Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Герасимова Яна Константиновна,
Педагог дополнительного образования
Выступление на семинаре «Актуальные вопросы в подготовке детей к конкурсам различного уровня»
К теме участия ребёнка в различных конкурсах многие относятся неоднозначно. Есть сторонники этого современного явления, которые аргументируют своё мнение тем, что ребёнка нужно с детства приучать быть конкурентноспособным, сильным духом и целеустремлённым.
К тому же, считают они, процесс подготовки повышает техническое мастерство исполнителя и его профессионализм.
Другие же говорят о том, что если у ребёнка, участвующего в конкурсе, не будет ситуации успеха (а ведь он не застрахован от неудачного выступления), то это может в дальнейшем отразиться на его психике, самооценке. Он начнёт сравнивать себя с другими, и у него даже может развиться комплекс неполноценности.
Моё мнение, принимая во внимание и то, и другое, находится посередине.
Я считаю, что ребёнок может начинать участвовать в конкурсах ещё в дошкольном возрасте, но только в коллективных (ансамблевых) номерах.
А вот начиная с 11 -12 лет, если у ребёнка есть желание, хорошие данные и опыт сценических выступлений, он вполне может попробовать себя в качестве солиста.
Но всегда есть исключения! И мы знаем из опыта различных телевизионных шоу-проектов, что победителями иногда становились дети и в более раннем возрасте!
Всё очень индивидуально, поэтому прежде чем начинать готовить ребёнка к участию в конкурсе, взвешивайте все «за» и все «против».
Конечно, если юный вокалист талантлив, у него от природы отличные музыкальные способности и красивый тембр голоса, тогда победить в любом конкурсе ему будет легко, и вопрос участвовать или не участвовать в нём - вообще не стоит.
Если же ребёнок не имеет таких ярких способностей, а просто любит петь и выступать, с удовольствием занимается вокалом, то предлагаю вам пошаговый план, который поможет подготовить качественный конкурсный номер и обеспечит вашему ученику высокую оценку жюри.
Первый этап. Выбор песни.
Итак, вы приняли решение готовить ребёнка к выступлению на конкурсе, и перед вами первым, и самым главным, становится вопрос выбора песни, так как от этого зависит 90% успеха.
Вот основные критерии той музыкально-вокальной композиции, которая принесёт успех вашему ученику.
Выбор песни должен быть основан на том, чтобы показать лучшие и самые сильные стороны исполнителя!
Например, если ребёнок артистичен, то ему лучше исполнять игровые или «характерные» песни, с элементами инсценировки и театрализации.
Или если у ребёнка нежный лирический тембр голоса, тогда ему лучше подобрать песню с красивой мелодией, широким диапазоном.
Проанализируйте все сильные качества ученика и подберите несколько песен. В процессе работы остановитесь на самом «выигрышном» варианте.
Выбранная песня должна соответствовать возрасту исполнителя.
Во-первых, ребёнку должно быть понятно эмоциональное содержание произведения и его текст.
А во-вторых, если песня на слуху, и её все привыкли слышать в студийном исполнении взрослого певца, то скорее всего, исполнение ребёнком этой же песни будет оценено жюри не в его пользу…
Отсюда вытекает и следующий пункт.
Песня должна быть не очень известная.
Если же вы берёте популярную вещь прошлых лет, то она должна быть в новой, современной обработке.
Ещё лучше, если песня будет вообще новая, написанная местными авторами или самим ребёнком!
А вот исполняя на конкурсе известную композицию, есть риск, что её поют и другие участники (очень часто на конкурсах звучат одни и те же песни). И тогда, чтобы победить, нужно спеть лучше всех! А это уже задача посложнее, чем выступить с эксклюзивным номером.
Песня должна нравиться самому исполнителю!
И самое главное, она должна быть такой сложности, чтобы ребёнок легко справлялся с ней.
Я думаю, вам понятно то, что на конкурсе надо показать самое лучшее, что уже не будет вызывать у ученика особых трудностей, ни при разучивании, ни при исполнении!
Второй этап. Работа над песней.
После выбора песни начинается самый серьёзный и продолжительный период подготовки – разучивание самой песни. Он состоит также из нескольких этапов. Рассмотрим их.
Работа над песней всегда должна начинаться с работы над чистотой интонации! Не допускайте любых неточностей, «вычищайте» каждую ноту!
Чистое пение - это залог вашего успеха, поэтому уделяйте этому большое внимание!
Следующий важный момент – работа над техникой исполнения. В зависимости от технических задач конкретного произведения, подбирайте различные приёмы и упражнения, работайте над ними, после чего закрепляйте полученные навыки в песне.
Особое внимание уделяйте вокальному дыханию, работе над звуком, дикцией и артикуляцией, подбору удобной тональности.
Третий, не менее важный пункт (хотя в некоторых случаях он может идти параллельно с первым и со вторым) – это работа над эмоциональным содержанием и характером исполнения песни.
В зависимости от возраста и темперамента ребёнка здесь можно применять различные методы и приёмы. Например,
- читать выразительно текст песни;
- разбирать строение музыкальных фраз;
- находить смысловые акценты;
- работать над музыкальной формой;
- прослушать другие варианты исполнения этой песни и отметить, что в них нравится.
Эмоциональное исполнение песни – очень важная составляющая успешного выступления!
Третий этап. Постановка номера.
Постановка номера – следующий, самый интересный этап подготовки. Именно от того, как вы придумаете концепцию вашего номера, зависит, будет ли он оригинальным, запоминающимся, или рядовым и не ярким.
Здесь также нам предстоит разбить работу на следующие части.
1.Работа над мимикой лица и жестами.
Если у ребёнка от природы нет артистических способностей, то его этому надо учить, показывая различные варианты, как можно использовать мимику и жесты во время исполнения песни.
Также необходимо давать юному вокалисту возможность проявлять самостоятельность, иногда даже оригинальность. Но во всём должно быть чувство меры, а также помните о том, что необходимо соблюдать стилистические особенности исполняемого произведения.
2.Работа над сценическим движением.
На этом этапе желательно подключить к работе хореографа. Все движения должны быть музыкальны и ритмичны, гармоничны и естественны.
При этом они не должны мешать исполнителю, а также занимать всё его внимание! Даже в медленной песне необходимо двигаться! В быстрых же композициях следить за тем, чтобы движения не сбивали дыхание.
В том случае, если ребёнку сложно, или песня не предполагает движений, тогда отдавайте предпочтение первому пункту.
Особое внимание обратить на выход и заключение, а также постановку движений на проигрышах.
3. Создание сценического образа.
Детям очень важно прививать сценическую культуру и обращать внимание на все детали:
- сценический костюм, обувь;
- причёска;
- аксессуары.
Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя настоящим артистом, умел перевоплощаться. В этом большую роль играет создание его сценического образа. Иногда здесь также может потребоваться консультация специалиста. Красивый, яркий костюм – визитная карточка исполнителя.
Четвёртый этап. Сценический опыт.
Последним важным моментом подготовки является возможность приобретения исполнителем сценического опыта. Здесь на первый план выходит психологический аспект и развитие таких личностных качеств, как уверенность в себе, смелость, умение собраться и владеть собой.
Для развития этих навыков важен опыт, поэтому желательно выступить с подготовленным номером несколько раз до конкурса:
- перед своими родными и близкими на домашнем концерте;
- на школьном мероприятии или вечеринке;
- на мероприятии городского уровня, или классном концерте.
Каждое выступление будет способствовать развитию всех перечисленных качеств и сведёт к минимуму риск неудачи из-за боязни публичных выступлений, страха перед выходом на сцену, неопытности и т.д.
На этом этапе важно больше хвалить ребёнка, обязательно говорить о его достоинствах, и не заострять внимание на недостатках.
Если у ребёнка всё таки возникнут проблемы, можно проконсультироваться с психологом, который выяснит причину и даст конкретные рекомендации.
10 типичных ошибок, которые допускают конкурсанты-вокалисты
Пройдя с учеником все описанные выше этапы подготовки к конкурсу, вы уже гарантированно получите высокие баллы, Дипломы и награды.
Но всё-таки хочу ещё обратить ваше внимание на типичные ошибки, которые допускают многие участники вокальных конкурсов. Зная их, вы будете более пристально обращать на них внимание и стараться не допускать эти ошибки в своей работе.
Ошибка 1.
Не чисто интонирует, не попадает в ноты!
Ошибка 2.
Недоработаны начало и окончание фраз !
Ошибка 3.
Расходится с фонограммой!
Ошибка 4.
Плохое качество фонограммы, фонограмма имеет прописанную мелодию или слишком яркий бэк-вокал (ответственность за эту ошибку 100% лежит на руководителе)!
Ошибка 5.
Неудобная тональность – ребёнку петь слишком низко или слишком высоко!
Ошибка 6.
Репертуар и содержание песни не соответствует возрасту!
Ошибка 7.
Крикливый звук или слишком тихий, робкий звук!
Ошибка 8.
Нечёткая дикция и недостаточно активная артикуляция!
Ошибка 9.
Неэмоциональное исполнение, не продуман сценический образ, мимика и жесты!
Ошибка 10.
Забывание текста!