Воспитательная система д / о «Островок» - «Я познаю мир» Дома детского творчества
Педагог дополнительного образования:
Голданова И. В.
г. Белая Калитва
2022 г
“ Не прием, не метод, а система
является ключевым понятием в
педагогике будущего”.
Л. Новикова
Воспитательная система –
это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов сообщества, представляющий целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива .
Она относится к социальному типу систем, то
есть является “живым” системным образованием.
Наиболее существенными и важными являются пять компонентов.
Компоненты воспитательной системы
Индивидуально-групповой компонент
Представляет собой сообщество детей и
взрослых:
- Администрация, сотрудники учреждения
образования;
- Педагоги;
- Родители обучающихся;
- Обучающиеся;
- Другие участники образовательного процесса
(социум).
Ценностно-ориентационный компонент
представляет собой совокупность следующих элементов
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ;
- ПЕРСПЕКТИВЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ;
- ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ЖИЗНЕ-
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ;
- ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ;
- ПРИНЦИП РАВЕНСТВА ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА;
- ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ВЗАИМОПОМОЩИ, ВЗИМОВЫ-
РУЧКИ.
Диагностико-аналитический компонент
Функционально-деятельностный компонент
Вид деятельности, формы и методы организации
совместной деятельности.
Основные функции воспитательной системы.
Обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью
детского объединения.
Пространственно-временной компонент
Эмоционально-
психологическая,
духовно-
нравственная
среда.
Связи и отношения
группового
сообщества с другими
общностями
детей и взрослых .
Место и роль детского
объединения в
воспитательном
пространстве ДДТ.
Этапы становления
и развития
воспитательной
системы.
1. Индивидуально-групповой компонент объединения
Цель: формирование чувства коллективизма
Задачи:
- Формирование групповой сплоченности,
чувства группового единства;
- Координация взаимоотношений «педагог-
ученик», «педагог-педагог», педагог-родитель»;
- Создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого ребенка;
- Добиваться открытости, контактности, организованности.
2. Ценностно-ориентационный компонент объединения
Цель: формирование личности ребенка
Задачи:
- Организация познавательной деятельности;
- Воспитание гражданско-патриотических чувств;
- Воспитание ценностей русской национальной культуры, используя народные праздники и обряды;
- Развитие творческой активности обучающихся;
- Организация совместных творческих дел;
- Формирование эстетического и физического
потенциала ребенка.
3. Диагностико-аналитический компонент объединения
Цель: анализ воспитательной работы объединения
Задачи:
- Изучение воспитанности обучающихся;
- Диагностика ценностных отношений;
- Результативность воспитательной работы;
- Удовлетворенность детей и родителей жизнедеятель-
ностью коллектива;
- Сформированность коллектива.
4. Пространственно-временной компонент объединения
Цель: становление личности ребенка и формирование детского коллектива
Задачи:
- Укрепление связей коллектива со сверстниками из других коллективов;
- Формирование межвозрастных отношений внутри коллектива и за его пределами;
- Формирование эмоционально-психологической среды между детьми в коллективе (спокойные, доброжела -
тельные, бесконфликтные, строящиеся на взаимоува-
жении и доверии).
5. Функционально-деятельностный компонент объединения
Цель: систематизация воспитательной деятельности
Задачи:
- Организационная работа с коллективом;
- Совместная деятельность коллектива;
- Развитие коммуникативной культуры в коллективе;
- Развитие творческих способностей детей;
- Освоение культурных ценностей;
- Формирование целостной картины мира.
Успешность воспитательной системы
- Наличие в самом образовательном учреждении воспитательной системы.
- Умение педагога правильно определять этапы развития воспитательной системы детского
объединения.
Успешность развития воспитательной системы объединения зависит от умения педагога
правильно определить этапы этого процесса и в
соответствии сними выбрать цели и средства
педагогической деятельности.
Условно можно выделить четыре этапа в
развитии воспитательной системы объединения.
1.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
2.
СТАНОВЛЕНИЕ
ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ
4.
ЗАВЕРШЕНИЕ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
3.
СТАБИЛЬНОЕ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
На первом этапе преобладает деятельность по
изучению интересов, потребностей и других
личностных характеристик членов коллектива,
проектированию желаемого образа объедине-
ния, определению перспектив жизнедеятель-
ности коллектива.
На втором этапе особое внимание уделяется
укреплению межличностных отношений,
формированию чувства «мы», апробированию
форм и способов совместной деятельности,
выращиванию традиций коллектива.
На третьем этапе активно развиваются
самоуправленческие начала.
Жизнь коллектива строится на основе традиций,
сохраняемых и поддерживаемых большинст-
вом членов коллектива.
На четвертом этапе складывается поиск новых
идей, форм и способов обновления жизнедея-
тельности в коллективе.