1. Самоопределение, мотивация - На внеклассных мероприятиях мне нравится…. - Нам нужны внеклассные мероприятия для того, чтобы… 2. Целеполагание Отгадайте загадку: Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший, он им протянет Сотни рук и тысячи ладошек. (Лес.) - Ребята, можете ли определить, о чем сегодня пойдет речь? – Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу. ученик читает стихотворение «Русский лес». Нет ничего милее бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, накормит русский лес. А будет жажда мучить, то мне лесовичок Средь зарослей колючих покажет родничок. Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна. Течет вода-водица, вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, Душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея ног, А если и устану – присяду на пенек. Лес очень любит пеших, для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой. Жизнь кажется иною, и сердце не болит, Когда над головою, как вечность, лес шумит. С. Никулин 3. Работа по теме занятия – Перед тем как отправиться в путь, давайте уточним прогноз погоды. А помогут нам в этом народные приметы. Издавна народ замечал, что в природе все взаимосвязано, например, по крику дрозда можно сказать, будет ненастье или нет. Так появились народные приметы. Учащиеся работают в группах по карточкам. О т в е т ы: 1. Названия животных: ворона, кроты, журавли, пауки, летучие мыши, жаворонки, ласточки, воробьи, грачи, мухи. 2. Название растений: розы, ель, клевер, фиалки, ноготки, папоротника, щавеля, ивы, рябины, соснах. 3. Названия явлений природы: ветер, грозы, бури, дождь, ветер, грозой, дождю, туман, зарницы, ветра. 4. Состояния погоды: похолоданию, хорошей, жаре, ненастью, засухе, душно, ненастья, пасмурный, теплу, холоду. Учащиеся читают стихотворения (о реке) – Как вы думаете, почему наша речка стала такой грязной? – Объясните строки стихотворения «Если высохнут малые речки, обмелеет большая река…». – Чем школьники могут помочь речке? – Назовите санитаров речки. – Составьте правила поведения у реки и нарисуйте к ним условные знаки. – Идем дальше… Кого мы встретили? На лесной полянке встречаем ежей. Как же надо вести себя при встрече с семьей ежей? – Что вы знаете о жизни этих животных? Учитель рассказывает о жизни ежей. Обыкновенный, или европейский, еж имеет плотное, короткое тело, покрытое иглами, и заостренное рыльце с хоботком. Разрез рта у ежа большой, уши широкие, глаза черные, маленькие. На мордочке среди желтых торчат черные щетинки, позади глаз белые пятна. Вся спина у ежа покрыта иглами сероватого и желтоватого цвета. Ежи могут свертываться в клубок; так они спят и спасаются от врагов. Хвост короткий, брюхо покрыто жесткими волосами. У ежа четыре коротких и толстых ноги с плоскими ступнями. Еж держится обыкновенно в одиночку. Каждый зверек делает себе отдельное логовище и устраивает его под густыми кустами, под кучами хвороста или в ямках. Гнездо еж строит из листьев, соломы, веток. Часто он выкапывает себе нору до 30 см глубиной, которая имеет два выхода: обычно один – на север, другой – на юг. Жилье самки находится всегда недалеко от жилища самца. У самки рождается от 3 до 8 слепых детенышей, для которых ежиха приготавливает большое и хорошо выстланное травой гнездо, кормит их своим молоком. Если потревожить самку, когда у нее детеныши, она издает сердитое ворчание. Новорожденные ежики имеют в длину около 5–6 см. Они вначале белого цвета и без игл. Иглы появляются лишь через несколько дней. Через месяц молодой еж принимает серую окраску. К осени молодые ежи самостоятельно кормятся и начинают устраивать себе жилье на зиму. Зимнее жилище ежа с виду большая беспорядочная куча соломы, сена, листвы и мха. Внутри этой кучи – гнездо, старательно выстланное травой и листьями. Материал для гнезда еж таскает на спине: он катается по толстому слою опавшей листвы, пока листья не наколются на иглы. С наступлением морозов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму. Ежи очень чувствительны к холоду, и, если рано осенью начинаются заморозки, много ежей погибает. Еж ведет ночной образ жизни. Лишь после заката солнца пробуждается он ото сна и отправляется на поиски добычи. Питается еж растениями и животными. Чаще всего он ест плоды, сочные коренья, семена, мелких животных: лягушек, ящериц, змей, слизняков, дождевых червей, птиц и их яйца. У ежей хорошо развито обоняние. У них хороший слух, но зрение и вкус слабые, а осязание почти отсутствует. Еж довольно неуклюжее животное, но, несмотря на это, он прекрасный охотник, очень быстро хватающий свою добычу. У ежа много врагов. Особенно опасны лисы и филины. Собаки, обнаружив ежа, заливаются лаем и пробуют схватить его. Но еж плотно свертывается в клубок и выставляет иглы; в таком положении собака не может причинить ему вреда. Послушайте стихотворение. Мы нашли ежа в малине на канаве у дороги. Принесли его в корзине, отпустили на пороге. Ежик фыркнул, помолчал и ногами застучал. Целый день свои колючки он от нас не убирал. В тесто мамино залез, мама очень рассердилась. Отнесла его я в лес, на полянке с ним простилась. – Как вы оцениваете поступок девочки? – Идем дальше… (Грибная поляна) И вот мы оказались на поляне, где растут грибы. Как надо собирать грибы? – Кто в лесу питается грибами? – Послушайте стихотворение. О каких грибах в нем рассказывается? Средь хвойного бора, дремучего бора Нельзя не заметить меня, мухомора. Большой, как тарелка, пятнист я и красен, Лечу я оленей, для них я прекрасен. А вот для детишек я очень опасен. Е. Трутнева – Почему ядовитые грибы тоже нужно беречь? Идем дальше… И вот перед нами муравейник. Что надо делать, если встретили муравейник на пути? – Почему надо муравьев охранять? Муравьишки-торопыжки, не лентяи, не глупышки, Друг за дружкой по дорожке тащат зернышки и крошки. Муравью нельзя лениться, муравей живет трудом: И жучка, и гусеницу тащит в свой подземный дом. Как увидишь, что спешит он своей дорогой, Ты его не обижай, ты его не трогай. А. Бободжан – Чем питаются муравьи? – Можно ли их назвать хищниками? – Почему муравьев называют санитарами леса? Учитель. Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд и определите ключевое слово, то узнаете, что еще мы увидим в лесу во время нашего путешествия Н а д о с к е:  1. Он был желудем – и вот царь лесной, гигант растет. (Дуб.) 2. Белые овечки бегают по свечке. (Верба.) 3. Весной зеленела, летом загорала, Осенью надела красные кораллы. (Рябина.) 4. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Береза.) 5. Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила, А о чем она грустит – никому не говорит. (Ива.) 6. Летят с него пушинки, как белые снежинки. (Тополь.) 7. Висит на ней шар, а на боку – пожар. (Яблоня.) В выделенных клетках: деревья. – Послушайте экологическую сказку «Плач березы». О каких экологических ошибках она рассказывает? Сказка «Плач березы» Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы. Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали пожелтевшую листву, и только летом отдыхала она от немилости природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Одинокая береза перешептывалась с далекими соснами, елями. По лесу с корзинкой шел мальчик. Он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже полная. И вот лес расступился, и мальчик вышел на опушку. Он увидел одинокую березу. Он сел, прислонившись к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился удивительный сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран и потянулась к небу, прося у него защиты. Но не было помощи от неба. Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, еще сильнее заныли свежие раны. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел бывший когда-то белым ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем. – Могло ли так быть на самом деле? Как вы думаете – почему? – Человек – царь природы, ее властелин, как вы это понимаете? Контроль и самоконтроль – Какие экологические правила сегодня мы вспомнили? – Почему надо беречь лес? Ребята, любите лес. Недаром говорится: «Все лесом живут, да это в толк не берут». Вы же, смею надеяться, теперь взяли в толк, что следует, и хотите «жить-поживать да добро наживать». Рефлексия. На столах у вас лежат листочки – раскрасьте их : если все, о чем мы с вами говорили полезно для вас – выбираем желтый и красный цвет, если вам информации недостаточно – зеленый, если разговор прошел впустую – темно-коричневым цветом - Поднимите работы и покажите свои листочки | Продолжают начатые предложения Фронтальная беседа Слушают и определяют смысл стихотворения Фронтальная беседа Групповая работа Слушание стихотворений Фронтальная беседа Групповая работа Слушание учителя Анализируют стихотворения Фронтальная беседа – анализ ситуации Фронтальная работа Работа в парах Разгадывание кроссворда Слушание и анализ экологической сказки Фронтальная беседа Раскрашивание осенних листочков Показ листочков, объяснение | Личностные - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в общении друг с другом - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств собеседников и сопереживание им - интерес к занятиям Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и одноклассников Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием сообщение товарищей - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |