспитывать в учащихся чувство уважения к иным точкам зрения, отличным от их собственных. К данному внеклассному мероприятию материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Охвачены все учащиеся, после данного мероприятия работа была продолжена: разучены стихотворения, подобраны пословицы и поговорки о природе и охране окружающей среды, создана классная библиотека книг на эту тему.
1.5.Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)
Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 12-14-летних учащихся 5-7 классов.
1.6.Цель: формирование культуры экологического мышления школьников, пополнение знаний об экологических проблемах планеты, их связи с повседневным бытом человека, понимание своей значимости в решении экологических проблем.
1.7.Задачи:
- способствовать формированию культуры экологического мышления
и заботливого отношения детей к окружающей природной среде;
- способствовать развитию навыков анализа текста, выделению основных
идей, формированию выводов на основе полученной информации;
- способствовать развитию личности учащихся, формированию
творческого мышления;
- создать стимул в приобретении дополнительных знаний;
- развивать навыки работать в коллективе.
1.8.Планируемые результаты
Личностные: формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде, осознание своих возможностей в решении экологических проблем;
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства и применять их на практике;
Познавательные: формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, ориентирование в своей системе знаний.
1.9.Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения воспитательного мероприятия –беседа с моделированием проблемных ситуаций, ответами на вопросы и решением задач. В ходе беседы происходит обмен мнениями между всеми участниками, «на равных». Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
Основными формами текущего контроля являются:
• наблюдение
• беседа
• устный опрос;
• диагностические работы;
• тестовые задания;
• творческие работы.
1.10.Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов:
дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций)
1.11.-1.12.Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия, материально-технические, информационные ресурсы:
Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет.
Для проведения воспитательного мероприятия необходимы: компьютер, проектор, экран; презентация.
К занятию предлагается сопроводительная презентация, которая даёт положительный эмоциональный заряд и повышает познавательный интерес учащихся.
2.Основная часть
2.1.Описание подготовки воспитательного мероприятия
Учитель выбирает тему и предлагает ее заранее, чтобы учащиеся могли подготовиться.
Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы. Распечатывает карточки для проведения игр. Подбирает музыкальное оформление. Продумывает содержание презентации. Даёт задание учащимся самостоятельно подготовиться к конкурсам.
2.2.Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Разработка внеклассного мероприятия
Этап 1. Организационный момент
Добрый день, ребята! Сегодня у нас очень интересное занятие, на котором мы затронем очень важные для каждого из нас темы. А начнём мы с просмотра видеоролика.
(Просмотр видеоролика на экологическую тему)
Этап 2. Целеполагание
Сейчас мы увидели сюжет, связанный с тем, что происходит с нашей планетой сейчас и что может произойти в совсем недалёком будущем. А от кого зависит наше будущее и будущее всей планеты? Конечно, от нас с вами. Тема нашего занятия «Быть хозяином непросто!»
Этап 3. Работа по теме мероприятия
С древнейших времен люди пользуются всеми богатствами и ресурсами, которые дарит им природа. С их помощью человечество развивается, двигается вперед. Каждый день в мире возникают всё новые технологии, которые способны сделать жизнь обычных людей лучше и проще. Но чем больше мы получаем, тем выше становятся наши запросы и ожидания, а для того, чтобы промышленность развивалась и дальше, необходимы ресурсы. Но, к сожалению, люди не всегда относятся с уважением к собственной планете.
Земля - наш общий дом. Для того, чтобы содержать его в чистоте и порядке, нужно прикладывать большие усилия, ведь если только неограниченно черпать ресурсы и не жертвовать ничем взамен, то рано или поздно природные запасы истощатся, а люди вряд ли будут к этому готовы. Перспективы дальнейшего выживания для человечества весьма туманны.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
(Р. Алдонина)
Земля дымила дымом,
Земля пыхтела паром,
Земля травилась ядом
И взрывами тряслась.
Земля леса рубила,
Земля леса сжигала,
Земля леса топила,
Ну, словом, зарвалась.
Потом она спросила:
— А где же атмосфера?
Мне что-то стало душно,
Ах, мне нехорошо!
Ах, дайте кислороду
И чистенькую воду!
Нормальную погоду!
Но поезд-то ушел.
Справедливы слова В. И. Вернадского: "Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами".
К сожалению, по вине людей не только истощаются природные запасы, стали редкими многие виды животных. В последние годы на Земле ежегодно исчезает от одного до десяти видов животных. Исчезновение одного вида вызывает нарушение работы всей экосистемы, ведь в природе все взаимосвязано.
Как наглядный пример можно привести кампанию по уничтожению воробьев в Китае в конце 50-х годов прошлого столетия. В результате нарушился экологический баланс, и расплодившиеся насекомые уничтожили не только посевы, но и листву на деревьях. Это привело к масштабному голоду в стране и смерти более 30 млн. человек.
Процесс исчезновения видов и появления новых постоянно идет в природе. Однако с участием человека уменьшение видового разнообразия происходит катастрофическими темпами. С начала 17 века на планете исчезло более 800 видов растений и животных.
НЕ ГУБИ ЖИВОЕ
(В. Мазур)
Федя бабочку поймал
И божию коровку,
Отпускать он их не стал
И посадил в коробку.
Пришёл домой, про них забыл.
У Феди игр тыщи.
Попробовал бы сам - пожил
Год без воды и пищи.
Откуда взрослые на свете?
Они растут из малышей.
Скорее исправляйтесь, дети -
Остаться злым всего страшней.
Слышишь выстрелы в лесу?
Целый день стреляет.
Из ружья убил лису,
А зачем - не знает.
И палит во всех подряд
Федя, тот же самый.
А у маленьких лисят
Нету больше мамы.
Есть, увы, среди детей
И плохие тоже,
Им совсем не жаль зверей.
Будем с ними строже!
Сделай домик для скворца,
Подлечи котёнка.
А зимой в большой мороз
Накорми бельчонка.
Пусть друзьями станут нам:
Птицы, звери, дети,
И тогда увидишь сам -
Хорошо на свете!
Хочется вспомнить слова русского писателя В Распутина: «Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о том, что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется нашим детям. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь?»
Что же нас ждёт?
Этап 4. Игровые задания (по командам):
№1
Задание для 1 команды: Вы – пессимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз. (Форма рассказа любая: или научная, или с юмором, или в стихах, можно – рисунком).
Задание для 1 команды: Вы – оптимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.
№2
Да. Наша планета в опасности. Но мы пока в силах всё исправить. Давайте подумаем, чем мы с вами уже сегодня можем помочь планете? Какие вы знаете способы борьбы с загрязнением окружающей среды?
Возможные ответы учащихся:
1. Строительство различных очистительных сооружений;
2. Создание и внедрение безотходных и малоотходных технологических процессов;
3. Устройство замкнутых циклов водопользования;
4. Использование новых видов топлива, не загрязняющих окружающую среду;
5. Создание лесных зон вокруг крупных городов и промышленных центров;
6. Замена химических способов борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений биологическими.
№3
Найди ошибки
Ура! Каникулы! Наконец-то мы можем отдохнуть от городского шума и суеты! И с этой целью мы всем классом отправились в лес. Громко напевая песни, мы вошли в тенистую прохладу царственного леса. Боже мой! Земляники здесь видимо-невидимо! Мы сразу бросились её собирать, оглашая округу радостными криками. Наевшись ягод, мы собрали целые букеты этих удивительно вкусных растений, чтоб порадовать своих близких. Набегавшись, мы решили отдохнуть. Обломав ветки растущих вокруг елей, мы разожгли костёр. Перекусив, отправились дальше. Мусор, оставшийся после нас, мы н разбросали, а собрали в кучу и закопали. По пути мы увидели гнездо с пищавшими в нём птенчиками, одного из них мы забрали с собой- в живой уголок. Выкормим! На обратном пути мы набрали мам огромные букеты луговых цветов. Вот они обрадуются! Весело мы провели этот день!
Команды составляют список ошибок:
Громкая песня в лесу распугает птиц и зверей. И громкие крики тоже.
Нельзя рвать кустики земляники, собирать можно только ягоду.
Для костра собирают сухие ветки, а не ломают. В жару костры разводить запрещено.
Мусор нужно взять с собой, а не закапывать. Полиэтилен разрушается плохо, в течение 220 лет, банки — 100 лет.
Костер следует забросать землей или залить водой.
Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова вернуть в лес.
Цветы рвать не надо, их сорванная жизнь недолговечна.
№4
Приметы, дарованные природой
Вопросы для первой команды:
Если сегодня:
1. Багряные зори, ... (завтра будет ветреная погода).
2. Утром туман стелется по воде, ... (завтра будет хорошая погода).
3. Дым зимой над избами «столбом» -- ...(к морозу).
4. Утром на траве роса -- ... (к хорошей погоде без дождя).
5. Иней на деревьях -- ... (к ясной, морозной погоде).
6. Вечером с реки поднимается пар, ... (завтра будет дождь).
7. Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи -- ... (днем жди грозу).
8. Кошка в доме ищет теплое местечко -- ... (к морозам).
9. Собака перекатывается с боку на бок по снегу -- ... (к метели).
Вопросы для 2 команды:
Если сегодня:
1. Рыба выскакивает из воды -- ... (к дождю).
2. Вечером сильно стрекочут кузнечики и цикадки -- ... (к хорошей погоде).
3. Клен «плачет» -- ... (к дождю).
4. Зимой туман -- ... (к оттепели).
5. Зимой луна бледная -- ... (к метели).
6. Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана -- ... (к ненастью).
7. Кучевые облака разрастаются в высоту -- ... (к дождю).
8. Зимой к вечеру при безветрии небо покрывается слоем низких слоистых облаков -- ... (к ясной погоде).
9. Ласточки и стрижи летают высоко над землей -- ... (к ясной погоде).
Этап 5. Подведение итогов
Обращая внимание на тему нашего занятия, хочется вспомнить слова А.С. Арсеньева «Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного».
Дорогие ребята! Я призываю вас: относитесь к природе сознательно, ответственно. Планета заболела! Мы должны её вылечить. Другой планеты у нас не будет! Благополучие – это не только крыша над головой, крутое авто, красивая одежда, смартфон последней марки… Благополучие немыслимо без здоровой пищи, без чистого воздуха, чистой воды, без радующего глаз пейзажа. Будущее Земли в наших с вами руках. Давайте любить и беречь нашу планету!
ГЛОБУС
(Е. Шкловский)
Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: «Не солгу.
Тебя, родной мой, сберегу».
3.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Данная методическая разработка может быть использована педагогами, классными руководителями и социальными педагогами для воспитания культуры общения обучающихся в духе «толерантности».