СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«воспитание личности школьника как создание условий для ее самореализации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья на тему: «ВОСПИТАНИЕ     ЛИЧНОСТИ    ШКОЛЬНИКА    КАК  СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ   ДЛЯ   ЕЕ   САМОРЕАЛИЗАЦИИ"

Просмотр содержимого документа
««воспитание личности школьника как создание условий для ее самореализации"»

ГУ ЛНР «ЛУВК «Интеллект»















«ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

















подготовил: учитель начальных классов

Янчук Людмила Алексеевна











Луганск 2025

На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее, и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Начало обучения в школе – это новый и важный этап в воспитании и развитии ребенка. Став школьником, он впервые включается в систематическую, общественно значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка закладываются в начальных классах. Именно здесь он получает основы систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля.

На сегодняшний день задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В связи с этим, для достижения указанных результатов в психическом и личностном развитии младших школьников необходимо изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить те цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний, умений и навыков, а в воспитании его личности в процессе учебной деятельности, то есть учебный процесс должен максимально способствовать самореализации школьника.

Самореализация составляет одну из сторон жизнедеятельности человека и занимает значимое место в развитии и становлении личности. Она воплощается в деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой, в основе которой лежат противоречия между возможностями личности и степенью их востребованности в актуальной деятельности. Самореализация личности не может рассматриваться как автономное явление, оно органически вплетено в общую ткань жизнедеятельности человека и присутствует в каждом ее проявлении.
В свою очередь, воспитание личности младшего школьника являет собой создание условий для его самореализации индивида как социального субъекта. Ее воспитательная ценность самореализации заключается в деятельностном проявлении потенциальных возможностей личности младшего школьника, их актуализации и дальнейшего развития. Следовательно, важнейшим условием самореализации личности в педагогически организованном процессе является многообразие деятельности и отношений, в которые ребенок может включиться.
Возможность и эффективность педагогического влияния на процесс самореализации личности младшего школьника определяется стилем педагогической деятельности, формой взаимодействия с ним учителя. Здесь следует отметить, что особенностью социальной ситуации развития младших школьников является то, что в их жизни появляется чрезвычайно важная фигура — учитель, которая подчас затмевает еще недавно таких близких людей, как родители. Его влияние на самореализацию младшего школьника определяется применяемыми способами организации деятельности коллектива, инициируемой формой общения с учащимися, методами оценки и стимулирования активности личности. На мой взгляд, высокая степень эффективности педагогического влияния на ученика достигается при демократическом стиле педагогической деятельности, высшей формой проявления которого является диалогическая форма общения, характеризуемая как субъект-субъектные отношения, сфокусированные на предмете деятельности или проблеме обсуждения. В свою очередь, авторитарная, манипулятивная форма общения снижает эффект педагогического влияния, проявляя себя в отношении к личности как к объекту воспитательного воздействия. Поэтому, изменение отношений учителя и ученика с субъект-объектных на субъект-субъектные позволяет говорить о личностно-ориентированной модели образования.
Целью личностно ориентированного образования, как отмечает Осипова С. И., не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Следовательно, в условиях личностно-ориентированной модели образования изменяются роль и функции учителя. Он теперь выступает не только как носитель информации (предметно-дисциплинарных знаний), хранитель норм и традиций, но и как помощник в становлении и развитии личности ученика. Образовательная программа в рамках личностно-ориентированной модели образования должна быть строго индивидуализирована, приспособлена к познавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обучения. Для того чтобы в ней действительно реализовывалась индивидуальная избирательность школьника к содержанию, виду и форме учебного материала, а также к характеру познавательной мотивации, необходимо, во-первых, предъявить ученику содержание образования в его системно-структурном виде, во-вторых, что особенно важно для достижения успеха в усвоении учебного материала, обеспечить различные формы представления содержания образования (словесная, графическая, знаково-символическая, смешанная) и, в-третьих, обеспечить ученику возможность выбора той формы учебного материала, с которой ему легче работать, а также возможность применения разнообразных способов учебной работы.

На мой взгляд, эффективными педагогическими средствами в рамках личностно-ориентированной модели образования выступают: организация педагогом различных видов деятельности, в которых ребенок может быть успешен, создание возможностей для ребенка «пробы сил» в различных ситуациях, организованных взрослым совместно с ребенком, учет внешкольных интересов ребенка и включение их в жизнь школьного класса, коллективная творческая деятельность. Таким образом, можно сделать следующие выводы: Во-первых, стиль педагогической деятельности учителя начальной школы: установление субъект-субъектных отношений взрослого и ребенка как равнозначных партнеров по отношению к предмету коллективной деятельности является условием процесса успешной самореализации младшего школьника. Во-вторых, организация образовательного процесса, позволяющая каждому ребенку реализовать свой потенциал, предъявляет требования по подготовке педагога, который должен владеть различными технологиями организации педагогического процесса, кроме того, личностно готового к организации такого педагогического процесса. В-третьих, гуманное отношение к ребенку создает условия для актуализации стремления самой личности младшего школьника к дальнейшему развитию своих потенциальных возможностей.