Выявление одаренных детей и способы работы с ними
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов по сравнению с другими людьми в одном или нескольких видах деятельности.
Когда мы говорим о детской одарённости, то имеем в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды.
“Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности”.
Цель работы: создать благоприятные условия для развития одаренных детей.
Задачи.
Выявить одаренных и способных учащихся.
Отобрать среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Организовать систематическую работу с одаренными и способными детьми.
Ожидаемые результаты.
- расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов;
- рост личных достижений;
- создание атмосферы успеха;
- повышение качества образования и воспитания школьников;
- накопление опыта творческой деятельности;
- повышение количества учащихся, занятых в системе дополнительного образования.
Для выявления повышенных способностей ребенка были отобраны методики:
Для педагогов и родителей:
карта интересов;
“интеллектуальный портрет”;
характеристика ученика;
“карта индивидуальной одаренности”;
оценка общей одаренности;
“карта успешности школьников”
Основные мероприятия по работе с одаренными детьми.
- разработка и внедрение программ по интересам;
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- подбор исследовательских и творческих работ школьников;
- участие в научно-практических конференциях и семинарах по проблемам работы с одарёнными детьми;
Формы работы с одаренными учащимися:
индивидуальные и групповые занятия по предметам с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
предметные кружки;
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в школе.
План мероприятий по организации работы с одаренными детьми.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Диагностика одаренных детей | Январь, май ежегодно | Кл. руководитель, педагог-психолог |
2 | Создание и пополнение базы данных одаренных детей. | постоянно | Кл. руководитель |
3 | Организация и проведение школьных олимпиад. | Октябрь ежегодно | Руководитель МО, кл. руководитель |
4 | Участие в районных, региональных олимпиадах | Ноябрь, декабрь ежегодно | Кл. руководитель, руководитель МО |
5 | Организация исследовательской деятельности учащихся | постоянно | Кл. руководитель |
6 | Участие учащихся в школьных, региональных и Всероссийских конкурсах, интеллектуальных марафонах | постоянно | Кл. руководитель |
7 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | Постоянно | Учителя- предметники |
8 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | Постоянно | Администрация, кл. руководитель |
9 | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей | Сентябрь, январь ежегодно | Кл. руководитель. |
10 | Разработка плана индивидуальной работы с одаренными детьми | Август, ежегодно | Кл. руководитель. |
11 | Составление рабочей программы занятий с одаренными детьми | 1 раз в неделю | Кл. руководитель. |
12 | Мониторинг результативности работы с одарёнными детьми. | Май, ежегодно | Кл. руководитель, педагог-психолог |
13 | Распространение опыта работы с одаренными детьми | В течение года | Кл. руководитель, педагог-психолог |
14 | Организация психолого-педагогического просвещения родителей одарённых школьников | В течение года | Кл. руководитель, педагог-психолог |
Результативность
Учащиеся являются активными участниками и победителями предметных олимпиад, конкурсов разного направления, активно занимаются исследовательской работой и имеют призовые места в научно-практической конференции “Первые шаги в науку”.
Как сказал Василий Александрович Сухомлинский, выдающийся педагог-новатор: “Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”. И мы стараемся для своих детей в школе создать такие условия.
Список литературы
Н.Б. Шумакова “Обучение и развитие одаренных детей”. Москва-Воронеж, 2004 г.
А.И. Савенков “Одаренные дети в детском саду и школе”. Москва, 2000 г.
С.Г. Яковлева “Интеллектуальный марафон: задания, решения, материалы”. Самара, 2009 г.