Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Орловская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО протокол № ____ «___» ____________ 2022 г. __________ руководитель МО _________________________ | «Согласовано» заместитель директора по ВР ________________ Власова Г.С. | «Утверждено» директор МКОУ «Орловская СОШ» ___________ О.Е.Бородина приказ № ____ от _________ 2022 г. |
Рабочая программа внеурочной
__________ _деятельности_____________
__________ Шаг к профессии__________________
_____ 1 год ___
(срок реализации программы)
____________________8 - 9 класс_______________________
(возраст обучающихся)
__________Ситникова Татьяна Ивановна___________
(Ф.И.О. учителя, составителя)
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности “Шаг к профессии ” по социальному направлению разработана для обучающихся 9 классов МКОУ «Орловской СОШ» в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта воспитательный процесс должен строиться на основе развития у обучающихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.
Актуальность программы
Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Программа «Шаг к профессии» направлена на расширение кругозора обучающихся по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.
Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.
Цель:
формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению в будущем.
Задачи:
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Режим занятий
Курс реализуется в 9 классе, рассчитан на 68 ч. в год, 2 часа в неделю. Время одного занятия – 45 минут. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Шаг к профессии» ориентирован на формирование личностных и метапредметных результатов обучающихся.
Личностные результаты:
- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;
- воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Шаг к профессии» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
- высказывать своё предположение (версию), работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
–сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно -научных и социально-гуманитарных дисциплин;
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.
Воспитательные результаты
С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием обучающихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:
- когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);
- мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);
- деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:
• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;
• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.
Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.
Занятия по Программе комбинированного типа. Они включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность (игры, тренинги, практические занятия, диспуты).
Формы и методы проведения занятий
беседы;
дискуссии;
ролевые игры;
тестирование
Содержание программы
Этот курс даёт информацию о мире профессий, знакомство с профессиями своих родителей, трудовыми династиями, cформировать умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека. Труд – как целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд как основа и непременное условие жизнедеятельности человека. Труд как средство развития мышления, способностей, интересов человека, приобретения знаний, умений и навыков, совершенствования воли и формирования характера. Содержание труда как функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и особенностями организации производственного процесса (ответственность и сложность труда, уровень технической оснащенности и другие). Процесс труда: затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства и производственные взаимодействия работников друг с другом по горизонтали и вертикали. Условия труда как совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, отношение человека к труду и эффективность труда.
В курсе «Шаг к профессии» рассматриваются:
1.Классификация профессий по типам, классам, группам, отделам.
2.Секреты выбора профессии « хочу», « могу», « надо».
3.Склонности и интересы в профессиональном выборе.
4. Возможности личности в профессиональной деятельности.
5.Рынок труда и современные требования к профессионалу.
6. Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде.
7. Слагаемые выбора профессии.
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Тема 1. Познавательные процессы.
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Тема 2. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов.
Способы разрешения конфликтов. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Тема 3. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек-человек», «человек-техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессионально важные качества (ПВ).
Этот раздел даёт информация о мире профессий, знакомство с профессиями своих родителей, трудовыми династиями, cформировать умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека. Труд – как целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд как основа и непременное условие жизнедеятельности человека. Труд как средство развития мышления, способностей, интересов человека, приобретения знаний, умений и навыков, совершенствования воли и формирования характера. Содержание труда как функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и особенностями организации производственного процесса (ответственность и сложность труда, уровень технической оснащенности и другие). Процесс труда: затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства и производственные взаимодействия работников друг с другом по горизонтали и вертикали. Условия труда как совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, отношение человека к труду и эффективность труда.
Тема 4. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности.
Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии.
Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Тема 5. Подготовка к карьере.
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Этот раздел помогает обучающимся разобраться в себе, что они хотят в этой жизни, что могут, и что им не по силам. Направляет на понятие что ему нужно сделать, чтобы его планы были осуществимыми. Составляется маршрут обучающихся после школы: пойдут учиться, работать, будут создавать семью.
Тема 6. Обобщение. Построение личного профессионального плана.
Учебно-тематический план
№ п/п раздела | Тема | Кол-во часов |
1 | Основы профориентационных знаний | 35 |
| 1.Познавательные процессы и способности личности | 10 |
| 2. Психология личности. | 15 |
| 3. Мир профессий | 10 |
2. | Профессиональное самоопределение . | 30 |
| 4. Профессиональное самоопределение . | 14 |
| 5. Подготовка к будущей карьере. | 16 |
3. | Обобщение. Построение личного профессионального плана. | 3 |
| Итого | 68 |
Календарно - тематический план
№ п/п | Тема урока | Общее кол-во часов | Планируемые сроки | Фактическая дата |
Основы профориентации (35 часов) |
| Тема 1. Познавательные процессы и способности личности (10 часов) | 10 | | |
1. | Введение | 1 | | |
2. | Жизненное и профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека | 1 | | |
3. | Что я знаю о своих возможностях? | 1 | | |
4. | Понятие о задатках и способностях личности. | 1 | | |
5. | Что я знаю о своих способностях? | 1 | | |
6. | Особенности мышления | 1 | | |
7. | Память и внимание | 1 | | |
8. | Выявление и оценка уровня кратковременной памяти. | 1 | | |
9. | Склонности и интересы в выборе профессий | 1 | | |
10. | Выявление и оценка профессиональных интересов и склонностей. | 1 | | |
| Тема 2.Психология личности (15 часов) | 15 | | |
11. | Типы нервной системы. | 1 | | |
12. | Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции. | 1 | | |
13. | Темперамент | 1 | | |
14. | Выявление типа темперамента | 1 | | |
14. | Характер. | 1 | | |
15. | Самооценка. | 1 | | |
16. | Общение. Деловое общение. | 1 | | |
17. | Конфликт. Способы разрешения конфликтов. | 1 | | |
18. | Восприятие. | 1 | | |
19. | Мышление. | 1 | | |
20. | Мотивы. Классификация мотивов деятельности. | 1 | | |
21. | Значение мотивов деятельности в профессиональном самоопределении. | 1 | | |
22. | Профессиональные и жизненные планы. | 1 | | |
23. | Профессиональная деятельность. | 1 | | |
24. | Карьера. | 1 | | |
25. | Профессиональная пригодность. | 1 | | |
| Тема 3. Мир профессий (10 часов) | | | |
26. | «Что такое профессия?» Психологические типы профессий. | 1 | | |
27. | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. | 1 | | |
28. | Типы профессий. Матрица выбора профессий. | 1 | | |
29. | Характеристика профессий типа «человек - человек» | 1 | | |
30. | Классификация профессий по отраслям и предметам. | 1 | | |
31. | Характеристика профессий типа «человек - техника» | 1 | | |
32. | Характеристика профессий типа «человек - знаковая система» | 1 | | |
33. | Характеристика профессий типа «человек - природа». | 1 | | |
34. | Характеристика профессий типа «человек- художественный образ». | 1 | | |
35. | Человек в новых социально-экономических условиях. | | | |
| Профессиональное самоопределение(30 часов) Тема 4. Профессиональное самоопределение (14 часов) | 30 | | |
36. | Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии | 1 | | |
37. | Определение типа будущей профессии | 1 | | |
38. | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | | | |
39. | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. | 1 | | |
40. | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») | | | |
42. | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» | 1 | | |
43. | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессииТрудом славен человек | 1 | | |
44. | Рекомендации по выбору профессий. | 1 | | |
45. | «Все профессии нужны, все профессии важны» | 1 | | |
46. | Игра «Моя будущая профессия» | 1 | | |
47. | Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. | 2 | | |
48. | Встречи с людьми интересных профессий. | 1 | | |
49. | Здоровье и выбор профессии. | | | |
50. | Важнейшие характеристики здоровья человека. | | | |
| Тема 5. Подготовка к карьере (16 часов) | | | |
51. | Личный профессиональный план | 1 | | |
52 | Куда пойти учиться. Информация об учебных учреждениях г. Воронежа, условия поступления, сроки и т.д. | 1 | | |
53 | Современный рынок труда и его требования | 1 | | |
54. | Индивидуальное консультирование (беседа) | 1 | | |
55. | Формула профессии. | 1 | | |
56. | Деловая игра «Профессиографическое лото». | 1 | | |
57 | Профессиограмма и психограмма. | 1 | | |
58. | Проектирование профессионального плана. | 1 | | |
59. | Занятость и самозанятость. | 1 | | |
60. | Профессиограммы наиболее распространённых профессий. | 1 | | |
61. | Необычные профессии. | 1 | | |
62. | Специальности и должности. | 1 | | |
63. | Специальности и должности. | 1 | | |
64. | Пути получения профессии. | 1 | | |
65 | Общество будущего. | 1 | | |
| Тема 6. Обобщение. Построение личного профессионального плана. | 3 | | |
66. | Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. | 1 | | |
67. | Уточнение профессиональных интересов через ОПГ. | 1 | | |
68. | Итоговое занятие. | 1 | | |
Информационно – методическое обеспечение рабочей программы
1. Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
2. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.
7. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, М., 2006.
8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005. 9. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
10. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО Этрол, ООО ИКТЦ ЛАДА, 2005. 11. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. проведению / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Москва: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фдоров», 2006. – 160 с.
Для обучающихся: 1. Голуб, Г. Б., Дневник предпрофильной подготовки. 9 класс / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Москва: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фдоров», 2006. – 64 с.
2. Зуева, Ф. А., Предпрофильная подготовка: Основы профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для учащихся 9 кл. – 2-е изд., испр. и доп. / Ф. А. Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 47 с.
3. Павлова Т. Л., Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
4. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. – 140 с. 5. Резапкина, Г. В