Управление образования администрации
Солнечногорского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чашниковская средняя общеобразовательная школа
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
классного руководителя 7 класса
Бахваловой Натальи Николаевны
2017 год
Содержание
№ п/п | Название раздела | Стр. |
1 | Введение. | 3 |
2 | Уровень социальной зрелости ученического коллектива. | 3 |
3 | Характеристика класса. | 5 |
4 | Основные направления воспитательной работы. 4.1 Направление «Ученье – наш главный труд» | 6 |
5 | 4.2 Направление «Культура» | 7 |
6 | 4.3 Направление «Я - гражданин» | 8 |
7 | 4.4 Направление «Здоровье - твое богатство» | 8 |
8 | 4.5 Направление «Работа с родителями» | 9 |
9 | Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса. | 10 |
10 | Педагогические средства, используемые для достижения целей и задач в воспитательной системе. | 10 |
11 | Результаты реализации модели воспитания и используемые способы определения этих результатов. | 10 |
1.Введение.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.
Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.
Чтобы определить цели и поставить воспитательные задачи в работе с классом, надо определить уровень социальной зрелости данного коллектива.
2.Уровень социальной зрелости ученического коллектива.
«Социальная зрелость – объективно необходимый этап развития личности, который характеризуется достижением самостоятельного социального положения человека».
Наличие четких представлений относительно своей жизненной перспективы свидетельствует о социальной зрелости человека. При определении своего положения от молодого человека требуется не только умение оценивать свои способности и возможности, но и осознание принадлежности к социальной среде, понимание сущности процессов, происходящих в различных сферах общества. В том числе и позиция по отношению к политическим, экономическим и социально-культурным явлениям общественной жизни страны тоже характеризует уровень зрелости выпускника. Активное становление ценностно-мировоззренческой позиции происходит именно в среднем школьном возрасте. При определении уровня социально зрелости учащихся 5-9 классов выделяют следующие показатели:
- ценностные ориентации в сфере образования;
- ценностные ориентации в сфере личного самоопределения (семья, рождение детей и т. д.);
- мотивация учения;
- наличие представлений относительно своей жизненной перспективы;
- позиция по отношению к общественно-политическим, социально-культурным, экономическим явлениям и процессам, происходящим в стране.
При характеристике социальной зрелости учащихся можно выявить три уровня:
Оптимальный уровень социальной зрелости учащихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентаций в сфере образования. Данная группа ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представления этих обучающихся относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор имеет четкие ориентиры. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества.
В мотивации выпускников, обладающих допустимым уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентаций в образовательной сфере. Для школьников данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентаций и жизненных планов.
Учащиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в их жизни они связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них, обстоятельствами.
Для учащихся, имеющих критический уровень социальной зрелости, характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентаций этих выпускников преобладают внепрофессиональные и внеобразовательные ценности, что свидетельствует о направленности интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти дети не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Учащиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.
3.Характеристика класса.
Я, Бахвалова Наталья Николаевна, окончила педагогический институт в 1988 году по специальности учитель математики и физики, и с 1 сентября 1988 года работаю учителем математики. Все эти годы я была классным руководителем 5-11 классов. Работала в школах, где классы были наполняемостью 28-30 человек и в профессиональном лицее, где ребята уже определились с выбором профессии.Три года назад я пришла работать в Чашниковскую школу, где меня назначили классным руководителем 5 класса. Школа сельская. В классе всего 10 учеников. Беря в сентябре 2014 года «кота в мешке», не имея практически никакого представления о детях, вставал передо мной очень остро вопрос: каким образом организовать работу в данном коллективе? Чтобы создать воспитательную модель данного класса, я изучила личные дела учащихся, познакомилась с характеристикой класса и с Уставом школы. По характеристике класса можно было сделать вывод, что в моём классе преобладала учебная мотивация. Большая часть учеников успевала на «хорошо» и «отлично».В классе были дети, которые занимались греко-римской борьбой и имели грамоты за спортивные достижения. Кроме этого, школа уделяла большое внимание физкультуре и спорту. И учёба, и спорт стали для меня отправной точкой. Победа – вот к чему стремится любой отличник и спортсмен, преодолевая преграды и препятствия. Позитивное отношение к жизни (оптимизм, активность и уверенность в себе) – это то, что отличает «победителя», «счастливчика» от неудачника. Основой такого позитивного отношения является вера в себя, ощущение своих возможностей.
Предстояло выяснить и уровень социальной зрелости классного коллектива. Для этого в начале 5 класса мною было проведено анкетирование обучающихся «Атмосфера в семье и школе», по результатам которой можно было сделать вывод, что к первой группе относились 5 из 10 учащихся (Багдасарян Гагик, Баранова Кристина, Курбаналиева Манаба, Панфёров Владимир, Изотова Инна); ко второй 2 учащихся - Сидорова Елена и Крупцова Анастасия; к третьей 3 учащихся – Морозов Кирилл, Нейман Николай и Тарасов Никита.
При изучении класса, я обратила внимание на то, что в моем классе есть русские дети, украинцы, армяне, дагестанцы. Это тоже играет роль при постановке воспитательных целей и задач в работе с классом.
Среди моих учащихся 6 человек воспитывались в полных семьях, 2 человека с отчимом и 2 детей росли в неполных семьях.
Открывая классный журнал на странице «Листок здоровья», каждый учитель может увидеть, что от 30% до 90% детей имеют те или иные хронические заболевания. Не является исключением и мой класс: один ребенок – инвалид, один ребенок начал разговаривать только с 6 лет, поэтому сейчас есть трудности при общении с ребятами и при обучении на устных предметах.
4.Основные направления воспитательной работы.
Таким образом, исходя из характеристики класса, я выделила несколько направлений воспитательной модели.
4.1 Направление «Ученье – наш главный труд»
Цель: оказание помощи ученикам в формировании положительной учебной мотивации по всем учебным предметам.
Задачи:
определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
создать условия для максимально безболезненного перехода из начальной школы в среднее звено;
формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
Формы реализации:
1.Анкетирование учащихся
2.Работа с учителями – предметниками (посещение уроков, беседа)
3.Работа с родителями (индивидуальные беседы)
4.Постоянный контроль успеваемости и посещаемости учащихся.
5.Вовлечение детей в систему дополнительного образования.
4.2 Направление «Культура»
Цель: воспитать детей грамотными, культурными в разговоре, в общении, во время умственного и физического труда, отдыха; прививать культуру внешнего вида, поведения вне дома; обращать особое внимание на формирование культуры чувств: уважения, дружбы, товарищества, любви и т.д.; дать понятия культуры быта и некоторые практические навыки вопросов быта, воспитать желание быть красивым внутренне.
Задачи:
1.Изучить общепринятые нормы и правила поведения;
2. формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
3. Тренироваться, упражняться в правильном поведении;
4. Выработать прочные и устойчивые привычки поведения.
5.Сформировать у учащихся уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;
Формы реализации:
1.Проведение тематических классных часов (беседы, ролевые игры);
2.Организация различных экскурсий, походов в кино, в театр;
3.Обсуждение различных ситуаций из молодежных сериалов.
4.3 Направление «Я - гражданин»
Цель: создание условий для формирования и развития у учащихся активной гражданской позиции.
Задачи:
1. развивать активность обучающихся в делах класса и школы;
2.содействовать формированию основ толерантного сознания и поведения у обучающихся;
3.вырабатывать у учащихся уважительное отношение к государственным символам;
4.формировать бережное отношение к истории и культуре своего народа.
Формы реализации:
1.Изучение символики России, г.Солнечногорска
2.Митинг и возложение цветов к памятнику героям ВОВ.
3.Проведение уроков мужества.
4.Посещение музеев и памятников архитектуры.
4.4 Направление «Здоровье - твое богатство»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
1.формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
2.знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы реализации:
1.Спортивные праздники и соревнования.
2.Проведение конференций, пропагандирующих ЗОЖ.
3.Дни здоровья.
4.Создание тематических презентаций («Еда полезная и вредная»; «Компьютер – друг или враг?» и т.д.)
5. Доведение информации о спортивных успехах одноклассников, занимающихся греко - римской борьбой.
4.5 Направление «Работа с родителями»
Основные цели в своей работе с родителями я определяю как:
- просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, повышать их педагогическую культуру;
- консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
- коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Перед собой я ставлю следующие задачи:
способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап
и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию
детей, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по
развитию личности ребенка;
пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;
Родительское собрание - форма взаимодействия с родителями, на которой нами обсуждаются и принимаются решения по важным вопросам жизнедеятельности школьного коллектива, воспитания учащихся в школе и дома.
5.Критерии и способы изучения эффективности
воспитательной системы класса.
Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:
1. сформированность классного коллектива;
2.сформированность у учащихся основ культурного поведения;
3.сформированность у учащихся активной гражданской позиции;
4.сформированность у учащихся бережного отношения к своему здоровью.
6. Педагогические средства, используемые для достижения целей и задач в воспитательной системе:
Для реализации данных задач мною на протяжении всех лет воспитания были использованы следующие педагогические средства:
-диагностические – наблюдения за поведением, беседы, анкетирование, тестирование;
-организационные – регулирование ответственности каждого ребенка в классном коллективе, работа самоуправления в классе;
-мобилизационно - побудительные – актуализация, личная значимость, убеждение;
-коммуникативные – взаимопонимание, доверие, согласие;
-формирующие – проектирование различных проблемных ситуаций и нахождение разнообразных путей решения;
-координирующие и коррекционные – выработка и выполнение единых требований, корректировка действий.
7.Результаты реализации модели воспитания и используемые способы определения этих результатов.
Главное в воспитательной системе класса – чтобы каждому ребенку комфортно
было в классе, в школе, чтобы он каждый день и на каждый урок шел с желанием, без внутреннего страха и боязни. Дети, которые вошли в группу с наличием факторов риска (разводы родителей; родители – алкоголики; дети, имеющие заболевания), находились под контролем, им уделялось особое внимание со стороны и меня, и психолога, и учителей-предметников. На сегодняшний день учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, оказывает влияние на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
Я старалась строить свою работу так, чтобы была атмосфера совместной творческой деятельности учителя и учащихся. Общение, доброжелательное, искреннее, когда и учителю, и ученику интересно слушать друг друга, интересно работать вместе – вот главное в моей работе.
К концу 7 класса коллектив функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Когда 1 сентября 2016г, в начале 7 класса, появился новый ученик из Дагестана – Кемран Шахламазов, ребята приняли его очень доброжелательно и сразу стали общаться как с давно знакомым. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедшие годы значительно повысился, доказательством чему являются результаты различных тестирований. Каждый ученик в классе имеет поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры.
В 2016-2017 учебном году дети стали самостоятельно координировать свои действия: дежурство по школе и столовой, репетиции мероприятий, уборка школьной территории.
За прошедший год все учащиеся заслуживают похвалы за ответственный подход в выполнении поручений и участие в жизни класса.
Обучение в системе дополнительного образования, на мой взгляд, имеет большое значение. Дополнительное образование – это звено, которое обеспечивает развитие личности и её раннюю профессиональную ориентацию. Сегодня нельзя ограничиваться только базовым образованием, оно всё больше нуждается в поддержке неформального дополнительного образования.
Успех дополнительной образовательной деятельности школьника определяется его активным участием в непрерывном дополнительном образовании, одной из важных задач которого становится создание мотивации к профессионально-личностному развитию, готовности к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.
Как правило, дети, занимающиеся в объединениях внешкольной работы, значительно отличаются от своих сверстников. Они в большей степени активны, дисциплинированны, свободны от комплексов, способны к продуктивной совместной деятельности, ответственны, имеют хорошо развитый художественный вкус.
Дополнительное образование позволяет обеспечить специализацию образования и затрагивает те области знаний, к которым подростки и их родители проявляют устойчивый интерес, а общеобразовательная школа не может обеспечить в силу объективных причин. Образовательные программы дополнительного образования не дублируют ни один из вариантов учебных программ общеобразовательной школы и носят личностно-ориентированный характер, позволяющий учитывать интересы и склонности учащихся, создавать условия для развития детского творчества.
За прошедшие годы многие учащиеся класса были задействованы в деятельности кружков и секций по интересам (см.Приложение 1).
Результатами воспитательной модели также служит активное участие учащихся во всех классных и школьных мероприятиях (см.Приложение).
Учитель – самая прекрасная из профессий. Под солнечными лучами учителя раскрываются нежные бутоны, превращаясь в прекрасные цветы. Маленькие несмышленыши становятся замечательными, умными и талантливыми юношами и девушками. Очень приятно осознавать, что в них и часть твоей души, что годы, проведенные в школе, не прошли стороной. Но чтобы эти бутоны смогли раскрыть свои таланты, мало просто рассказывать детям, что нужно делать и как правильно жить. Для этого необходимо стать для них человеком, с мнением которого бы они считались и просто гармонично развитой личностью.
Мое педагогическое кредо: «Освети путь своих учеников, стань для них достойным примером, дай все, что необходимо для творчества и развития и сразу увидишь, сколько талантов вокруг!». И его можно воплотить в жизнь, лишь сотрудничая с детьми, а для этого просто необходимо искренне любить и уважать своих учеников, стать другом и советчиком, помочь им раскрыть их таланты и способности, считаться с их мнением, всегда работать вместе и для нас.
Только тогда солнечный потенциал учителя сможет осветить их путь, согреть душу в тяжелых испытаниях, грустить вместе с ними, поддержать их во всех начинаниях, вселить веру в себя в их сердца, гордиться их успехами, осознавая, что ты не зря носишь это гордое звание – УЧИТЕЛЬ!
Данные о воспитательной модели проверены и соответствуют действительности.
Директор МБОУСОШ _______________________________А.Б.Панина
Приложение 1.
Участие учащихся класса в дополнительном образовании:
Название кружка | Количество учащихся, посещающих кружок |
| 5 класс | 6 класс | 7класс |
Рукоделие | 4 | 4 | |
Греко-Римская борьба | 5 | 2 | 1 |
Английский язык | 1 | 1 | 1 |
Театральный | | 2 | |
Акварелькин (рисование) | 4 | 4 | 4 |
Занимательная математика | 10 | 9 | 9 |
Приложение 2.
План ежегодных мероприятий, посвященных памятным датам.
Дата | Знаменательное событие | Проводимое мероприятие |
10сентября 21сентября Последняя неделя сентября | Всемирный день по предупреждению самоубийств День здоровья День Учителя | Круглый стол для старших школьников «Как прекрасна эта жизнь» Участие в спортивных соревнованиях Выпуск стенгазеты, репетиция номера худ.самодеятельности. |
10октября последняя суббота октября | Всемирный день психического здоровья Всемирный день гимнастики | «Стресс. Как противостоять стрессу в современном обществе» Спортивно-познавательная игра для 5-6 классов «В здоровом теле – здоровый дух» |
третий четверг ноября | Международный день отказа от курения | Классный час «История курения в стихах и песнопениях» «Курение – опасное увлечение» |
1декабря | Всемирный день борьбы со СПИДом | «СПИД: миф или реальность» «СПИД – смертельная угроза человечеству» Что мы знаем о СПИДе (презентация) |
1марта 8 марта | Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом Международный день всех мам | «Скажи наркотика НЕТ» «Наркомания – знак беды» «Наркотики – миф или реальность?» Выступление в школьной самодеятельности |
7апреля | Всемирный день здоровья | Выпуск газет и плакатов: «Вредные продукты» «Где чистота – там здоровье» «Вкусно значит полезно!» Викторина: «Здоровье в саду и на грядке» Защита презентаций: «Вирусная атака» |
9 мая | День Победы | Участие в митинге, возложение цветов к памятнику героев ВОВ. |
15мая | Международный день семьи | Круглый стол для младших подростков «Зачем человеку семья?» |
Приложение 3.
Победители и призёры в конкурсах различного уровня
№ | Конкурс, место проведения | место | дата | Ф.И. ребенка |
1 | Открытый новогодний турнир по греко-римской борьбе , г.Солнечногорск | 2 | 23.12.2010г | Крупцова Настя |
2 | Школьный турнир по греко-римской борьбе | 3 | 23.11.2011г | Крупцова Настя |
3 | Игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog» | 2 | 2015 г | Крупцова Настя |
4 | Открытый турнир по греко-римской борьбе на призы Руководителя Администрации гор. Поселения Солнечногорск | 3 | Май,2016г | Морозов Кирилл |
5 | Школьный конкурс чтецов, посвященный «Дню защитника Отечества» | 2 | 2016 г | Баранова Кристина |
6 | Школьные соревнования по легкой атлетике | 1 | Сентябрь, 2014г | Баранова Кристина |
7 | Школьные соревнования по баскетболу | 2 | Апрель, 2014г | Баранова Кристина |
8 | Школьный конкурс рисунков, посвященный Дню Победы в ВОВ | 2 | Май,2016 | Сидорова Елена |
9 | Открытое первенство г.Солнечногорск по греко-римской борьбе, посвященного битве под Москвой | 3 | 6.12.2013г | Морозов Кирилл |
10 | Открытый детско-юношеский турнир по греко-римской борьбе на призы Главы Солнечногорского района | 2 | 2014 г | Морозов Кирилл |
11 | Открытое первенство по греко-римской борьбе, посвященное битве под Моской | 1 | 2015г | Морозов Кирилл |
12 | IV юношеский турнир по греко-римской борьбе на призы начальника территориального управления Подрезково администрации городского округа Химки | 3 | 2015г | Морозов Кирилл |
13 | III традиционный Новогодний турнир по греко-римской борьбе, г.Кимры | 3 | 19.12.2014г | Морозов Кирилл |
14 | III открытый турнир МАУДО «Виктория» среди юношей по греко-римской борьбе в Сходне. | 3 | 15.11.2015г | Морозов Кирилл |
15 | Открытый детско-юношеский турнир по греко-римской борьбе ,гСолнечногорск | 3 | 30.04.2011 | Панферов Владимир |
16 | Школьный конкурс поделок «Осенние фантазии» | участник | 2014г | Панферов Владимир |
17 | Открытый детско-юношеский турнир по греко-римской борьбе на призы Главы Солнечногорского района | 3 | 21.05.2010г | Панферов Владимир |
18 | Открытый новогодний турнир по греко-римской борьбе , г.Солнечногорск | 1 | 23.12.2010г | Панферов Владимир |
19 | Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Узнавай-ка» | участник | Май, 2015г | Панферов Владимир |
20 | Открытое первенство г.Калязина Тверской обл. по греко-римской борьбе | 3 | 2015 г | Панферов Владимир |
21 | Школьное первенство по шашкам | 1 | 20.12.2013г | Панферов Владимир |
22 | Школьный конкурс поделок «Великий праздник Рождества» | участник | 2015 г | Изотова Инна |