СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение 10класс (профильный уровень)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План уроков на тему "Введение" для 10 класса 

Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под редакцией академика В.К. Шумского и профессора Г.М. Дымшица

Просмотр содержимого документа
«Введение 10класс (профильный уровень)»

Тема: Введение.


Цели и задачи: рассмотреть многообразие живых организмов, сформировать знания о важнейших свойствах, характерных для живых организмов, уровнях организации живой материи, методах изучения, используемых в биологии.


Оборудование: таблицы, кодограмма.


Изучение нового материала:


  1. Биология наука о жизни (bios - жизнь, logos-наука)

(1802г. французский естествоиспытатель и эволюционист Жан Батист Ламарк)

изучает:

  • Строение

  • Жизнедеятельность бактерий, грибов, растений, животных.

  • Среда обитания


БИОЛОГИЯ


Ботаника молекулярная биология

Зоология биохимия

Анатомия химия, биофизика

Физиология физика, генная инженерия

Гигиена + математика, = бионика и т.д.

Цитология кибернетика.

Гистология

Микробиология - обогащение новым

Генетика фактическим материалом

Экология и т.д. – новые теории

- обобщения


Задача курса общей биологии – разобраться в общих закономерностях развития живой природы, попытаться, раскрыть сущность жизни, её форы.


  1. Уровни организации живой материи.


Молекулярный

- любая живая система проявляется на уровне взаимодействия биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов и др. органических веществ.

- начало важнейших жизненных процессов: обмен веществ и энергии, передача наследственной информации и др.


Клеточный

- клетка – элементарная структурная и функциональная единица живого.

- единица развития всех живых организмов.

- осуществляет передачу информации.

- превращение веществ и энергии.

Тканевый

- ткань – совокупность клеток и межклеточного вещества, объединённых выполнением общей функции.

Органный

- орган – структурно функциональное объединение нескольких типов тканей выполняющих единую функцию.


Организменный

- целостная одноклеточная или многоклеточная живая система способная к самостоятельному существованию.

- элементарная единица - особь от момента зарождения до смерти.

Популяционно-видовой

- совокупность организмов одного и того же вида, объединённая общим местом обитания, создаёт популяцию как систему надорганизменного порядка.

- осуществляет простейшие, элементарные эволюционные преобразования.

Биогеоценотический

- биогеоценоз – совокупность организмов разных видов и различной сложности организации, со всеми факторами конкретной среды их обитания: компонентами атмосферы, гидросферы, литосферы.

- включает: неорганические и органические вещества, автотрофные и гетеротрофные организмы

- основная функция – аккумуляция и перераспределение энергии.

Биосферный

- самый высокий уровень организации.

Биосфера = живое в-во + неживое в-во + биокостное в-во (живые организмы) (костное)

- биомасса живого вещества = 2,5 х 1012 тонн. На суше 99,2% - зелёные растения.

- круговорот веществ и превращение энергии связанны с жизнедеятельностью живых организмов.


Каждому уровню соответствуют свои науки и методы исследования.

Молекулярный:

  • Молекулярная биология

  • Биоорганическая химия

  • Биологическая термодинамика

  • Молекулярная генетика и т.д.

Все уровни соподчинены один другому – целостность живой природы.


  1. Основные признаки живых организмов.

(критерии живых систем)

  • Единство химического состава.


Химические элементы жив. орг. = химические элементы нежив природы, но соотношения различных элементов неодинаково.


Неживая Живая

Наряду с кислородом, 98% - углерод, кислород, азот, водород

кремний, железо,

магний, алюминий и т.д. участвуют в образовании сложных

органических молекул


- в неживой природе представлены продуктами жизнедеятельности организмов

- в живом веществе несколько основных групп характеризующихся специфическими функциями и в основном представляю собой регулярные полимеры:

  • Нуклеиновые кислоты ДНК и РНК

  • Белки

  • Углеводы

  • Липиды



  • Метаболизм (обмен веществ и энергии)


- Живые системы открытые, т.к. через них проходят потоки веществ и энергии.

- Неживая природа – небиологический круговорот, т.е. перенос веществ с места на место или изменение их агрегатного состояния (вода – пар – лёд)

У живых организмов в круговороте органических веществ самые существенные процессы: синтез, распад.

Окружающая среда синтез организм распад окружающая среда

ассимиляция диссимиляция

(пластический обмен) (энергетический обмен)


  • Репродукция (самовоспроизведение)

размножение

бесполое половое


дети = родителям

В основе – реакция матричного синтеза, т.е. образование новых молекул и структур на основе информации, заложенной в последовательности нуклеотидов ДНК.

  • Наследственность –способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение.

- обусловлено специфической организацией генетического вещества (генетического аппарата) – генотипическим кодом ( последовательность нуклеотидов ДНК определяет порядок аминокислот в белковой молекуле).

- обеспечивает материальную преемственность (поток информации) между организмами в ряду поколений.

  • Изменчивость – противоположность наследственности и связана с ней.

- изменяются наследственные задатки – гены, определяющие развитие признаков, иначе не происходило бы приспособление видов к меняющимся условиям окружающей среды.

- способность организмов приобретать новые признаки и свойства, в основе которых лежат изменения биологических матриц.

- создаётся разнообразный материал для естественного отбора.

  • Рост и развитие. Развитие всеобщее свойство материи, необратимое, направленное, закономерное изменение объектов живой и неживой природы.

- образует новое качественное состояние объекта.

- изменяется его состояние и структура.

Развитие живой формы существования материи представлено:


Онтогенез

( индивидуальное развитие)

- постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства.

-в основе реализация наследственных программ.

- сопровождается ростом.

- дочерние особи образуются из 1 зиготы или споры, почки или клетки и получают по наследству только генетическую информацию.

- возникает специфическая структурная организация индивида.

Филогенез

(историческое развитие)

- необратимое, направленное развитие живой природы.

-образование новых видов.

-прогрессивному усложнению жизни.

- обеспечивает многообразие живых организмов на Земле.


  • Раздражимость – избирательное реагирование на внешнее воздействие.

Изменение среды воздействие организм

(раздражитель) реакция (чувствительность)

реакция на раздражение – рефлекс (многоклеточные, через н.с.)

- таксис или тропизм (простейшие, растения)

- настии – движение частей организма (растения).

  • Дискретность ( прерывистый, разделённый) – общее свойство материи.

Частицы – атомы – молекулы – сложные соединения

Организм или биологическая система (вид, биоценоз) состоят из обособленных или ограниченных в пространстве, но связанных между собой частей.


Образует структурно-функциональное единство.

Н-р: клетка

Ядро Митохондрии Рибосомы т.д.

  • Авторегуляция – способность живых организмов, поддерживать постоянство химического состава и интенсивность течения физиологических процессов (гомеостаз) при непрерывно меняющихся условиях.

  • Ритмичность – ритм – повторение одного и того же события или воспроизведение одного и того же состояния через равные промежутки времени ( день – ночь, сон – бодрствование, зима – лето).

  • Энергозависимость.

- живые тела – «открытые» для доступа энергии системы, т.е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним энергии и материи извне.

- живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступает энергия.


IV. Методы исследования используемые в биологических науках.

  • Наблюдение

  • Сравнение

  • Исторический

  • Экспериментальный

  • Моделирования