Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГКОУ «Новобрянская СКОШИ VIII вида»
Конспект урока «Живой мир» на тему:
«Люби и береги природу»
Подготовила и провела:
Финаева О.С.
Новая Брянь
2017
Тема: «Люби и береги природу».
Цель:
- Развивать экологическое сознание и экологическую культуру детей.
Задачи:
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
- расширить представления детей о рациональном взаимодействии с
природой - допустимых и недопустимых действий на природе, природоохранной деятельности.
- воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное.
Оборудование:
- динамическая картина "Лес и река";
- старичок - Лесовичок;
- экологические знаки;
- задания для конкурсов на карточках.
Ход мероприятия:
- Орг.момент. Вступительная беседа.
- Сообщение цели урока
Учитель.
- Сегодня непростой урок, а внеклассное занятие и у нас 2 команды:
Первая – «Колокольчики», вторая – «Солнышко».
Сегодня вас ждёт увлекательное путешествие по экологическим тропинкам. Ребята - что такое ЭКОЛОГИЯ?
Дети. (Экология - это забота о природе, о сохранении чистоты в ней).
Учитель. Правильно! Экология – это наука о доме, о природе. Ведь природа - это и есть наш большой общий дом, и мы все, сообща, должны поддерживать порядок.
Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы, а человеку - нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".
И так в путь!!!!!!
- Конкурс "Бывалые туристы".
- Поход, костер, палатка - разве это не прекрасно?! Но туристами быть непросто, много надо знать и уметь. А вот вы умеете укладывать рюкзак, собирать в поход только самые нужные вещи? Это мы сейчас и проверим.
(Дети должны отобрать только те предметы, которые необходимы в походе).
Компас, учебники, мыло, полотенце, кружка, чашка, телевизор, миска, ложка, будильник, коробка конфет, пакет для мусора, консервы, палатка, хлеб, утюг, спальный мешок, кошка, теннисные ракетки, зубная щетка, коньки.
- Составление динамической картины "Лес и река".
(Звучит аудиозапись "Звуки леса").
Учитель.
Ребята, куда мы отправимся дальше, вы узнаете, если отгадаете загадку.
- Богатырь стоит, богат, угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой.
(Лес)
Учитель. Да, мы отправимся в лес.
Однажды один художник решил нарисовать лес. Сразу же взялся за работу, и вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. Наш художник остался, очень доволен. Он лег спать. Проснувшись утром, он увидел, что лес завял, все деревья засохли. А рядом с картиной, стоял какой - то старичок - Лесовичок. Он сказал: "Лес - это не только деревья".
Ребята, давайте оживим наш лес. Лесовичок нам поможет в этом.
Дети отгадывают загадки. (Отгадки - рисунки прикрепляют на картине).
- Конкурс загадок.
Ну - а, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит и не пекарь, а печёт.
(Солнце).
Нет ног, а идут, глаз нет, а плачут.
(Тучки).
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой накрылся.
(Гриб).
Нарядные сестренки весь день гостей встречают, мёдом угощают.
(Цветы).
В ярком платье модница – полетать охотница.
От цветка к цветку порхает, утомится - ожидает.
(Бабочка).
Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь, тут уж вволю нажужусь.
(Жук).
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая.
Птица говорливая, самая болтливая.
(Сорока).
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой – всё равно он будет мой!
(Дятел).
Учитель. Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
Дети: Лес - это дом для зверей и птиц. Лес - наш друг. Там, где лес всегда чистый воздух. Лес - даёт нам грибы, ягоды и орехи.
Учитель. Какой красивый, светлый уголок природы у нас получился. Очень хочется, чтобы именно таким чистым и прекрасным, чтобы люди могли восхищаться им, удивляясь щедрости природы.
Но наша природа в опасности: человек всё сильнее и сильнее ранит природу.
Об этих тревожных сигналах мы и поговорим сегодня.
- Конкурс "Экологические знаки".
Знаки и обсуждение их.
- Не рвать цветы.
- Не стрелять из рогатки.
- Помогать птицам.
- Не портить деревья.
- Не уничтожать грибы, даже ядовитые.
- Не шуметь в лесу.
- Не вырубать деревья.
- Не оставлять мусор.
Обсуждение знаков.
- Давайте подумаем вместе: будет ли нашему лесу хуже, если, проходя по
тропинке, вы сломаете веточку или наступите на мухомор? Сделаете венок из цветов, которые растут на поляне?
Ответы детей.
- Да, природе будет хуже! Ведь каждая зря сломанная веточка или гриб - это маленькая рана, нанесенная природе. Природе трудно залечивать даже самые маленькие раны.
Учитель. Кто же виноват? Давайте вспомним правила в лесу:
- Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй.
Только, чур, не забывай, что в лесу нельзя шуметь. Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
- 2. Ветки дуба не ломай, и почаще вспоминай: мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать!
- 3.Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
- "Мы - любители природы".
- Мы - любители природы! Чтоб её покой хранить, мы хотим от человека всю природу оградить.
- 2. Мы помочь животным рады, мы хотим удачи им. Всех напоим лимонадом, шоколада им дадим.
- 3. Без природы в мире людям, даже дня прожить нельзя. Так давайте к ней мы будем, относиться как друзья.
- 4. И при всём честном народе, добавляем мы потом: «Нужно помогать
природе, но со знаньем и с умом!»
- Конкурс "Отгадай-ка".
Учитель. Надо угадать по подсказке различные понятия. Если не сможете отгадать с первой подсказки, то попробуйте следующую.
1. КОСТЁР
- служит защитой от животных;
- спасает от холода;
- его разводят туристы;
- на нём можно кипятить воду и варить еду.
2. ПАЛАТКА
- она необходима в походе для туристов, которые отправляются в лес на несколько дней;
- помогает спрятаться от зверей и насекомых;
- защищает от холода, ветра или дождя.
«Как люди речку обидели» н.а. Рыжовой
Рассказ
Жила-была голубая речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада», - говорила речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил её, потому что он не любил лягушек. И ещё он раздавил большого чёрного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своём доме.
Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
Вопросы для обсуждения:
- Какой была речка до прихода Костиной семьи? Опишите её.
- Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на её берегу?
- Как папа, мама и Костя обидели речку и её жителей?
При обсуждении ответов на эти вопросы подчеркните, что и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что очень хотели этого. Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться. Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки можно выбрасывать мусор. Если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки останутся голубыми.
- Подведение итогов занятия.