СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие Шаг в будущее

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие Шаг в будущее»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Орловская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на заседании МО

протокол № ____

«___» ____________ 2022 г.

__________ руководитель МО

_________________________

«Согласовано»

заместитель директора по ВР

________________ Власова Г.С.

«Утверждено»

директор МКОУ «Орловская СОШ»



___________ О.Е.Бородина

приказ № ____ от _________ 2022 г.

Рабочая программа внеурочной

__________ _деятельности_____________

__________ Шаг к профессии__________________

_____ 1 год ___

(срок реализации программы)

____________________8 - 9 класс_______________________

(возраст обучающихся)

__________Ситникова Татьяна Ивановна___________

(Ф.И.О. учителя, составителя)



2022-2023 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа внеурочной деятельности “Шаг к профессии ” по социальному направлению разработана для обучающихся 9 классов МКОУ «Орловской СОШ» в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта  воспитательный процесс должен строиться  на основе развития у обучающихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.

Актуальность программы

Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов  становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития,  способностью к самоанализу, уровнем мотивации. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Программа «Шаг к профессии» направлена на расширение кругозора обучающихся по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.

Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.



Цель:

формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению в будущем.

Задачи:



Образовательные:

- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Воспитательные:

- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;

- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Режим занятий

Курс реализуется в 9 классе, рассчитан на 68 ч. в год, 2 часа в неделю. Время одного занятия – 45 минут. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности.



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.



Курс внеурочной деятельности «Шаг к профессии» ориентирован на формирование личностных и метапредметных результатов обучающихся.

Личностные результаты:

- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;

- воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

- формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Шаг к профессии» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД

- высказывать своё предположение (версию), работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

–сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно -научных и социально-гуманитарных дисциплин;

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

Воспитательные результаты

С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием обучающихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:

- когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);

- мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);

- деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:

• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.

Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.

Занятия по Программе комбинированного типа. Они включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность (игры, тренинги, практические занятия, диспуты).

Формы и методы проведения занятий

  • беседы;

  • дискуссии;

  • ролевые игры;

  • тестирование









Содержание программы

Этот курс даёт информацию о мире профессий, знакомство с профессиями своих родителей, трудовыми династиями, cформировать умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека. Труд – как целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд как основа и непременное условие жизнедеятельности человека. Труд как средство развития мышления, способностей, интересов человека, приобретения знаний, умений и навыков, совершенствования воли и формирования характера. Содержание труда как функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и особенностями организации производственного процесса (ответственность и сложность труда, уровень технической оснащенности и другие). Процесс труда: затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства и производственные взаимодействия работников друг с другом по горизонтали и вертикали. Условия труда как совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, отношение человека к труду и эффективность труда.

В курсе «Шаг к профессии» рассматриваются:

1.Классификация профессий по типам, классам, группам, отделам.

2.Секреты выбора профессии « хочу», « могу», « надо».

3.Склонности и интересы в профессиональном выборе.

4. Возможности личности в профессиональной деятельности.

5.Рынок труда и современные требования к профессионалу.

6. Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде.

7. Слагаемые выбора профессии.

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.



Тема 1. Познавательные процессы.

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.



Тема 2. Психология личности



Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов.

Способы разрешения конфликтов. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.



Тема 3. Мир профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек-человек», «человек-техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессионально важные качества (ПВ).

Этот раздел даёт информация о мире профессий, знакомство с профессиями своих родителей, трудовыми династиями, cформировать умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека. Труд – как целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд как основа и непременное условие жизнедеятельности человека. Труд как средство развития мышления, способностей, интересов человека, приобретения знаний, умений и навыков, совершенствования воли и формирования характера. Содержание труда как функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и особенностями организации производственного процесса (ответственность и сложность труда, уровень технической оснащенности и другие). Процесс труда: затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства и производственные взаимодействия работников друг с другом по горизонтали и вертикали. Условия труда как совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, отношение человека к труду и эффективность труда.



Тема 4. Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности.

Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии.

Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.







Тема 5. Подготовка к карьере.

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

Этот раздел помогает обучающимся разобраться в себе, что они хотят в этой жизни, что могут, и что им не по силам. Направляет на понятие что ему нужно сделать, чтобы его планы были осуществимыми. Составляется маршрут обучающихся после школы: пойдут учиться, работать, будут создавать семью.

Тема 6. Обобщение. Построение личного профессионального плана.



Учебно-тематический план

№ п/п

раздела

Тема

Кол-во часов

1

Основы профориентационных знаний

35


1.Познавательные процессы и способности личности

10


2. Психология личности.

15


3. Мир профессий

10

2.

Профессиональное самоопределение .

30


4. Профессиональное самоопределение .

14


5. Подготовка к будущей карьере.

16

3.

Обобщение. Построение личного профессионального плана.

3


Итого

68



























Календарно - тематический план



№ п/п

Тема урока

Общее кол-во

часов

Планируемые сроки

Фактическая дата

Основы профориентации (35 часов)


Тема 1. Познавательные процессы и

способности личности (10 часов)

10




1.

Введение

1



2.



Жизненное и профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека

1



3.

Что я знаю о своих возможностях?

1



4.

Понятие о задатках и способностях личности.

1



5.

Что я знаю о своих способностях?

1



6.


Особенности мышления

1







7.

Память и внимание

1



8.

Выявление и оценка уровня кратковременной памяти.

1



9.

Склонности и интересы в выборе профессий

1



10.

Выявление и оценка профессиональных интересов и склонностей.

1




Тема 2.Психология личности (15 часов)


15



11.

Типы нервной системы.

1



12.

Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции.

1





13.

Темперамент

1





14.

Выявление типа темперамента

1



14.

Характер.

1



15.

Самооценка.

1



16.

Общение. Деловое общение.

1



17.

Конфликт. Способы разрешения конфликтов.

1



18.

Восприятие.

1



19.

Мышление.

1



20.

Мотивы. Классификация мотивов деятельности.

1



21.

Значение мотивов деятельности в профессиональном самоопределении.

1



22.

Профессиональные и жизненные планы.

1



23.

Профессиональная деятельность.

1



24.

Карьера.

1



25.

Профессиональная пригодность.

1






Тема 3. Мир профессий (10 часов)




26.

«Что такое профессия?» Психологические типы профессий.

1





27.




Классификация профессий. Формула профессии.

Понятие профессиограммы.

1









28.

Типы профессий. Матрица выбора профессий.

1



29.




Характеристика профессий типа «человек - человек»


1



30.

Классификация профессий по отраслям и предметам.

1



31.

Характеристика профессий типа «человек - техника»


1



32.

Характеристика профессий типа «человек - знаковая система»


1



33.

Характеристика профессий типа «человек - природа».


1



34.

Характеристика профессий типа «человек- художественный образ».


1



35.

Человек в новых социально-экономических условиях.





Профессиональное самоопределение(30 часов)



Тема 4. Профессиональное самоопределение (14 часов)


30



36.

Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии

1



37.

Определение типа будущей профессии

1



38.

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)





39.

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности.

1



40.

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)




42.

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

1



43.

Мотивационные факторы выбора профессии.

Ошибки при выборе профессииТрудом славен человек

1



44.

Рекомендации по выбору профессий.


1



45.

«Все профессии нужны, все профессии важны»

1



46.

Игра «Моя будущая профессия»

1





47.

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности.

2



48.




Встречи с людьми интересных профессий.

1



49.

Здоровье и выбор профессии.




50.

Важнейшие характеристики здоровья человека.







Тема 5. Подготовка к карьере (16 часов)




51.

Личный профессиональный план

1



52

Куда пойти учиться. Информация об учебных учреждениях г. Воронежа, условия поступления, сроки и т.д.

1



53

Современный рынок труда и его требования

1



54.

Индивидуальное консультирование (беседа)

1



55.

Формула профессии.

1



56.

Деловая игра «Профессиографическое лото».

1



57

Профессиограмма и психограмма.

1



58.

Проектирование профессионального плана.

1



59.

Занятость и самозанятость.

1



60.

Профессиограммы наиболее распространённых профессий.

1



61.

Необычные профессии.

1



62.

Специальности и должности.

1



63.

Специальности и должности.

1



64.

Пути получения профессии.

1



65

Общество будущего.

1




Тема 6. Обобщение. Построение личного профессионального плана.

3



66.

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении.

1



67.

Уточнение профессиональных интересов через ОПГ.

1



68.

Итоговое занятие.

1

























Информационно – методическое обеспечение рабочей программы

1. Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.

2. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.

3. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.

7. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, М., 2006.

8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005. 9. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.

10. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО Этрол, ООО ИКТЦ ЛАДА, 2005. 11. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. проведению / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Москва: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фдоров», 2006. – 160 с.

Для обучающихся: 1. Голуб, Г. Б., Дневник предпрофильной подготовки. 9 класс / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Москва: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фдоров», 2006. – 64 с.

2. Зуева, Ф. А., Предпрофильная подготовка: Основы профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для учащихся 9 кл. – 2-е изд., испр. и доп. / Ф. А. Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 47 с.

3. Павлова Т. Л., Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

4. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. – 140 с. 5. Резапкина, Г. В