Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа с. Троекурово
Чаплыгинского муниципального района
Липецкой области
Выступление на педсовете
«Особенности направления обучающихся на комиссию ПМПК»
Подготовила: учитель Титова Е.А.
ПМПК — это психолого-медико-педагогическая комиссия. Медики, педагоги и психологи изучают особенности развития ребенка и после этого совместно решают, требуются ли ему специальные условия для обучения.
ПМПК – это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу и ли обратно в обычную.
Попасть на комиссию можно двумя способами:
По инициативе родителей, когда они сами подают заявление в территориальную ПМПК, видя, что у ребёнка есть особенности развития.
По инициативе школы. Педагоги вправе предложить родителям пройти комиссию, но без письменного согласия родителей ПМПК не проведут.
В школе на ПМПК могут направить, если педагоги обнаружили, что уровень психического или физического развития ребенка не соответствует его возрасту. Более корректно в этом случае сказать, что школа не «направляет», а рекомендует.
Чаще всего на ПМПК отправляют ребёнка дошкольного или младшего школьного возраста, это учащиеся 1-4 классов, поскольку именно в это время выявляются особенности развития и становится понятно , есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет. Например, ребёнок к концу первого класса не научился читать, писать, считать в пределах десятка. То есть, в данном случае мы говорим о неуспеваемости, также это не соответствующий возрасту уровень двигательного развития, общее недоразвитие речи и тяжелое нарушение речи, задержка психического развития.
Предложение пройти с ребенком ПМПК пугает многих родителей. Бытует убеждение, что после комиссии все дети идут в коррекционную школу и это клеймо на всю жизнь. На самом деле задачи комиссии ПМПК совсем другие: определить, нуждается ли обучающийся в особенных условиях получения образования, либо в дополнительной работе с логопедом, психологом и другими специалистами.
При выявлении проблем с усвоением ребенком образовательной программы или при обнаружении у него грубого несоответствия возрастным нормам речевого, интеллектуального, физического или психического развития, в учебном заведении собирается консилиум, состоящий из педагогов, логопедов и психологов. На консилиум обязательно приглашают родителей ребенка.
Учителя, специалисты и родители совместно обсуждают проблемы ребенка и коллегиально принимают решение рекомендовать прохождение комиссии. С протоколом знакомят родителей, а они, в свою очередь, могут согласиться либо не согласиться с выводами специалистов. Как правило, родители отрицают существующую проблему , говорят, что это проявляется только в школе, дома их ребенок совсем другой, в школе к ребенку учителя не смогли найти подход, а одноклассники игнорируют их ребенка и т.д. В таких случаях необходимо назначить повторную встречу с родителями и пригласить их посетить урок и посмотреть, как ученик ведет себя в классе, что он знает и умеет. В любом случае все дальнейшие действия будут происходить исключительно на добровольной основе с согласия родителей или законных представителей.
В случае согласия родителей, школа дает направление на прохождение ребенком расширенного медицинского осмотра, результаты которого, вместе с пакетом других документов (их комплектует само учреждение) в указанный срок предоставляются на ПМПК.
Специальной подготовки ПМПК не требует. То есть не надо ребёнка натаскивать на решение каких-то задач или давать выученные ответы.
После того как ребёнок прошёл обследование, родителям выдают заключение. Оно содержит рекомендации родителям и учебному заведению. Дальше родители действуют на свое усмотрение.
Варианты того, как реагировать на рекомендации ПМПК:
Проигнорировать заключение комиссии. Не предъявлять документ в учебное заведение. Через год заключение станет недействительным.
Отдать заключение в учебное заведение, чтобы в нём выполнялись рекомендации ПМПК. Для школ заключение комиссии обязательно к исполнению. Если сказано, что ребёнку нужны занятия с логопедом, то образовательная организация обязана организовать бесплатные занятия. Если заключили, что ребёнку нужен пандус, сурдопереводчик, специальные учебные пособия, то это тоже всё должно быть осуществлено. Родители ни за что не платят.
Оспорить заключение ПМПК, если не согласны с заключением. Подать обжалование можно в Центральную комиссию, а затем — в Межведомственную конфликтную комиссию.
Результаты ПМПК для родителей носят исключительно рекомендательный характер, а в состав комиссии входят люди со специальным образованием, знающие, как не нанести психологический вред ребенку.
По ее результатам определяют:
может ли ребенок учиться в обычной школе или его нужно перевести в коррекционную;
необходимо ли переводить школьника на домашнее обучение;
какие специальные условия обучения нужны ребенку;
понадобятся ли дополнительные занятия с логопедом или психологом;
какую адаптированную образовательную программу нужно подобрать (если есть необходимость).
Обязательно ли проходить ПМПК Отправить на комиссию в школе по неуспеваемости принудительно не могут. Для этого обязательно нужно согласие родителей.
От прохождения ПМПК можно отказаться, указывать причины для этого не нужно. Письменный отказ не понадобится.
Но стоит учесть, что ПМПК проводят для того, чтобы вовремя выявить нарушения и подобрать комфортную образовательную программу для ребенка. Не всегда родители справляются самостоятельно. А специалисты помогут школьнику адаптироваться и правильно развиваться.
Какие документы нужны для прохождения комиссии
Чтобы пройти комиссию, понадобятся следующие документы:
Паспорт родителя или документ, подтверждающий полномочия представлять интересы ребенка, — например, постановление об опеке.
Согласие на обследование ребенка. Бланк предоставит специалист комиссии.
Копия паспорта или свидетельства о рождении ребенка, а также оригинал документа или его нотариально заверенная копия.
Направление на ПМПК от образовательной или медицинской организации. Если не специалисты, а родители инициируют прохождение ПМПК, за направлением тоже можно обратиться в детсад, школу или в поликлинику — туда, где есть сведения об имеющихся у ребенка проблемах.
Заключение предыдущей комиссии, если она была.
Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих его в поликлинике по месту жительства или регистрации. Выписку готовит участковый педиатр поликлиники. Заключения подписывают невролог, детский психиатр, офтальмолог, отоларинголог и другие специалисты по необходимости.
Характеристика от детсада или школы. В ней указывают, как ребенок осваивает образовательную программу, как взаимодействует с другими детьми и педагогами, есть ли особенности в его поведении и другое.
Письменные работы по русскому языку, математике и творческие работы школьника. После ПМПК их вернут.
После беседы обычно уже не в присутствии ребенка и родителя комиссия обсуждает конкретный случай и выносит решение. Потом ребенка и его маму или папу снова приглашают и озвучивают им рекомендации.
Также по итогам обследования специалисты ПМПК готовят протокол, с которым родителей знакомят под подпись. Это подтверждает, что родители присутствовали на комиссии.
Заключение ПМПК оформляют на специальном бланке. В документе указывают:
нуждается или не нуждается ребенок в создании специальных условий для получения образования. Если нуждается, то в сопровождении специалистов какого профиля;
по какой адаптированной программе обучать ребенка школе и как долго;
есть ли необходимость для повторного прохождения ПМПК.
Каждый год проходить ПМПК не нужно. Если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года, то оно действительно, максимум, на уровень обучения, либо на срок, указанный в заключении (Например: «Контроль через год»).
Если по мнению учителей, специалистов и родителей по окончании уровня образования, например, начального общего образования (перед 5 классом) ребёнок, не нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе, то есть задержка психического развития скомпенсирована, ППк отмечает этот факт в карте динамического наблюдения и повторно на ПМПК не направляет.
Необходимо пройти ПМПК повторно, если в предыдущем заключении указан диагностический срок (Например: «Контроль через год»), либо по решению консилиума ребёнок нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе при переходе на следующий уровень обучения.
Также, если ребёнок переведён на индивидуальное обучение (по Постановлению врачебной комиссии), необходимо обратиться в ПМПК, чтобы это специальное условие обучения было отражено в заключении. (Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).
Психолого-педагогический консилиум направляет на ПМПК если ребёнок:
— имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 п.5 ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий;
— испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующий уровень обучения (ст. 58, п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»);
— находится на индивидуальном обучении (имеет постановление врачебной комиссии с указанием срока действия);
— имеет заключение ПМПК, обучался по адаптированной программе и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА;
— имеет хроническое заболевание, наблюдается у врача-специалиста (не на индивидуальном обучении) и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА.