СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная модель классного руководителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полезный материал для папки классного руководителя к аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная модель классного руководителя.»

Управление образования администрации

Солнечногорского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чашниковская средняя общеобразовательная школа





















ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

классного руководителя 7 класса

Бахваловой Натальи Николаевны































2017 год



Содержание

№ п/п

Название раздела


Стр.

1

Введение.


3

2

Уровень социальной зрелости ученического коллектива.


3

3

Характеристика класса.

5

4

Основные направления воспитательной работы.

4.1 Направление «Ученье – наш главный труд»


6

5

4.2 Направление «Культура»


7

6

4.3 Направление «Я - гражданин»


8

7

4.4 Направление «Здоровье - твое богатство»


8

8

4.5 Направление «Работа с родителями»


9

9

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.


10

10

Педагогические средства, используемые для достижения целей и задач в воспитательной системе.


10

11

Результаты реализации модели воспитания и используемые способы определения этих результатов.


10

1.Введение.

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. 

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика. 

Чтобы определить цели и поставить воспитательные задачи в работе с классом, надо определить уровень социальной зрелости данного коллектива.


2.Уровень социальной зрелости ученического коллектива.

«Социальная зрелость – объективно необходимый этап развития личности, который характеризуется достижением самостоятельного социального положения человека».

Наличие четких представлений относительно своей жизненной перспективы свидетельствует о социальной зрелости человека. При определении своего положения от молодого человека требуется не только умение оценивать свои способности и возможности, но и осознание принадлежности к социальной среде, понимание сущности процессов, происходящих в различных сферах общества. В том числе и позиция по отношению к политическим, экономическим и социально-культурным явлениям общественной жизни страны тоже характеризует уровень зрелости выпускника. Активное становление ценностно-мировоззренческой позиции происходит именно в среднем школьном возрасте. При определении уровня социально зрелости учащихся 5-9 классов выделяют следующие показатели:

- ценностные ориентации в сфере образования;
- ценностные ориентации в сфере личного самоопределения (семья, рождение детей и т. д.);
- мотивация учения;
- наличие представлений относительно своей жизненной перспективы;
- позиция по отношению к общественно-политическим, социально-культурным, экономическим явлениям и процессам, происходящим в стране.

При характеристике социальной зрелости учащихся можно выявить три уровня:
Оптимальный уровень социальной зрелости учащихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентаций в сфере образования. Данная группа ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представления этих обучающихся относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор имеет четкие ориентиры. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества.

В мотивации выпускников, обладающих допустимым уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентаций в образовательной сфере. Для школьников данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентаций и жизненных планов.

Учащиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в их жизни они связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них, обстоятельствами.

Для учащихся, имеющих критический уровень социальной зрелости, характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентаций этих выпускников преобладают внепрофессиональные и внеобразовательные ценности, что свидетельствует о направленности интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти дети не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Учащиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.

3.Характеристика класса.

Я, Бахвалова Наталья Николаевна, окончила педагогический институт в 1988 году по специальности учитель математики и физики, и с 1 сентября 1988 года работаю учителем математики. Все эти годы я была классным руководителем 5-11 классов. Работала в школах, где классы были наполняемостью 28-30 человек и в профессиональном лицее, где ребята уже определились с выбором профессии.Три года назад я пришла работать в Чашниковскую школу, где меня назначили классным руководителем 5 класса. Школа сельская. В классе всего 10 учеников. Беря в сентябре 2014 года «кота в мешке», не имея практически никакого представления о детях, вставал передо мной очень остро вопрос: каким образом организовать работу в данном коллективе? Чтобы создать воспитательную модель данного класса, я изучила личные дела учащихся, познакомилась с характеристикой класса и с Уставом школы. По характеристике класса можно было сделать вывод, что в моём классе преобладала учебная мотивация. Большая часть учеников успевала на «хорошо» и «отлично».В классе были дети, которые занимались греко-римской борьбой и имели грамоты за спортивные достижения. Кроме этого, школа уделяла большое внимание физкультуре и спорту. И учёба, и спорт стали для меня отправной точкой. Победа – вот к чему стремится любой отличник и спортсмен, преодолевая преграды и препятствия. Позитивное отношение к жизни (оптимизм, активность и уверенность в себе) – это то, что отличает «победителя», «счастливчика» от неудачника. Основой такого позитивного отношения является вера в себя, ощущение своих возможностей.

Предстояло выяснить и уровень социальной зрелости классного коллектива. Для этого в начале 5 класса мною было проведено анкетирование обучающихся «Атмосфера в семье и школе», по результатам которой можно было сделать вывод, что к первой группе относились 5 из 10 учащихся (Багдасарян Гагик, Баранова Кристина, Курбаналиева Манаба, Панфёров Владимир, Изотова Инна); ко второй 2 учащихся - Сидорова Елена и Крупцова Анастасия; к третьей 3 учащихся – Морозов Кирилл, Нейман Николай и Тарасов Никита.

При изучении класса, я обратила внимание на то, что в моем классе есть русские дети, украинцы, армяне, дагестанцы. Это тоже играет роль при постановке воспитательных целей и задач в работе с классом.

Среди моих учащихся 6 человек воспитывались в полных семьях, 2 человека с отчимом и 2 детей росли в неполных семьях.

Открывая классный журнал на странице «Листок здоровья», каждый учитель может увидеть, что от 30% до 90% детей имеют те или иные хронические заболевания. Не является исключением и мой класс: один ребенок – инвалид, один ребенок начал разговаривать только с 6 лет, поэтому сейчас есть трудности при общении с ребятами и при обучении на устных предметах.

4.Основные направления воспитательной работы.

Таким образом, исходя из характеристики класса, я выделила несколько направлений воспитательной модели.

4.1 Направление «Ученье – наш главный труд»

Цель: оказание помощи ученикам в формировании положительной учебной мотивации по всем учебным предметам.


Задачи:

  1. определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;

  2. создать условия для максимально безболезненного перехода из начальной школы в среднее звено;

  3. формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;

Формы реализации:

1.Анкетирование учащихся

2.Работа с учителями – предметниками (посещение уроков, беседа)

3.Работа с родителями (индивидуальные беседы)

4.Постоянный контроль успеваемости и посещаемости учащихся.

5.Вовлечение детей в систему дополнительного образования.


4.2 Направление «Культура»

Цель: воспитать детей грамотными, культурными в разговоре, в общении, во время умственного и физического труда, отдыха; прививать культуру внешнего вида, поведения вне дома; обращать особое внимание на формирование культуры чувств: уважения, дружбы, товарищества, любви и т.д.; дать понятия культуры быта и некоторые практические навыки вопросов быта, воспитать желание быть красивым внутренне.

Задачи:

1.Изучить общепринятые нормы и правила поведения;

2. формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;

3. Тренироваться, упражняться в правильном поведении;

4. Выработать прочные и устойчивые привычки поведения.

5.Сформировать у учащихся уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;




Формы реализации:

1.Проведение тематических классных часов (беседы, ролевые игры);

2.Организация различных экскурсий, походов в кино, в театр;

3.Обсуждение различных ситуаций из молодежных сериалов.

4.3 Направление «Я - гражданин»

Цель: создание условий для формирования и развития у учащихся активной гражданской позиции.

Задачи:

1. развивать активность обучающихся в делах класса и школы;

2.содействовать формированию основ толерантного сознания и поведения у обучающихся;

3.вырабатывать у учащихся уважительное отношение к государственным символам;

4.формировать бережное отношение к истории и культуре своего народа.

Формы реализации:

1.Изучение символики России, г.Солнечногорска

2.Митинг и возложение цветов к памятнику героям ВОВ.

3.Проведение уроков мужества.

4.Посещение музеев и памятников архитектуры.

4.4 Направление «Здоровье - твое богатство»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

1.формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

2.знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.



Формы реализации:

1.Спортивные праздники и соревнования.

2.Проведение конференций, пропагандирующих ЗОЖ.

3.Дни здоровья.

4.Создание тематических презентаций («Еда полезная и вредная»; «Компьютер – друг или враг?» и т.д.)

5. Доведение информации о спортивных успехах одноклассников, занимающихся греко - римской борьбой.

4.5 Направление «Работа с родителями»

Основные цели в своей работе с родителями я определяю как:

- просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, повышать их педагогическую культуру;

- консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;

- коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

  • способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

  • содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап
    и мам в жизнедеятельность классного сообщества;

  • выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию
    детей, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по
    развитию личности ребенка;

  • пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;

Родительское собрание - форма взаимодействия с родителями, на которой нами обсуждаются и принимаются решения по важным вопросам жизнедеятельности школьного коллектива, воспитания учащихся в школе и дома.


5.Критерии и способы изучения эффективности

воспитательной системы класса.

Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

1. сформированность классного коллектива;

2.сформированность у учащихся основ культурного поведения;

3.сформированность у учащихся активной гражданской позиции;

4.сформированность у учащихся бережного отношения к своему здоровью.


6. Педагогические средства, используемые для достижения целей и задач в воспитательной системе:

Для реализации данных задач мною на протяжении всех лет воспитания были использованы следующие педагогические средства:

  • -диагностические – наблюдения за поведением, беседы, анкетирование, тестирование;

  • -организационные – регулирование ответственности каждого ребенка в классном коллективе, работа самоуправления в классе;

  • -мобилизационно - побудительные – актуализация, личная значимость, убеждение;

  • -коммуникативные – взаимопонимание, доверие, согласие;

  • -формирующие – проектирование различных проблемных ситуаций и нахождение разнообразных путей решения;

  • -координирующие и коррекционные – выработка и выполнение единых требований, корректировка действий.


7.Результаты реализации модели воспитания и используемые способы определения этих результатов.

Главное в воспитательной системе класса – чтобы каждому ребенку комфортно

было в классе, в школе, чтобы он каждый день и на каждый урок шел с желанием, без внутреннего страха и боязни. Дети, которые вошли в группу с наличием факторов риска (разводы родителей; родители – алкоголики; дети, имеющие заболевания), находились под контролем, им уделялось особое внимание со стороны и меня, и психолога, и учителей-предметников. На сегодняшний день учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, оказывает влияние на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

Я старалась строить свою работу так, чтобы была атмосфера совместной творческой деятельности учителя и учащихся. Общение, доброжелательное, искреннее, когда и учителю, и ученику интересно слушать друг друга, интересно работать вместе – вот главное в моей работе.

К концу 7 класса коллектив функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Когда 1 сентября 2016г, в начале 7 класса, появился новый ученик из Дагестана – Кемран Шахламазов, ребята приняли его очень доброжелательно и сразу стали общаться как с давно знакомым. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедшие годы значительно повысился, доказательством чему являются результаты различных тестирований. Каждый ученик в классе имеет поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры.

В 2016-2017 учебном году дети стали самостоятельно координировать свои действия: дежурство по школе и столовой, репетиции мероприятий, уборка школьной территории.

За прошедший год все учащиеся заслуживают похвалы за ответственный подход в выполнении поручений и участие в жизни класса.

Обучение в системе дополнительного образования, на мой взгляд, имеет большое значение. Дополнительное образование – это звено, которое обеспечивает развитие личности и её раннюю профессиональную ориентацию. Сегодня нельзя ограничиваться только базовым образованием, оно всё больше нуждается в поддержке неформального дополнительного образования.

Успех дополнительной образовательной деятельности школьника определяется его активным участием в непрерывном дополнительном образовании, одной из важных задач которого становится создание мотивации к профессионально-личностному развитию, готовности к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.

Как правило, дети, занимающиеся в объединениях внешкольной работы, значительно отличаются от своих сверстников. Они в большей степени активны, дисциплинированны, свободны от комплексов, способны к продуктивной совместной деятельности, ответственны, имеют хорошо развитый художественный вкус.

Дополнительное образование позволяет обеспечить специализацию образования и затрагивает те области знаний, к которым подростки и их родители проявляют устойчивый интерес, а общеобразовательная школа не может обеспечить в силу объективных причин. Образовательные программы дополнительного образования не дублируют ни один из вариантов учебных программ общеобразовательной школы и носят личностно-ориентированный характер, позволяющий учитывать интересы и склонности учащихся, создавать условия для развития детского творчества.

За прошедшие годы многие учащиеся класса были задействованы в деятельности кружков и секций по интересам (см.Приложение 1).

Результатами воспитательной модели также служит активное участие учащихся во всех классных и школьных мероприятиях (см.Приложение).

Учитель – самая прекрасная из профессий. Под солнечными лучами учителя раскрываются нежные бутоны, превращаясь в прекрасные цветы. Маленькие несмышленыши становятся замечательными, умными и талантливыми юношами и девушками. Очень приятно осознавать, что в них и часть твоей души, что годы, проведенные в школе, не прошли стороной. Но чтобы эти бутоны смогли раскрыть свои таланты, мало просто рассказывать детям, что нужно делать и как правильно жить. Для этого необходимо стать для них человеком, с мнением которого бы они считались и просто гармонично развитой личностью.

Мое педагогическое кредо: «Освети путь своих учеников, стань для них достойным примером, дай все, что необходимо для творчества и развития и сразу увидишь, сколько талантов вокруг!». И его можно воплотить в жизнь, лишь сотрудничая с детьми, а для этого просто необходимо искренне любить и уважать своих учеников, стать другом и советчиком, помочь им раскрыть их таланты и способности, считаться с их мнением, всегда работать вместе и для нас.

Только тогда солнечный потенциал учителя сможет осветить их путь, согреть душу в тяжелых испытаниях, грустить вместе с ними, поддержать их во всех начинаниях, вселить веру в себя в их сердца, гордиться их успехами, осознавая, что ты не зря носишь это гордое звание – УЧИТЕЛЬ!



Данные о воспитательной модели проверены и соответствуют действительности.



Директор МБОУСОШ _______________________________А.Б.Панина














Приложение 1.





Участие учащихся класса в дополнительном образовании:

Название кружка

Количество учащихся, посещающих кружок


5 класс

6 класс

7класс

Рукоделие

4

4


Греко-Римская борьба

5

2

1

Английский язык

1

1

1

Театральный


2


Акварелькин

(рисование)

4

4

4

Занимательная

математика

10

9

9


















Приложение 2.

План ежегодных мероприятий, посвященных памятным датам.


Дата


Знаменательное событие

Проводимое мероприятие


10сентября


21сентября


Последняя неделя сентября

Всемирный день по предупреждению самоубийств

День здоровья


День Учителя

Круглый стол для старших школьников «Как прекрасна эта жизнь»


Участие в спортивных соревнованиях


Выпуск стенгазеты, репетиция номера худ.самодеятельности.

10октября


последняя суббота

октября

Всемирный день психического здоровья


Всемирный день гимнастики

«Стресс. Как противостоять стрессу в современном обществе»


Спортивно-познавательная игра для 5-6 классов «В здоровом теле – здоровый дух»

третий четверг ноября




Международный день отказа от курения





Классный час

«История курения в стихах и песнопениях»

«Курение – опасное увлечение»



1декабря

Всемирный день борьбы со СПИДом

«СПИД: миф или реальность»

«СПИД – смертельная угроза человечеству»

Что мы знаем о СПИДе (презентация)

1марта




8 марта




Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом


Международный день всех мам

«Скажи наркотика НЕТ»

«Наркомания – знак беды»

«Наркотики – миф или реальность?»


Выступление в школьной самодеятельности

7апреля

Всемирный день здоровья

Выпуск газет и плакатов:

«Вредные продукты»

«Где чистота – там здоровье»

«Вкусно значит полезно!»

Викторина: «Здоровье в саду и на грядке»

Защита презентаций: «Вирусная атака»

9 мая

День Победы

Участие в митинге, возложение цветов к памятнику героев ВОВ.

15мая

Международный день семьи

Круглый стол для младших подростков

«Зачем человеку семья?»


Приложение 3.

Победители и призёры в конкурсах различного уровня

Конкурс, место проведения

место

дата

Ф.И. ребенка

1

Открытый новогодний турнир по греко-римской борьбе , г.Солнечногорск

2

23.12.2010г

Крупцова Настя

2

Школьный турнир по греко-римской борьбе

3

23.11.2011г

Крупцова Настя

3

Игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog»

2

2015 г

Крупцова Настя

4

Открытый турнир по греко-римской борьбе на призы Руководителя Администрации гор. Поселения Солнечногорск

3

Май,2016г

Морозов Кирилл

5

Школьный конкурс чтецов, посвященный «Дню защитника Отечества»

2

2016 г

Баранова Кристина

6

Школьные соревнования по легкой атлетике

1

Сентябрь, 2014г

Баранова Кристина

7

Школьные соревнования по баскетболу

2

Апрель, 2014г

Баранова Кристина

8

Школьный конкурс рисунков, посвященный Дню Победы в ВОВ

2

Май,2016

Сидорова Елена

9

Открытое первенство г.Солнечногорск по греко-римской борьбе, посвященного битве под Москвой

3

6.12.2013г

Морозов Кирилл

10

Открытый детско-юношеский турнир по греко-римской борьбе на призы Главы Солнечногорского района

2

2014 г

Морозов Кирилл

11

Открытое первенство по греко-римской борьбе, посвященное битве под Моской

1

2015г

Морозов Кирилл

12

IV юношеский турнир по греко-римской борьбе на призы начальника территориального управления Подрезково администрации городского округа Химки


3

2015г

Морозов Кирилл

13

III традиционный Новогодний турнир по греко-римской борьбе, г.Кимры

3

19.12.2014г

Морозов Кирилл

14

III открытый турнир МАУДО «Виктория» среди юношей по греко-римской борьбе в Сходне.

3

15.11.2015г

Морозов Кирилл

15

Открытый детско-юношеский турнир по греко-римской борьбе ,гСолнечногорск

3

30.04.2011

Панферов Владимир

16

Школьный конкурс поделок «Осенние фантазии»

участник

2014г

Панферов Владимир

17

Открытый детско-юношеский турнир по греко-римской борьбе на призы Главы Солнечногорского района

3

21.05.2010г

Панферов Владимир

18

Открытый новогодний турнир по греко-римской борьбе , г.Солнечногорск

1

23.12.2010г

Панферов Владимир

19

Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Узнавай-ка»

участник

Май, 2015г

Панферов Владимир

20

Открытое первенство г.Калязина Тверской обл. по греко-римской борьбе

3

2015 г

Панферов Владимир

21

Школьное первенство по шашкам

1

20.12.2013г

Панферов Владимир

22

Школьный конкурс поделок «Великий праздник Рождества»

участник

2015 г

Изотова Инна