СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре «Актуальные вопросы в подготовке детей к конкурсам различного уровня»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре «Актуальные вопросы в подготовке детей к конкурсам различного уровня»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре «Актуальные вопросы в подготовке детей к конкурсам различного уровня»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»



Герасимова Яна Константиновна,

Педагог дополнительного образования



Выступление на семинаре «Актуальные вопросы в подготовке детей к конкурсам различного уровня»



К теме участия ребёнка в различных конкурсах многие относятся неоднозначно. Есть сторонники этого современного явления, которые аргументируют своё мнение тем, что ребёнка нужно с детства приучать быть конкурентноспособным, сильным духом и целеустремлённым.

К тому же, считают они, процесс подготовки повышает техническое мастерство исполнителя и его профессионализм.

Другие же говорят о том, что если у ребёнка, участвующего в конкурсе, не будет ситуации успеха (а ведь он не застрахован от неудачного выступления), то это может в дальнейшем отразиться на его психике, самооценке. Он начнёт сравнивать себя с другими, и у него даже может развиться комплекс неполноценности.

Моё мнение, принимая во внимание и то, и другое, находится посередине.

Я считаю, что ребёнок может начинать участвовать в конкурсах ещё в дошкольном возрасте, но только в коллективных (ансамблевых) номерах.

А вот начиная с 11 -12 лет, если у ребёнка есть желание, хорошие данные и опыт сценических выступлений, он вполне может попробовать себя в качестве солиста.

Но всегда есть исключения! И мы знаем из опыта различных телевизионных шоу-проектов, что победителями иногда становились дети и в более раннем возрасте!

Всё очень индивидуально, поэтому прежде чем начинать готовить ребёнка к участию в конкурсе, взвешивайте все «за» и все «против».

Конечно, если юный вокалист талантлив, у него от природы отличные музыкальные способности и красивый тембр голоса, тогда победить в любом конкурсе ему будет легко, и вопрос участвовать или не участвовать в нём - вообще не стоит.

Если же ребёнок не имеет таких ярких способностей, а просто любит петь и выступать, с удовольствием занимается вокалом, то предлагаю вам пошаговый план, который поможет подготовить качественный конкурсный номер и обеспечит вашему ученику высокую оценку жюри.

Первый этап. Выбор песни.

Итак, вы приняли решение готовить ребёнка к выступлению на конкурсе, и перед вами первым, и самым главным, становится вопрос выбора песни, так как от этого зависит 90% успеха.

Вот основные критерии той музыкально-вокальной композиции, которая принесёт успех вашему ученику.

Выбор песни должен быть основан на том, чтобы показать лучшие и самые сильные стороны исполнителя!

Например, если ребёнок артистичен, то ему лучше исполнять игровые или «характерные» песни, с элементами инсценировки и театрализации.

Или если у ребёнка нежный лирический тембр голоса, тогда ему лучше подобрать песню с красивой мелодией, широким диапазоном.

Проанализируйте все сильные качества ученика и подберите несколько песен. В процессе работы остановитесь на самом «выигрышном» варианте.


Выбранная песня должна соответствовать возрасту исполнителя.

Во-первых, ребёнку должно быть понятно эмоциональное содержание произведения и его текст.

А во-вторых, если песня на слуху, и её все привыкли слышать в студийном исполнении взрослого певца, то скорее всего, исполнение ребёнком этой же песни будет оценено жюри не в его пользу…

Отсюда вытекает и следующий пункт.

Песня должна быть не очень известная.

Если же вы берёте популярную вещь прошлых лет, то она должна быть в новой, современной обработке.

Ещё лучше, если песня будет вообще новая, написанная местными авторами или самим ребёнком!

А вот исполняя на конкурсе известную композицию, есть риск, что её поют и другие участники (очень часто на конкурсах звучат одни и те же песни). И тогда, чтобы победить, нужно спеть лучше всех! А это уже задача посложнее, чем выступить с эксклюзивным номером.

Песня должна нравиться самому исполнителю!

И самое главное, она должна быть такой сложности, чтобы ребёнок легко справлялся с ней.

Я думаю, вам понятно то, что на конкурсе надо показать самое лучшее, что уже не будет вызывать у ученика особых трудностей, ни при разучивании, ни при исполнении!

Второй этап. Работа над песней.

После выбора песни начинается самый серьёзный и продолжительный период подготовки – разучивание самой песни. Он состоит также из нескольких этапов. Рассмотрим их.

Работа над песней всегда должна начинаться с работы над чистотой интонации! Не допускайте любых неточностей, «вычищайте» каждую ноту!

Чистое пение - это залог вашего успеха, поэтому уделяйте этому большое внимание!

Следующий важный момент – работа над техникой исполнения. В зависимости от технических задач конкретного произведения, подбирайте различные приёмы и упражнения, работайте над ними, после чего закрепляйте полученные навыки в песне.

Особое внимание уделяйте вокальному дыханию, работе над звуком, дикцией и артикуляцией, подбору удобной тональности.



Третий, не менее важный пункт (хотя в некоторых случаях он может идти параллельно с первым и со вторым) – это работа над эмоциональным содержанием и характером исполнения песни.

В зависимости от возраста и темперамента ребёнка здесь можно применять различные методы и приёмы. Например,

- читать выразительно текст песни;

- разбирать строение музыкальных фраз;

- находить смысловые акценты;

- работать над музыкальной формой;

- прослушать другие варианты исполнения этой песни и отметить, что в них нравится.

Эмоциональное исполнение песни – очень важная составляющая успешного выступления!

Третий этап. Постановка номера.

Постановка номера – следующий, самый интересный этап подготовки. Именно от того, как вы придумаете концепцию вашего номера, зависит, будет ли он оригинальным, запоминающимся, или рядовым и не ярким.

Здесь также нам предстоит разбить работу на следующие части.

1.Работа над мимикой лица и жестами.

Если у ребёнка от природы нет артистических способностей, то его этому надо учить, показывая различные варианты, как можно использовать мимику и жесты во время исполнения песни.

Также необходимо давать юному вокалисту возможность проявлять самостоятельность, иногда даже оригинальность. Но во всём должно быть чувство меры, а также помните о том, что необходимо соблюдать стилистические особенности исполняемого произведения.

2.Работа над сценическим движением.

На этом этапе желательно подключить к работе хореографа. Все движения должны быть музыкальны и ритмичны, гармоничны и естественны.

При этом они не должны мешать исполнителю, а также занимать всё его внимание! Даже в медленной песне необходимо двигаться! В быстрых же композициях следить за тем, чтобы движения не сбивали дыхание.

В том случае, если ребёнку сложно, или песня не предполагает движений, тогда отдавайте предпочтение первому пункту.

Особое внимание обратить на выход и заключение, а также постановку движений на проигрышах.

3. Создание сценического образа.

Детям очень важно прививать сценическую культуру и обращать внимание на все детали:

- сценический костюм, обувь;

- причёска;

- аксессуары.

Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя настоящим артистом, умел перевоплощаться. В этом большую роль играет создание его сценического образа. Иногда здесь также может потребоваться консультация специалиста. Красивый, яркий костюм – визитная карточка исполнителя.

Четвёртый этап. Сценический опыт.

Последним важным моментом подготовки является возможность приобретения исполнителем сценического опыта. Здесь на первый план выходит психологический аспект и развитие таких личностных качеств, как уверенность в себе, смелость, умение собраться и владеть собой.

Для развития этих навыков важен опыт, поэтому желательно выступить с подготовленным номером несколько раз до конкурса:

- перед своими родными и близкими на домашнем концерте;

- на школьном мероприятии или вечеринке;

- на мероприятии городского уровня, или классном концерте.

Каждое выступление будет способствовать развитию всех перечисленных качеств и сведёт к минимуму риск неудачи из-за боязни публичных выступлений, страха перед выходом на сцену, неопытности и т.д.

На этом этапе важно больше хвалить ребёнка, обязательно говорить о его достоинствах, и не заострять внимание на недостатках.

Если у ребёнка всё таки возникнут проблемы, можно проконсультироваться с психологом, который выяснит причину и даст конкретные рекомендации.

10 типичных ошибок, которые допускают конкурсанты-вокалисты

Пройдя с учеником все описанные выше этапы подготовки к конкурсу, вы уже гарантированно получите высокие баллы, Дипломы и награды.

Но всё-таки хочу ещё обратить ваше внимание на типичные ошибки, которые допускают многие участники вокальных конкурсов. Зная их, вы будете более пристально обращать на них внимание и стараться не допускать эти ошибки в своей работе.

Ошибка 1.

Не чисто интонирует, не попадает в ноты!

Ошибка 2.

Недоработаны начало и окончание фраз !

Ошибка 3.

Расходится с фонограммой!

Ошибка 4.

Плохое качество фонограммы, фонограмма имеет прописанную мелодию или слишком яркий бэк-вокал (ответственность за эту ошибку 100% лежит на руководителе)!

Ошибка 5.

Неудобная тональность – ребёнку петь слишком низко или слишком высоко!




Ошибка 6.

Репертуар и содержание песни не соответствует возрасту!

Ошибка 7.

Крикливый звук или слишком тихий, робкий звук!

Ошибка 8.

Нечёткая дикция и недостаточно активная артикуляция!

Ошибка 9.

Неэмоциональное исполнение, не продуман сценический образ, мимика и жесты!

Ошибка 10.

Забывание текста!