СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание личности школьника как создание условий для ее самореализации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает направления деятельности учителя и создание определенных условий в урочное и внеурочное время   для раскрытия и самореализации личности младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание личности школьника как создание условий для ее самореализации.»

  Воспитание личности школьника как создание условий для ее самореализации.

Воспитание личности школьника как создание условий для ее самореализации.

Мы никого и ничему не можем обучить – Мы только можем помочь познать себя.  Галилео Галилей 30.03.17

Мы никого и ничему не можем обучить –

Мы только можем помочь познать себя. Галилео Галилей

30.03.17

В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. 30.03.17

В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи.

30.03.17

При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». зз 30.03.17

При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».

зз

30.03.17

Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы. 30.03.17

Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы.

30.03.17

Конечно, нет сомнения, что вся деятельность в школе должна быть направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа. Главная цель, которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру. Следовательно, основанием для создания гуманистической воспитательной системы школы, должна стать идея: ребёнок есть самореализующееся существо.

Конечно, нет сомнения, что вся деятельность в школе должна быть направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа. Главная цель, которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру. Следовательно, основанием для создания гуманистической воспитательной системы школы, должна стать идея: ребёнок есть самореализующееся существо.

Организация воспитательной работы должна быть нацелена на то, чтобы побудить и вызвать потребность у школьника изменить себя. Сущность этой работы, в большей степени мотивационной, сводится к следующим моментам: 1) Вызвать у ребёнка неудовлетворённость собой, но без утраты уверенности в себе. Одновременно поднимать планку его притязаний. Достигается это следующими методами: □ педагогическими требованиями; □ требованиями классной и школьной среды;  30.03.17

Организация воспитательной работы должна быть нацелена на то, чтобы побудить и вызвать потребность у школьника изменить себя.

Сущность этой работы, в большей степени мотивационной, сводится к следующим моментам:

1) Вызвать у ребёнка неудовлетворённость собой, но без утраты уверенности в себе. Одновременно поднимать планку его притязаний. Достигается это следующими методами:

педагогическими требованиями;

требованиями классной и школьной среды;

30.03.17

□ организацией в школьной жизни духа состязательности, соревновательности во всех сферах коллективной и индивидуальной деятельности учащихся (учебной, культурной, спортивной), что помогает им, сравнивая, познавать себя. 30.03.17

организацией в школьной жизни духа состязательности, соревновательности во всех сферах коллективной и индивидуальной деятельности учащихся (учебной, культурной, спортивной), что помогает им, сравнивая, познавать себя.

30.03.17

2) Помочь ребёнку рационально и эмоционально самоосознать и оценить себя, увидеть в себе положительные и сильные стороны и увидеть недостатки с тем, чтобы одни развить и усилить, а другие устранить или компенсировать. 30.03.17

2) Помочь ребёнку рационально и эмоционально самоосознать и оценить себя, увидеть в себе положительные и сильные стороны и увидеть недостатки с тем, чтобы одни развить и усилить, а другие устранить или компенсировать.

30.03.17

3) Показать образцы самовоспитания, саморазвития, вкушая при этом то, что каждая личность важна сама по себе, что каждый человек может путём самовоспитания улучшить свою природу, и что каждый из нас обладает уникальными возможностями внутреннего роста.  4) Научить учащихся заниматься самовоспитанием, рекомендуя литературу для самостоятельного изучения. 30.03.17

3) Показать образцы самовоспитания, саморазвития, вкушая при этом то, что каждая личность важна сама по себе, что каждый человек может путём самовоспитания улучшить свою природу, и что каждый из нас обладает уникальными возможностями внутреннего роста.

4) Научить учащихся заниматься самовоспитанием, рекомендуя литературу для самостоятельного изучения.

30.03.17

Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. 30.03.17

Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

30.03.17

Для этого каждый педагог должен составить свою программу воспитания по классам. Данные программы направлены на то, что в каждом классе у учащихся формируется весь комплекс умений самосовершенствования (от самопознания до самореализации), что в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования различных качеств. 30.03.17

Для этого каждый педагог должен составить свою программу воспитания по классам. Данные программы направлены на то, что в каждом классе у учащихся формируется весь комплекс умений самосовершенствования (от самопознания до самореализации), что в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования различных качеств.

30.03.17

Для каждой группы классов сформулированы основные воспитательные задачи.  1-4-е классы: формирование ценностного отношения к этическим нормам жизни, правилам поведения; создание условий для успеха школьника. 30.03.17

Для каждой группы классов сформулированы основные воспитательные задачи. 1-4-е классы: формирование ценностного отношения к этическим нормам жизни, правилам поведения; создание условий для успеха школьника.

30.03.17

В системе воспитательной работы выделены три группы позитивных ценностей:  Ценности творчества - реализуются через труд - физический или умственный, досуговый, оптимальное сочетание и того и другого. Научить ребенка самостоятельно привносить смысл в свою работу, выражать в ней свои способности и индивидуальные особенности, получать от работы истинное удовольствие, испытывать наслаждение. Нет значимой или не значимой работы, поэтому важно приучать себя и ребенка к установке внутреннего мотива, что интересной может быть любая работа. 30.03.17

В системе воспитательной работы выделены три группы позитивных ценностей:

Ценности творчества - реализуются через труд - физический или умственный, досуговый, оптимальное сочетание и того и другого. Научить ребенка самостоятельно привносить смысл в свою работу, выражать в ней свои способности и индивидуальные особенности, получать от работы истинное удовольствие, испытывать наслаждение. Нет значимой или не значимой работы, поэтому важно приучать себя и ребенка к установке внутреннего мотива, что интересной может быть любая работа.

30.03.17

Ценности творчества реализуются через следующую совместную воспитывающую деятельность, как в процессе обучения, так и в во внеурочной деятельности: • учебные программы, спецкурсы, факультативы, в рамках которых используются педагогические технологии с максимальной активностью учебной деятельности учащихся; • научно - исследовательская и творческая деятельность учащихся;  30.03.17

Ценности творчества реализуются через следующую совместную воспитывающую деятельность, как в процессе обучения, так и в во внеурочной деятельности:

учебные программы, спецкурсы, факультативы, в рамках которых используются педагогические технологии с максимальной активностью учебной деятельности учащихся;

научно - исследовательская и творческая деятельность учащихся;

30.03.17

предметные, эвристические олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны, научно - практические конференции: • кружковая деятельность; • традиционные коллективные творческие дела (КТД); • ученическое самоуправление. 30.03.17

предметные, эвристические олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны, научно - практические конференции:

кружковая деятельность;

традиционные коллективные творческие дела (КТД);

ученическое самоуправление.

30.03.17

Ценности переживания - проявляются в чувствительности человека к различным явлениям окружающего мира, будь то люди, природа, произведения искусства. К ним относится чувство любви, сентиментальность, способность сопереживать и переживать. Насмешка, порицание со стороны взрослых провоцируют развитие черствости и эгоизма. Развитию чувственно-эмоциональной сферы способствуют общение с миром природы, искусства, реальная деятельность милосердия, творения добра. 30.03.17

Ценности переживания - проявляются в чувствительности человека к различным явлениям окружающего мира, будь то люди, природа, произведения искусства. К ним относится чувство любви, сентиментальность, способность сопереживать и переживать. Насмешка, порицание со стороны взрослых провоцируют развитие черствости и эгоизма. Развитию чувственно-эмоциональной сферы способствуют общение с миром природы, искусства, реальная деятельность милосердия, творения добра.

30.03.17

Ценности отношения - связаны с реакцией человека на ограничение его возможностей, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые не может изменить. То как он относится к своей судьбе, тяготам жизни, какую позицию по отношению к ним занимает, в конечном счете, определяет жизненную энергию, умение противостоять негативным ситуациям, переносить и принимать достойно удары судьбы, и, конечно, удовлетворенность жизнью. 30.03.17

Ценности отношения - связаны с реакцией человека на ограничение его возможностей, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые не может изменить. То как он относится к своей судьбе, тяготам жизни, какую позицию по отношению к ним занимает, в конечном счете, определяет жизненную энергию, умение противостоять негативным ситуациям, переносить и принимать достойно удары судьбы, и, конечно, удовлетворенность жизнью.

30.03.17

Наиболее распространено следующее деление форм работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые. Индивидуальная работа  - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов. 30.03.17

Наиболее распространено следующее деление форм работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.

30.03.17

Кружковая работа  способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра. 30.03.17

Кружковая работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

30.03.17

Объединяющие формы работы  - детские клубы, школьные музеи, общества, клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках. 30.03.17

Объединяющие формы работы - детские клубы, школьные музеи, общества, клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках.

30.03.17

Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством самореализации школьника.. 30.03.17

Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством самореализации школьника..

30.03.17

Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны 30.03.17

Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны

30.03.17

Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся с начальных классов. Их цель - вовлечь всех детей с отбором наиболее талантливых. 30.03.17

Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся с начальных классов. Их цель - вовлечь всех детей с отбором наиболее талантливых.

30.03.17

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. 30.03.17

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности.

30.03.17

Все это можно воплотить через следующие виды приемы работы : Издание сборника познавательных заданий по предметам Издание творческих проектных работ учащихся Разработка и презентация образовательного проекта по данной тематике. Развитие познавательной активности учащихся посредством интеграции основного и дополнительного образования. Издание сборника детских исследовательских и творческих проектов.  30.03.17

Все это можно воплотить через следующие виды приемы работы :

Издание сборника познавательных заданий по предметам

Издание творческих проектных работ учащихся

Разработка и презентация образовательного проекта по данной тематике.

Развитие познавательной активности учащихся посредством интеграции основного и дополнительного образования.

Издание сборника детских исследовательских и творческих проектов.

30.03.17

Проведение мастер-классов детьми Создание в, викторин, кроссвордов, ребусов. Написание сообщений, докладов, рефератов, эссе, исследований, сочинений, стихотворений, рассказов и т. п. Изготовление моделей. Создание экспозиций. 30.03.17

Проведение мастер-классов детьми

Создание в, викторин, кроссвордов, ребусов.

Написание сообщений, докладов, рефератов, эссе, исследований, сочинений, стихотворений, рассказов и т. п.

Изготовление моделей.

Создание экспозиций.

30.03.17

Изготовление брошюр, сборников, альманахов, буклетов. Выпуск газет, альбомов. Изготовление диафильмов, видеофильмов, презентаций 30.03.17

Изготовление брошюр, сборников, альманахов, буклетов.

Выпуск газет, альбомов.

Изготовление диафильмов, видеофильмов, презентаций

30.03.17

Выводы  Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. 30.03.17

Выводы Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

30.03.17

Внеурочная и урочная деятельность способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. 30.03.17

Внеурочная и урочная деятельность способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

30.03.17

Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. 30.03.17

Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

30.03.17

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!