Просмотр содержимого документа
«Воспитание личности в коллективе»
Воспитание личности в коллективе является выражением определенных закономерностей развития как самой личности, так и общества в целом. Только в коллективных взаимоотношениях создаются благоприятные условия для социально-психического развития. Отделение индивида от других людей, от социальной среды - это создание социально-психологического вакуума, который мешает развитию отдельного человека и определенного сообщества. В таком вакууме личность не имеет почвы для социального наследования, а следовательно, и социального развития.
Украинская народная педагогика с аккумулировала тысячелетний опыт народа относительно места и роли коллектива в воспитании человека. В коллективе она видела питательный источник всестороннего развития личности и прежде всего социальную силу, которая обеспечивает формирование его моральных ценностей. В народных пословицах находим мысли, подтверждающие коллективистскую психологию, ментальность украинском (и представителей других народов): "Община - великий человек", "Где дружно, там и хлебно", "Хорошо там живется, где вместе сеется и жнет" , "Общество - это совет, что решила - так и будет", "В обществе порядок - всяко том советов" и др.
Коллектив - это социально значимая группа людей, которые объединены общей целью, согласованно действуют в направлении достижения определенной цели и имеют органы самоуправления. Выделяют детские коллективы (первичные, общешкольные, временные), производственные, общественные и др. Семья - это тоже коллектив. Есть определенные закономерности развития коллектива. Этот процесс называют диалектикой развития, становления и функционирования коллектива.
В педагогике теория коллектива и практика ее реализации разработана А.С. Макаренко, который в "Педагогической поэме" с пафосом писал: "Какая замечательная, захватывающая диалектика Свободное ... коллектив не способен стоять на месте. Форма существования свободного человеческого коллектива - движение вперед, форма смерти - остановка".
В последние годы попытки ревизовать концепцию коллектива, разработанной А.С. Макаренко. Делается это с позиции экзистенциализма, ситуативных политических интересов. Понятно, что с точки зрения демократического, толерантного педагогики заслуживают осуждения случаи, когда определенными политиками, предложенными руководителями, педагогами коллектив используется как инструмент подавления личности, направления ее на действия и проявления по выгодным им стандартам и сценариям. Демократическая педагогика должна отстаивать и развивать такой коллектив, который создает оптимальные условия для всестороннего гармоничного развития личности, который способен защитить, поддержать каждого своего члена.
Таким образом, воспитание личности в коллективе основывается на закономерностях, которые складывались в народе на протяжении веков. Попытки дискредитировать идею коллектива, его влияние на формирование личности ведут к искусственному изъятия из системы воспитания важного фактора решения задач всестороннего гармоничного развития личности. Принципы "парной" педагогики никогда не способствовали и не будут способствовать воспитанию социально зрелых граждан.