СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание игрой

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть в теории  и методике воспитания такие формулы, которые не стареют и, более того, обретают многозначность, если не сказать, универсальность. Одна из таких формул «Воспитание игрой»,  другая – «Игра – дело серьезное», третья – «Игры учащихся – феномен культуры». Наверное, список можно было бы продолжить… Игра была и остается одним из главных действующих лиц в мире Детства, центровым на поле педагогики разных возрастов.

Психофизиолог П.В. Симонов выделял в психике такие подструктуры: сознание, подсознание и сверхсознание, указывая, что последний термин  он взял у К.С. Станиславского. П.В. Симонов подчеркивал, что сознание ориентировано на учение, подсознание – на воспитание, а сверхсознание – на игру. Сверхсознание, по его мнению, связано с интуицией, вдохновением. Включенность в игру обязательно меняет состояние личности. Можно изображать игровую роль, а можно исполнять её (это прекрасно видно в актерской деятельности).

Для многих игра – это явление социокультурного характера, которое, безусловно, базируется на некоторых психологических факторах и может быть весьма эффективно использована в педагогических целях.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание игрой»

Педагог – психолог МБОУ СОШ № 24 Сеген Алина Эдуардовна Педагог – психолог МБОУ СОШ № 24 Сеген Алина Эдуардовна

Педагог – психолог МБОУ СОШ № 24 Сеген Алина Эдуардовна

Педагог – психолог МБОУ СОШ № 24 Сеген Алина Эдуардовна

Игра была и остается одним из главных действующих лиц в мире Детства, центровым на поле педагогики разных возрастов.  «Воспитание игрой», «Игра – дело серьезное», «Игры учащихся – феномен культуры».
  • Игра была и остается одним из главных действующих лиц в мире Детства, центровым на поле педагогики разных возрастов.
  • «Воспитание игрой»,
  • «Игра – дело серьезное»,
  • «Игры учащихся – феномен культуры».
Прошедшие многократные стихийные изменения архаичные игры, несущие социокод («дикие – не домашние игры»); Модифицированные для целей педагогической деятельности игровые практики различного происхождения («одомашненные – прирученные игры»); Игры, произведенные на свет взрослыми более или менее осознанно (в коммерческих целях или педагогических), но «одичавшие» и существующие независимо от тех, кто их произвел на свет.
  • Прошедшие многократные стихийные изменения архаичные игры, несущие социокод («дикие – не домашние игры»);
  • Модифицированные для целей педагогической деятельности игровые практики различного происхождения («одомашненные – прирученные игры»);
  • Игры, произведенные на свет взрослыми более или менее осознанно (в коммерческих целях или педагогических), но «одичавшие» и существующие независимо от тех, кто их произвел на свет.
Игра - средство, создающее условие для:  осознания ребенком собственной проблемы;   присвоения её (т.е. понимания, что она его, а не кого – нибудь другого) осознания множества путей для её решения; самопознания себя в качестве человека выбирающего из множества тот путь, которым хочется идти при решении проблемы; примеряющего на себя свой выбор по желанию и познающего себя с точки зрения возможности следовать этому выбору;  достижения гармонии между «хочу» и «могу» через пробу, уточнение, отказ, изменение или утверждение и т.д.

Игра - средство, создающее условие для: осознания ребенком собственной проблемы;

  • присвоения её (т.е. понимания, что она его, а не кого – нибудь другого)
  • осознания множества путей для её решения;
  • самопознания себя в качестве человека выбирающего из множества тот путь, которым хочется идти при решении проблемы;
  • примеряющего на себя свой выбор по желанию и познающего себя с точки зрения возможности следовать этому выбору;
  • достижения гармонии между «хочу» и «могу» через пробу, уточнение, отказ, изменение или утверждение и т.д.
Игра может выступать в разных ипостасях – от точной имитации жизненной ситуации до проектирования (опережающего мыследействия по поводу предстоящей деятельности), может стать идеальным средством, с помощью которого педагог создает условия для прохождения (и усвоения) ребенком вышеобозначенного алгоритма
  • Игра может выступать в разных ипостасях – от точной имитации жизненной ситуации до проектирования (опережающего мыследействия по поводу предстоящей деятельности), может стать идеальным средством, с помощью которого педагог создает условия для прохождения (и усвоения) ребенком вышеобозначенного алгоритма
Тактика «Помощь». Поверь в себя, сделай шаг навстречу проблеме, а силы есть. Их только нужно поддержать верой. у ребенка есть все, чтобы успешно справляться с определенным кругом проблем, но он не хочет действовать, а вернее – боится, так как не верит в свои силы, а следовательно – в успех. В этих случаях нужны такие игры, в которых ребенок гарантированно явится победителем. Задача психолога –вывести ребенка в пласт рефлексии, целью которой является соотнесение игровой победы с точной возможностью достичь её в реальных ситуациях.

Тактика «Помощь». Поверь в себя, сделай шаг навстречу проблеме, а силы есть. Их только нужно поддержать верой.

  • у ребенка есть все, чтобы успешно справляться с определенным кругом проблем, но он не хочет действовать, а вернее – боится, так как не верит в свои силы, а следовательно – в успех.
  • В этих случаях нужны такие игры, в которых ребенок гарантированно явится победителем. Задача психолога –вывести ребенка в пласт рефлексии, целью которой является соотнесение игровой победы с точной возможностью достичь её в реальных ситуациях.
Тактика «Содействие». Ребенок излишне уверен в своих силах, а точнее – в тех привычных средствах, которые не раз приводили его к успеху. Проблема состоит в том, что ребенок не осознает, что возникшую перед ним проблему невозможно успешно решить старыми средствами. Очевидно, что эта ситуация – развития. А значит, конфликтная для ребенка. Нужно помочь ребенку не избегать этого конфликта, а поддержать его в нелегкой ситуации внутреннего конфликта (а иногда – отягченного и внешним), который невозможно разрешить, если не осознать и не решиться на необходимость выхода в незнаемое. Игра в этом случае – мощное средство, которое может стать условием для осознания ребенком предмета конфликта и выхода на постановку новых, развивающих его задач

Тактика «Содействие».

  • Ребенок излишне уверен в своих силах, а точнее – в тех привычных средствах, которые не раз приводили его к успеху.
  • Проблема состоит в том, что ребенок не осознает, что возникшую перед ним проблему невозможно успешно решить старыми средствами.
  • Очевидно, что эта ситуация – развития. А значит, конфликтная для ребенка. Нужно помочь ребенку не избегать этого конфликта, а поддержать его в нелегкой ситуации внутреннего конфликта (а иногда – отягченного и внешним), который невозможно разрешить, если не осознать и не решиться на необходимость выхода в незнаемое.
  • Игра в этом случае – мощное средство, которое может стать условием для осознания ребенком предмета конфликта и выхода на постановку новых, развивающих его задач
Тактика «Взаимодействия». Игра (как и жизнь) открывает много возможностей для осознания людьми того, что достижение взаимопонимания, договоренностей увеличивает на порядок силы и успешность игроков. Поэтому педагог может с успехом использовать рефлексию процесса и средств достижения договоренностей между партнерами в игре как некую модель, которой ребенок может воспользоваться и в жизни. Осваивая в игре (зачастую неосознанно, спонтанно) культуру договора, ребенок с помощью педагога и рефлексии в постигровом пространстве имеет возможность соотнесения достоинств игрового договора с достоинством договора реального.

Тактика «Взаимодействия».

  • Игра (как и жизнь) открывает много возможностей для осознания людьми того, что достижение взаимопонимания, договоренностей увеличивает на порядок силы и успешность игроков. Поэтому педагог может с успехом использовать рефлексию процесса и средств достижения договоренностей между партнерами в игре как некую модель, которой ребенок может воспользоваться и в жизни. Осваивая в игре (зачастую неосознанно, спонтанно) культуру договора, ребенок с помощью педагога и рефлексии в постигровом пространстве имеет возможность соотнесения достоинств игрового договора с достоинством договора реального.
Четыре группы игр:   игры для детей и взрослых; игры, авторами которых являются сами дети; игры подростков для организации деятельности с младшими по возрасту детьми; совместная игра взрослых и детей.

Четыре группы игр:

  • игры для детей и взрослых;
  • игры, авторами которых являются сами дети;
  • игры подростков для организации деятельности с младшими по возрасту детьми;
  • совместная игра взрослых и детей.