Воспитание личности школьника как создание условий для ее самореализации.
Мы никого и ничему не можем обучить –
Мы только можем помочь познать себя. Галилео Галилей
30.03.17
В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи.
30.03.17
При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».
зз
30.03.17
Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы.
30.03.17
Конечно, нет сомнения, что вся деятельность в школе должна быть направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа. Главная цель, которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру. Следовательно, основанием для создания гуманистической воспитательной системы школы, должна стать идея: ребёнок есть самореализующееся существо.
Организация воспитательной работы должна быть нацелена на то, чтобы побудить и вызвать потребность у школьника изменить себя.
Сущность этой работы, в большей степени мотивационной, сводится к следующим моментам:
1) Вызвать у ребёнка неудовлетворённость собой, но без утраты уверенности в себе. Одновременно поднимать планку его притязаний. Достигается это следующими методами:
□ педагогическими требованиями;
□ требованиями классной и школьной среды;
30.03.17
□ организацией в школьной жизни духа состязательности, соревновательности во всех сферах коллективной и индивидуальной деятельности учащихся (учебной, культурной, спортивной), что помогает им, сравнивая, познавать себя.
30.03.17
2) Помочь ребёнку рационально и эмоционально самоосознать и оценить себя, увидеть в себе положительные и сильные стороны и увидеть недостатки с тем, чтобы одни развить и усилить, а другие устранить или компенсировать.
30.03.17
3) Показать образцы самовоспитания, саморазвития, вкушая при этом то, что каждая личность важна сама по себе, что каждый человек может путём самовоспитания улучшить свою природу, и что каждый из нас обладает уникальными возможностями внутреннего роста.
4) Научить учащихся заниматься самовоспитанием, рекомендуя литературу для самостоятельного изучения.
30.03.17
Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
30.03.17
Для этого каждый педагог должен составить свою программу воспитания по классам. Данные программы направлены на то, что в каждом классе у учащихся формируется весь комплекс умений самосовершенствования (от самопознания до самореализации), что в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования различных качеств.
30.03.17
Для каждой группы классов сформулированы основные воспитательные задачи. 1-4-е классы: формирование ценностного отношения к этическим нормам жизни, правилам поведения; создание условий для успеха школьника.
30.03.17
В системе воспитательной работы выделены три группы позитивных ценностей:
Ценности творчества - реализуются через труд - физический или умственный, досуговый, оптимальное сочетание и того и другого. Научить ребенка самостоятельно привносить смысл в свою работу, выражать в ней свои способности и индивидуальные особенности, получать от работы истинное удовольствие, испытывать наслаждение. Нет значимой или не значимой работы, поэтому важно приучать себя и ребенка к установке внутреннего мотива, что интересной может быть любая работа.
30.03.17
Ценности творчества реализуются через следующую совместную воспитывающую деятельность, как в процессе обучения, так и в во внеурочной деятельности:
• учебные программы, спецкурсы, факультативы, в рамках которых используются педагогические технологии с максимальной активностью учебной деятельности учащихся;
• научно - исследовательская и творческая деятельность учащихся;
30.03.17
предметные, эвристические олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны, научно - практические конференции:
• кружковая деятельность;
• традиционные коллективные творческие дела (КТД);
• ученическое самоуправление.
30.03.17
Ценности переживания - проявляются в чувствительности человека к различным явлениям окружающего мира, будь то люди, природа, произведения искусства. К ним относится чувство любви, сентиментальность, способность сопереживать и переживать. Насмешка, порицание со стороны взрослых провоцируют развитие черствости и эгоизма. Развитию чувственно-эмоциональной сферы способствуют общение с миром природы, искусства, реальная деятельность милосердия, творения добра.
30.03.17
Ценности отношения - связаны с реакцией человека на ограничение его возможностей, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые не может изменить. То как он относится к своей судьбе, тяготам жизни, какую позицию по отношению к ним занимает, в конечном счете, определяет жизненную энергию, умение противостоять негативным ситуациям, переносить и принимать достойно удары судьбы, и, конечно, удовлетворенность жизнью.
30.03.17
Наиболее распространено следующее деление форм работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.
Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.
30.03.17
Кружковая работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.
30.03.17
Объединяющие формы работы - детские клубы, школьные музеи, общества, клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках.
30.03.17
Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством самореализации школьника..
30.03.17
Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны
30.03.17
Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся с начальных классов. Их цель - вовлечь всех детей с отбором наиболее талантливых.
30.03.17
Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности.
30.03.17
Все это можно воплотить через следующие виды приемы работы :
Издание сборника познавательных заданий по предметам
Издание творческих проектных работ учащихся
Разработка и презентация образовательного проекта по данной тематике.
Развитие познавательной активности учащихся посредством интеграции основного и дополнительного образования.
Издание сборника детских исследовательских и творческих проектов.
30.03.17
Проведение мастер-классов детьми
Создание в, викторин, кроссвордов, ребусов.
Написание сообщений, докладов, рефератов, эссе, исследований, сочинений, стихотворений, рассказов и т. п.
Изготовление моделей.
Создание экспозиций.
30.03.17
Изготовление брошюр, сборников, альманахов, буклетов.
Выпуск газет, альбомов.
Изготовление диафильмов, видеофильмов, презентаций
30.03.17
Выводы Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
30.03.17
Внеурочная и урочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
30.03.17
Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
30.03.17
Спасибо за внимание!