СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Впр в начальной школе как инструмент повышения качества образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВПР в начальной школе как интрумент  повышения   качества образования

Просмотр содержимого документа
«Впр в начальной школе как инструмент повышения качества образования»

ВПР в начальной школе как инструмент повышения качества образования

Добрый день уважаемые участники семинара! Сегодня мы желаем поделиться опытом работы нашей гимназии, а именно МО начальных классов.

В нашем методическом объединении 4 учителя. И мы в своей работе большое внимание уделяем подготовке детей к выполнению ВПР в 4 классе. В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Подготовка к ВПР – это не отдельное мероприятие, это систематическая целенаправленная работа по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в течение всего периода обучения в начальной школе.

На наш взгляд, подготовка не должна сводиться к натаскиванию на тестирование, а должна строиться планомерно с 1 класса, когда мы учим детей осмысленно читать, разборчиво писать и правильно считать. От того, насколько грамотно построена работа, зависит конечный результат.

В нашем методическом объединении сложилась система работы по подготовке к ВПР, с которой хотим вас познакомить.

По результатам проведения всероссийских проверочных работ в личном кабинете образовательной организации на сайте ФИС ОКО представлены все статистические данные. Используя имеющиеся материалы, мы ежегодно проводим анализ ВПР и придерживаемся следующих шагов:

Шаг 1. Анализ участия всех детей в выполнении работ.

Шаг 2. Проводим сравнение отметок, полученных участниками ВПР, с отметками в муниципалитете, регионе, стране.

Шаг 3. Проводим сравнительный анализ результатов ВПР с отметками по журналу, где смотрим, кто из обучающихся повысил, понизил, подтвердил результат. Дать кратко анализ.

Шаг 4.

На основании результатов планируем методическую работу гимназии на следующий учебный год.

Шаг 5.

В плане работы МО есть раздел «Предметная подготовка к ВПР», там распределены все темы ВПР по месяцам и запланированы промежуточные замеры выполнения заданий, к марту все темы по русскому языку, математике, окружающему миру будут планомерно отработаны с каждым учеником.

Анализируем результаты выполнения отдельных заданий проверочной работы. Для работы по данному направлению используется информация отчета "Достижение планируемых результатов", размещенного в личном кабинете ОО.

Работа по русскому языку состоит из двух частей. (С 2025 года первая часть убирается).

Хочу остановиться на некоторых проблемных заданиях второй части работы.

Задание № 4. Произнеси данные ниже слова и поставь знак ударения над

ударными гласными, поэтому каждый урок русского языка открывает минутка правильного ударения. К запланированному домашнему заданию систематически добавляем по 5 словарных слов для запоминания орфоэпических норм.

Задание №6. Определи и запиши основную мысль текста. Эти задания мы разбираем с ребятами с особой тщательностью. В каждом встречающемся тексте на уроке мы определяем основную мысль и задаём вопрос по тексту, эту же работу проводим и на уроках литературного чтения , окружающего мира.

Задание №8. Задай по тексту вопрос, который позволит определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание.

Составить простой вопрос по очевидному факту – это, конечно, показатель низкого уровня подготовки, дети должны уметь задавать каверзные вопросы.

С другой стороны, кто-то из учеников может углубиться в творческий

процесс и растратить на подготовку вопроса драгоценное время. Самым

усидчивым ученикам нужно аккуратно объяснить, что на это задание не

стоит тратить больше трех минут, даже если они в состоянии придумать

очень интересный вопрос.

Раз в неделю даем детям задание на составление разных типов предложений – просьбы, благодарности и т.д.

Шаг 6. В качестве результата проведенного анализа на основании представленных выводов составляем комплекс мер ("дорожную карту") по повышению объективности проведения и проверки работ учащихся и по ликвидации допущенных обучающимися типичных ошибок при выполнении заданий ВПР.

А также выявляем лучшие практики у учителей и выстраиваем методическую работу по внутрикорпоративному обучению.

Кроме работы учителей в МО, мы создаём пары наставничества «Учитель-Учитель», в которой включены и учителя предметники, например учителя английского языка, учитель истории, русского языка и литературы. Эти пары назначаем по принципу «Поделись практическим опытом», учителя проводят практические занятия, мастер- классы по подготовке детей к ВПР.

На заседаниях МО в течение учебного года рассматриваются вопросы по формированию функциональной грамотности обучающихся и достижению всех групп метапредметных результатов, по использованию внеурочных ресурсов для улучшения результатов ВПР, системы работы с текстом на уроках начальной школы как способ подготовки к ВПР, использованию Интернет-ресурсов.

Ежегодный анализ ВПР выявляет основную проблему у детей - это плохая сформированность читательской грамотности.

Ребята не понимают смысл задания, не видят главного.

Поэтому школьное методическое объединение с 2020 года активно работает в рамках муниципальной инновационной площадки «Байкальская лаборатория функциональной грамотности школьников» нашей гимназии. За время деятельности проведены семинары, конференции, где учителями начальной школы даны уроки и мастер- классы.

Анализируя работы ВПР, мы отмечаем, что с заданиями репродуктивного содержания обучающиеся справляются хорошо, но как только встречаются задания на проверку умения извлекать и интерпретировать информацию, представленную в виде текста, строить связи между объектами ребята демонстрируют низкий процент правильного выполнения, поэтому учителя в планы уроков включают задания, направленные на формирование функциональной грамотности.

Также для того, чтобы подготовка к ВПР велась планомерно, мы ведём курс внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» в 3 и 4 классах, а во 1 и 2 классах – программа «Смысловое чтение». Цель данной программы формирование читательской компетентности, которая позволяет детям быть успешными в олимпиадах и конкурсах.

Конечно, огромную роль в подготовке к ВПР играет и эмоциональный настрой учеников. Многие испытывают страх, неуверенность в себе, боятся, что не справятся с работой. Чтобы предотвратить негативный настрой на проведение ВПР, к работе привлекаем педагога-психолога. Она проводит ряд психологических тренингов для учащихся и родителей в течение всего учебного года.

В начале учебного года для родителей обучающихся 4 классов обязательно проводим родительское собрание, где рассказываем о процедуре проведения ВПР, знакомим с критериями оценки, а также предлагаем решить демоверсии по предметам и самостоятельно оценить свою работу. Используем памятки для родителей. Родители с удовольствием принимают участие и в акции «ВПР для родителей», которая проходит в марте каждого года.

Обязательно знакомим родителей с Интернет- ресурсами, где в свободном доступе они могут самостоятельно ознакомиться со всеми материалами по подготовке к ВПР. Вот так складывается наша работа. Хотелось бы напомнить, что в 2025 г. произошли изменения ВПР в 4х классах. В перечень учебных предметов, по которым проводятся ВПР в начальной школе, добавляются литературное чтение и иностранный язык. 2 обязательных – русский, математика и один предмет на основе случайного выбора. Демоверсия по литературному чтению уже опубликована, по английскому языку пока нет.

Значит, перед нами стоят новые задачи:

- Создание единого методического пространства образовательного учреждения как эффективный компонент системы управления качеством образования.

В заключении хочу сказать: «Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога и родителей по освоению обучающимися предметных и метапредметных результатов образования в период всего обучения в начальной школе».