СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление: "История в начальной школе. Преподавание истории в условиях реализации предметных компетенций".

Нажмите, чтобы узнать подробности

С.Кравцов: "Мы сделам все, чтобы сохранилась историческая память..." В начальной школе в рамках  исторического образования учеников должны проводиться уроки патритотического воспитания. Основная задача исторической пропедевтики - погружение учащихся в мир новой для них науки, пробуждение интереса к истории Отечества, знакомство с духовным опытом человечества, мировой культуры

Просмотр содержимого документа
«Выступление: "История в начальной школе. Преподавание истории в условиях реализации предметных компетенций".»

Выступление на МО

Тема: История в начальной школе.

Преподавание истории в условиях

реализации предметных компетенций

19 апреля в Музее Победы в Москве прошло открытие всероссийского школьного исторического форума «Сила — в правде!». На мероприятии присутствовали школьники, учителя, директора школ и чиновники.

В своем приветственном слове министр просвещения РФ Сергей Кравцов, помимо прочего, заявил: «Мы сделаем все, чтобы сохранялась историческая память. Мною принято решение, что историческое образование начнется в школах с 1-го класса».

Через несколько часов после своего заявления в Музее Победы Кравцов уточнил, что история как отдельный предмет все-таки не появится в школах с 1-го класса. С 1-го класса должно вестись историческое просвещение. Не уроки истории, которые начинались и будут начинаться с 5-го класса, а именно просветительские программы. Их можно проводить в рамках предмета „Окружающий мир“, изучать историю своей семьи, своего региона, можно в рамках внеурочной деятельности посещать музеи и выставки».

Прежде чем продолжить разговор об изучении истории в начальных классах, я хотела бы предложить вашему вниманию небольшую цитату.

Слайд 2

Зинченко Владимир Петрович, советский и российский психолог еще в 2002г писал: История в школе – предмет трудный. Надо не просто знать факты, даты, имена. История часто ставит вопрос – почему именно так произошло, учит сравнивать, обобщать. Учит ценить памятники культуры. Дает оценку личностям и на примере разных поступков показывает проявление гражданской позиции. История - стержневой гуманитарный предмет. Мне кажется, что в последние годы мы стали об этом забывать. Насыщенное информационное пространство, в котором мы живем, на первый план, как это не покажется странным, выдвинуло получение информации, а не знаний. Информационное поле ученика и учителя стало гораздо шире, чем раньше. Компьютер, радио, телевидение, поездки по миру… Учебники тоже стали насыщены информацией. В них гораздо больше текста, иллюстраций. Но не всегда информация превращается в знание.

Слайд 3

«Информация – предмет временный, преходящий. Информация – это такое средство, орудие, которое как палку после использования можно отбросить. Знание, конечно, это тоже средство, орудие, но такое, которое становится функциональным органом индивида. Оно необратимо меняет познающего. Как палку его не отбросишь. Знание – это посох, который помогает идти дальше в мир знания и в мир незнания»

Все эти рассуждения имеют прямое отношение к начальной школе.

Слайд 4

Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основываются все школьное обучение и воспитание. Именно в начальной школе формируется учебная деятельность, главная задача которой – научить ребенка учиться. Именно здесь закладываются основы нравственности, духовного развития личности, формируется мир его чувств, эмоций, воображения, мировосприятия. Главной идеей начального обучения, выдвигаемой на современном этапе, является всестороннее развитие ребенка с приоритетным вниманием к их умственному, эстетическому и нравственному воспитанию.

Мы своей работой закладываем фундамент для строительства личности. У нас должна существовать прочная связь со средним школьным звеном. И она существует с математиками, лингвистами. Но знают ли учителя истории что происходит в начальной школе?

Многие учителя истории не знают, что в начальной школе изучают их предмет – отдельным курсом или в составе интегрированного курса «Окружающий мир». К вопросу об изучении истории в начальной школе они относятся по- разному, но все говорят одно и тоже: у учителей начальных классов нет для этого достаточно знаний .

Слайд 5

Как мы работаем сейчас:

«Окружающий мир» состоит из природоведческой и историко-обществоведческой составляющей. В I–II кл. они изучаются интегрировано, это базовая информация о народах, населяющих Россию . А в III–IV кл. мы говорим о территории нашей страны, о странах-соседях. Изучаем введение в мировую и российскую историю, основы обществознания. Две самостоятельные части учебника. (ну никак не вяжется кровеносная система человека и история развития государства).

Слайд 6

Что будет дальше

Первый замглавы комитета по просвещению Госдумы Михаил Берулава пояснил, что в рамках исторического образования для учеников начальной школы будут скорее проводиться уроки патриотического воспитания: «Заказ дадим, эксперты должны определить программу, её насыщенность, наполнение. Подрастающее поколение воспитывает всё, даже стены. Можно всегда найти исторические фрагменты, прививать любовь к родине — даже с 1-го класса. Будет учитываться физиологическое развитие. Доверим учёным, историкам — они предложат, что включить в программу». Разговоры о важном мы все с вами ведем.

Для успешного обучения детей на уроках, мероприятиях, посвященных истории родной страны, родного края, надо сначала вызвать у ребят интерес, желание и стремление овладевать новыми знаниями, вызвать у учащихся интерес и желание узнать почему и откуда, а также для чего мне это нужно. Поэтому очень важный компонент – мотивация.

История в начальной школе – как раз тот предмет, при изучении которого учебно-познавательные мотивы могут развиваться очень активно. История – это интересно, это необычное «путешествие в прошлое на машине времени». У учеников почти нет представлений о прошлом, и его надо создать эмоциональным рассказом учителя, интересным авторским текстом учебника, иллюстрациями, которые хочется рассматривать.

Основная задача исторической пропедевтики на начальном этапе обучения истории – это погружение учащихся в мир новой для них науки, пробуждение интереса к истории Отечества, знакомство с духовным опытом человечества, мировой культуры. А также подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории. Нам необходимо обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителем которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Анализ возрастных психологических особенностей младших школьников требует тщательного отбора исторического материла для этого пропедевтического курса.

Слайд 7

Ребенка надо ввести в мир истории через вещно-материальную среду, что даст возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон: лингвистической, естественнонаучной, художественно-эстетической; научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем; помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.

Слайд 8

При формировании исторических знаний надо опираться на то, что ученикам близко и знакомо: история своей семьи, история родного края. Еще русский педагог К.Д.Ушинский писал, что «русская семья со всеми своими элементами, добрыми и дурными, со всей своей внутренней жизнью, дающей и целебные и ядовитые плоды, есть создание истории». За россыпью историко-социальных фактов, научных гипотез, конкретных деталей быта мы должны увидеть народный характер, который вырастает в семье и творит историю народа и человечества. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

Широкое использование краеведческого материала помогает усвоить идею, что история большой и малой Родины тесно взаимосвязаны. Создание представлений о тесной взаимосвязи истории Отечества и истории семьи, их родного края, о преемственности между культурой прошлого и культурой современности способствует тому, что отношения «человек – история» наполняются в сознании школьника конкретным, близким и понятным содержанием. Это помогает детям осознать связь изучаемого материала со своей жизнью, формирует ценностное отношение к прошлому.

Слайд 9

И на вопрос о содержании предмета «история» современная история отвечает: это люди и их дела, это люди и их действия, это представления людей о самих себе и об окружающем мире, отраженные в формах их общения друг с другом, обычаях, ритуалах, запечатленные в памятниках письменности и зодчества, в художественном творчестве, быте.



Человек оставляет на земле «следы» своей деятельности. И с этих «следов» мы и начинаем изучение истории.

Сегодня мы хотим провести с вами классный час, мероприятие, назвать можно как угодно, которое можно использовать в своей работе для исторического просвещения младших школьников